Выдержка из текста работы
В самом общем значении воспитательное (некарательное) воздействие служит возвращению правонарушителя в общество. Разумеется, возникает вопрос, каким образом преступник может быть принят обратно в то самое общество, которое было причастно к его преступлению (в частности, своей социальной дезорганизацией). Исполнение наказания без правонарушителя, конечно, немыслимо, однако оно всегда должно выходить за рамки воздействия на одного преступника и содействовать устранению общественных причин преступности. Его не следует представлять только как принудительное содержание людей в местах лишения свободы. Исполнение наказания связано с решением очень широкой уголовно-политической задачи, хотя это еще понимается недостаточно. Как способ возвращения правонарушителей в общество социально-культурная деятельность, иногда называемое реабилитацией или ресоциализацией, включает наряду с моделью воздействия (обращения) также модель справедливости.
Обе эти модели содержат элементы социально-культурной деятельности. В ненасильственной модели справедливости такое воздействие имеет второстепенное значение, ее смысл заключается в гуманизации исполнения наказания. Она применяется на добровольной основе и не может навязываться ни прямо, ни косвенно. В модели ресоциализации не только преступник подвергается воздействию в рамках и посредством той социальной общины, в которой он живет или в которую он переводится из преступной среды, но также жертва преступления и некоторые социальные группы (например, с помощью семейной терапии), в которых живут и преступник и жертва.
Наказание в виде применения телесного, психического или социального воздействия не содержит воспитательные элементы, поскольку подобное наказание превращает преступника в объект насилия. Оно наносит ему реальный ущерб (унижение, клеймение). Воспитательное и социально-культурное же воздействие должно помочь преступнику (возвратиться в общество), жертве (получить возмещение причиненного ей вреда) и обществу (избежать рецидивов, добиться примирения между преступником и его жертвой, восстановить и поддержать общественный порядок). Понятое таким образом воспитательное (некарательное) воздействие уже само по себе может стать моделью социально-культурного исправления преступника.
Приведем иллюстрирующий пример столь неудобоваримого теоретического рассуждения. Например в России потребление алкоголя порождает ряд серьезных проблем. С точки зрения международных стандартов мы пьем не так уж много, но мы пьем при таких обстоятельствах, что это позволяет пьяницам уклоняться от социального контроля в его обычных формах. Поэтому понятно, что пьянство и контроль за потреблением спиртных напитков находятся в центре внимания нашего общества. Это важная и сложная проблема. Важная в связи с многочисленными и очевидными признаками неблагополучия. Сложная, потому что мы хотим отделаться от проблемы, а не от алкоголя. Поэтому мы не можем запретить само вещество, как сделали, например, с героином. В отношении большинства наркотических веществ мы официально проводим политику полного воздержания. Мы говорим, что наркотики вредны для каждого, за исключением случаев, относящихся к компетенции медицины. Когда речь идет об алкоголе, такое решение, по-видимому, невозможно. Мы понимаем, что в данном случае проблема заключается не в самом веществе, то есть в алкоголе, а в определенных категориях его потребителей. Конечно, в нашем распоряжении имеется большой набор правил и предписаний, регулирующих торговлю спиртными напитками, но, помимо частичного контроля за самим веществом, мы пытаемся контролировать некоторых лиц, которые не знают меры в потреблении спиртного.
В первую очередь мы сделали попытку взять под контроль опустившихся людей. Пьяные на улицах представляли собой досадную и неприглядную помеху общественному порядку. Сторонники трезвости использовали их в качестве примера в педагогических целях; потребителей спиртного они смущали. Поэтому пьяниц надлежало убрать с глаз долой. Однако трудно было признать поведение таких лиц настолько отвратительным, чтобы подвергать их наказанию, которое устранило бы их на длительный срок ради реального оздоровления обстановки.
Но что, по справедливости, нельзя было сделать в порядке наказания, то не вызывало возражений, когда применялось под видом некарательного воздействия. Некарательное воздействие также может причинять боль. Но ведь причиняют боль и многие формы лечения. И в данном случае боль причиняется ненамеренно. Чтобы сгладить эту боль общество предлагает помещать алкоголиков не просто в лагеря, где собираются им подобные, но в передовые в духовном плане трудовые коллективы. Например, в православные общины при Храмах, которых только в одной Москве более 200. Таким образом, алкоголику дана возможность получения смягчающего удара по самолюбию, потомучто, как мы знаем, в таких православных общинах никто над ним смеяться не будет. Кроме того, преступивший порог морали получит возможность приобщиться к социально-культурной деятельности общины, учавствовать в богослужениях, которые напоминают внешне акт величайшего культурного действа. Таким образом намеревающийся преступить порог закона человек посредством культурно-нравственного воздействия получить возможность эффективного исцеления посредством прямого воздействия культурной жизни общины.
Кстати, таких людей можно было бы отдавать на исправления в коллективы возрождающейся народной дружины, но отсутствие культуры в ее рядах, что для нас не секрет, делает это невозможным.
2. Изучение аудитории
Воспитательное воздействие нацелено на то, чтобы путем вмешательства государства искоренить социально неприемлемое поведение. Содействующими этой цели методами могут стать, например, изучение групп, склонных к проявлению преступных деяний или уже находящихся под наблюдением государства, методами наблюдения могут быть профессиональная подготовка, воспитание в часы досуга, индивидуальные или групповые консультации, а также различные виды физической, психической и социальной терапии, медикаментозные и оперативные методы (например, кастрация), индивидуальная психотерапия и групповая терапия. Изучение аудитории характеризуется следующими четырьмя основными моментами:
— эта модель объясняет возникновение преступности единственно или преимущественно индивидуальной патологией преступника, статичными или динамичными нарушениями в структуре его личности (согласно психопатологической или психоаналитической теории преступности);
— путем индивидуального психологического и психиатрического диагноза и такой же терапии эта модель обеспечивает устранение нарушений в структуре личности и тем самым ресоциализирует преступника;
— психологическая и психиатрическая индивидуальная терапия нацелена не только на гуманизацию исполнения наказания, но и на предотвращение рецидива или по крайней мере на уменьшение его вероятности;
— с помощью этой модели в тюрьме создается такой климат, в котором отдельного заключенного можно «настроить» (путем убеждения или даже социального нажима в виде обещания освободить из заключения только после определенных успехов в ре-социализации) на согласие поддаться этому воздействию.
Модель изучения аудитории усиленно использовали в странах Северной Америки и Скандинавии. Вследствие того что преступность в этих странах постоянно росла, расходы на исполнение наказания непрерывно увеличивались. Сопровождавшие эту модель исследования не приносили никаких ощутимых успехов, а движение за права человека усмотрело в «принудительном» воздействии некое нарушение конституционных и человеческих прав заключенных. В результате эта модель оказалась под ударом. Поэтому сегодня все сходятся во мнении, что воспитательное изучение правонарушителя лишь тогда может быть успешным, когда будут выполняться четыре условия, вытекающие из принципов правового государства:
— делинквентные подростки или взрослые преступники должны еще до вмешательства государства с его воспитательным воздействием быть осуждены по закону в ходе безупречного, с точки зрения правового государства, уголовного процесса;
— должна быть полностью обеспечена добровольность воспитательного воздействия. Преступника нельзя делать простым объектом воздействия. Его отказ от эксперимента не должен вести ни к каким отрицательным последствиям;
— правонарушитель, согласившийся на воспитательное воздействие, не должен ставиться в худшее положение по сравнению с тем преступником, который этого не пожелал. Воздействие не должно наносить правонарушителю никакого вреда;
— индивид, пожелавший участвовать в проекте, связанном с воспитательным воздействием, должен заблаговременно получить полное и внятное разъяснение о пользе и риске такой терапии.
Чтобы иметь успех, любая психологическая обработка предполагает не только согласие, но и активное участие и сотрудничество условно осужденного, который тем самым оказывается субъектом собственного воспитания. В местах исполнения наказания-как открытых, так и закрытых-климат суровых наказаний нередко маскируется идеологией и даже терминологией воспитательного воздействия.
Метод изучения аудитории предполагает участие в воздействии как вспомогательного медицинского персонала (медсестры, санитары), так и самих пациентов; при этом отношения между врачом и пациентом (отношения начальника и подчиненного) заменяются отношениями партнерства.
Тюрьма- это динамичный и достаточно творческий институт общества. И каждый, кто в нем находится, обязан отождествлять себя с целями этого учреждения, с его эволюцией, его успехами и неудачами.
Развитие идеи изучения аудитории показывает большое значение ролей и ролевых отношений. Персонал и заключенные поддерживают корпоративные, личностно-коммуникативные отношения друг с другом. Власть и авторитет здесь распределены между многими людьми. Каждый, кого касается то или иное решение, может на него повлиять. Право принятия решений децентрализовано. Все служащие и заключенные активно участвуют в воспитательном воздействии. Персонал помогает заключенный принимать решения относительно своего настоящего и будущего. Издевательство, лишение права голоса, унижение заключенных запрещены под угрозой наказания. Их не держат в подчиненном, зависимом положении, а, напротив, поощряют на самостоятельные ответственные действия. Барьеры в отношениях между персоналом и заключенными легко преодолимы, здесь господствует атмосфера равенства и партнерства. Заключенный-это активный, уважаемый сотрудник. Самоуправление введено здесь не только для отработки демократических принципов во взаимоотношениях, но и как средство повышения самостоятельности, личной ответственности и самоуважения заключенных.
При работе в группах существуют определенные различия в организации и проведении совещаний больших и малых групп, персонала и семей. На совещаниях больших групп все актуальные проблемы общины, занимающейся лечением (терапией) правонарушителей в рамках исполнения наказания, обсуждаются в присутствии и при участии всех заключенных и персонала. С помощью таких совещаний должны преодолеваться различные антисоциальные тенденции. Персонал должен помочь заключенным научиться оказывать помощь самим себе и самостоятельно определять свои задачи и пути их решения.
3. Своя позиция.
По моему мнению наказание не должно вести к тому, чтобы преступнику наносился социальный, психический или физический вред или чтобы он превращался в простой объект манипуляций. Гуманное обращение с преступником является основной обязанностью общества, если оно хочет, чтобы такое обращение дало положительный эффект (отсутствие рецидива).
Я считаю, что ненасильственное воздействие ставит перед собой следующие задачи:
— наказание состоит уже в том, что у человека отнимают свободу передвижения. Однако, помимо этого, заключенный сохраняет все свои конституционные и человеческие права. Заключенному гарантируется правовая защита. Уполномоченные по надзору за соблюдением прав человека и судьи должны следить за тем, чтобы обращение с заключенными было гуманным и законным. В основе этого высшего принципа данной модели справедливости лежит идея о том, что лишь тот может усвоить нормы легитимного поведения, чьи права неуклонно гарантируются и защищаются;
— применение наказаний, связанных с лишением свободы, должно быть сильно ограничено. На большую часть деликтов следует реагировать способами, представляющими собой альтернативу простому лишению свободы, но не направленными на воздействие (лечение) в условиях свободы. Мелкие преступления влекут за собой арест и содержание под стражей, преступления средней тяжести- одно- или многоразовое лишение свободного времени, денежные штрафы или возмещение ущерба потерпевшему. Тяжкие преступления наказываются непродолжительным лишением свободы в размере нескольких месяцев; продолжительные сроки заключения оказываются отнюдь не более действенными, чем короткие. Реакция на очень тяжкие преступления должна состоять в лишении свободы на срок от 18 месяцев до 5 лет;
— необходимо ликвидировать старые, громоздкие, похожие на крепости тюрьмы. Их надо заменить небольшими, среднего размера местами заключения (на 300 человек, не более), которые располагались бы в центре городских агломераций и по своему устройству и подбору персонала соответствовали бы стандартам индустриального общества;
— принудительное воздействие и терапия запрещены, так как они неэффективны и противоречат конституции. Напротив, добровольное согласие на воздействие следует широко поощрять в тюрьмах в целях их гуманизации. Это относится, например, к общеобразовательной и профессиональной подготовке, психологическим консультациям, групповой терапии. Воздействие не должно быть единственной или основной целью лишения свободы, позволяющей избавить само наказание от обязанности доказывать свою эффективность.
Список литературы
1 Уголовный кодекс Российской Федерации. Гос. Дума. 24 мая 1996 г.
2. Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1985, №7,стр.5.
3. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1981, № 5, стр.9.
4. Горелик А.С. Наказание по совокупности преступлений и приговоров. Красноярск, 1991, стр. 3.
5. Караев Т.Э. Ненаказуемость преступлений. М., 1983, стр.6.
6. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений, М., 1972.
7. «Российская газета”, 25.01.1995 г.
8. Дурманов Н.Д. Понятие преступления, М.,1948, стр.62.
9. Ковалев М.И. Понятие преступления в советском уголовном право. Свердловск, 1987, стр.21.
10. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность.М.,1969, стр.46, др.
11. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Издательство Московского униворситета,1984,стр.75.
12. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Издательство Ленинградского университета, 1990, стр.18.
13. Князева М.В. Ненасильственное воздействие на преступность.