Содержание
Задание 1
Сформулируйте понятие «федеративное государство». Оформите в виде таблицы классификацию федеративных государств по различным основаниям.
Задание 2
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации «Библейский Центр Чувашской Республики христиан веры евангельской (пятидесятников)», сославшись на то, что эта религиозная организация, не являясь образовательным учреждением, в нарушение законодательства РФ ведёт образовательную деятельность без создания соответствующего образова-тельного учреждения и при отсутствии необходимой лицензии, что в силу абз. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» является основанием для её ликвидации. Библейский Центр осуществлял образовательную деятельность в созданном им Средне-Волжском Библейском колледже, который в качестве юридического лица не был зарегистрирован и необходимой лицензии на такую деятельность не имел.
Каким должно быть решение суда? По каким основаниям могут быть ликвидированы религиозные организации? Для ответа на эти вопросы проанализируйте Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, его статьи 14 и 19.
Задание 3
Внимательно изучите Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О по-рядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» и Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П. Схематично изобразите порядок принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ. Поясните, чем отличается процедура принятия по-правок к главам 3 – 8 Конституции РФ от процедуры принятия федерального конституционного закона.
Выдержка из текста работы
|
Тематика контрольных работ |
|
|
||
по конституционному праву Российской федерации |
|
||||
Контрольная |
работа |
выполняется |
студентом |
в |
соответствии |
требованиями, предъявляемыми |
к их |
написанию. Контрольная |
работа |
регистрируется у инспектора курса и передается преподавателю д
рецензирования |
и |
оценки(оценка |
– «зачтено» или «незачтено»), |
которая |
||||||||
проставляется в зачетную книжку студента. Рецензирование осуществляется |
||||||||||||
преподавателем |
путем |
постановки |
вопросов |
к защите работы(данные |
||||||||
вопросы могут быть сформулированы преподавателем непосредственно по |
||||||||||||
тексту работы). Результаты |
рецензирования – «зачтено» или |
«незачтено» |
||||||||||
выставляются |
преподавателем сразу |
после |
прочтения |
работы |
на ее |
|||||||
титульном |
листе. |
После |
собеседования |
по |
итогам |
|
положительного |
|||||
рецензирования |
выставляется |
оценка«зачтено» в |
зачетную |
книжку |
||||||||
студента. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема |
№ 1. |
Особенности |
предмета |
конституционно-правового |
||||||||
регулирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
написании |
контрольной |
работы |
по |
этой |
теме |
необходи |
учитывать, что вопрос о предмете конституционного права – дискуссионный.
Прежде всего необходимо обратиться к кафедральному учебнику конституционному праву РФ(авторы: Козлова Е.И. и Кутафин О..Е) и
выделить особенности общественных отношений, составляющих предмет конституционно-правовогорегулирования. Важно понять, что отличает предмет конституционного права от предмета регулирования всех других отраслей права. Полезно также в сравнительном плане ознакомиться и с другими учебниками по конституционному праву, например, с учебником,
автором которого является М.В.Баглай.
Тема № 2. Юридические свойства Конституции РФ
Данная тема позволяет выявить те особенности и характерные черты,
которые отличают конституцию от всех иных правовых актов, понять место и роль Основного закона нашей страны в системе российского. прав Необходимо не только назвать юридические свойства Конституции, но и дать им юридически точную характеристику, раскрыть их правовое содержание.
Надо также учитывать, что в литературе нет единства в выделении данных юридических свойств. Поэтому следует не ограничиваться лишь одним учебником, одной книгой по данной теме, а постараться дать сравнительный анализ разных точек зрения по данному вопросу.
Тема № 3. Правомерное ограничение прав человека и гражданина
в Российской федерации
Рассматривая вопросы этой темы, необходимо прежде всего обратиться к анализу Конституции РФ (ч.5 ст.13, ст.17, ст.18, ст.55, ст.56 и др.), изучить правовые позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу, а также международные акты о правах человека. Раскрытие данной темы позволяет
лучше понять, что признание человека, его прав и свобод высшей конституционной ценностью не означает, что свобода человека в условиях демократического правового государства является абсолютной, что человек может быть полностью автономен в системе конституционных ценностей,
свободен от правовых и нравственных запретов. «Свобода, — писал Монтескье, — есть право делать то, что дозволено законами».
Тема № 4. Основания прекращения гражданства РФ. |
Отказ в |
|
||||
выходе их гражданства РФ. |
|
|
|
|
||
В |
рамках |
данной |
темы |
необходимо |
изучить |
р |
законодательство о гражданстве и дать юридическую |
характеристик |
|||||
основаниям прекращения гражданства. Следует также коснуться вопроса о |
|
|||||
лишении гражданства. Предусматривает ли это российское законодательство |
|
о гражданстве. Имеются ли страны, которые предусматривают возможность лишения гражданства? Важно также понять, кто решает вопросы, связанные с прекращением гражданства, какие органы, в каком порядке? В каких случаях может быть отказано в выходе из гражданства.
Тема 5. Порядок образования нового субъекта в составе
Российской Федерации
Данная тема затрагивает вопросы развития России как федеративного государства. Необходимо понять процессы, связанные с образованием новых субъектов в составе РФ. Первоначально Конституция РФ 1993 г. называла 89
субъектов РФ. Сегодня их число сократилось до 83. Это связано с тем, что в последние годы шел процесс объединения двух и более субъектов РФ в один новый субъект РФ. Поэтому важно показать в работе и знание юридического механизма данного объединения, а также и социально-экономические,
политические причины, обусловливающие данный процесс.
Тема № 6. Основания досрочного прекращения полномочий
Президента РФ
При подготовке к написанию контрольной работы по данной теме
необходимо изучить статьи |
Конституции РФ: 91, 92, 93, а также решения |
||||
Конституционного Суда РФ по данному вопросу. Следует не только |
|||||
охарактеризовать |
конституционно-правовой |
|
механизм |
досроч |
|
прекращения |
полномочий |
Президента , РФно |
и |
проанализировать |
имеющуюся практику, выявить возможные пробелы в конституционно-
правовом регулировании решения указанных вопросов.
Тема 7. Парламентский и депутатский запрос
В рамках данной темырассматриваются указанные формы парламентского контроля, дается анализ законодательного их регулирования,
используется практика применения данных форм парламентского контроля в
деятельности палат Федерального Собрания РФ. Важно проанализировать соответствующие положения регламентов палат Федерального Собрания и попытаться дать свою оценку эффективности данных форм парламентской деятельности.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1.Ко всем темам контрольных работ:
Конституция Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|||||
Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2011. |
|
|||||||||
Авакьян |
С..А Конституционное |
право |
Российской |
Федерации. |
||||||
Учебный курс в 2-хт. – М., 2010. |
|
|
|
|
|
|
||||
Баглай М.В. |
Конституционное |
право |
Российской |
Федерации. – М., |
|
|||||
2010. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общей |
|
|||||||||
ред. Н.В.Витрука – М., 2010. |
|
|
|
|
|
|
||||
Конституция |
в XXI |
веке: сравнительно-правовоеисследование. Отв. |
|
|||||||
ред. В.Е.Чиркин. – М., 2011. |
|
|
|
|
|
|
||||
Комментарий |
|
к |
Конституции |
Российской |
Федерации/Под. |
р |
||||
В.Д.Зорькина, Л.В..Лазарева. – М., 2009. |
|
|
|
|
|
|||||
Комментарий |
к |
Конституции |
Российской |
федерации/под |
общ. ред. |
|
||||
Л.В. Лазарева. – М., 2009. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Любимов |
А.П. |
Комментарий |
Конституции |
Российской |
Федерации |
|||||
(толкования и истолкования Конституции РФ в решениях Конституционного |
|
|||||||||
Суда РФ с постатейным алфавитно-предметнымуказателем). – М., 2005. |
|
|||||||||
Несмеянова |
|
|
С.Э Судебная |
практика |
Конституционного |
Суда |
Российской Федерации с комментариями. – М., 2009.
2. К теме № 1
Кутафин О.Е.Предмет конституционного права. – М., 2001.
3.К теме № 2
Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. – М., 2008.
Зорькин В.Д. Конституционно-правовоеразвитие России.- М., 2011.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.,
2005.
4.К теме № 3
Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия:
защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. — М., 2005;
Зорькин В.Д. Конституция и прав человека в XXI веке. – М., 2008.
Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. – М., 2010.
Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М., 2008.
Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. — М.,2010;
Чепурнова Н..М, Белоусов Д.В. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовойаспект.- М., 2010;
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.,2005.
5. К теме № 4
Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. –
М., 2003;
Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ. – М., 2010;
Кутафин О.Е. Российское гражданство. – М., 2004;
Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ(в ред. от 23.07.2010)
«О государственной политике Российской Федерации в отноше соотечественников за рубежом»;
Федеральный закон от31 мая 2002 года N 62-ФЗ«О гражданстве Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».
К теме № 5
Глигич-ЗолотареваМ.В. Правовые основы федерализма. – М., 2006;
Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
(сравнительно-правовоеисследование).–М.,2010; |
|
|
|
|
Чернов |
С..Н Конституционно-правовое |
регулирование |
отношений |
|
между Российской Федерацией и ее субъектами.–М., |
2004; |
|
||
Чертков |
А.Н. Территориальное устройство |
Российской |
Федерации. |
|
Правовые основы. – М., 2009; |
|
|
|
|
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г № 6-ФКЗ« О |
||||
порядке принятия в Российскую Федерацию и образования |
в ее составе |
|||
нового субъекта Российской Федерации»; |
|
|
|
Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ«Об
образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкогоавтономного округа».
К теме № 6
Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и
политическая практика. М., 1996; |
|
|
Чиркин |
В. .Е Глава |
государства. Сравнительно-правовое |
исследование. – М., 2010; |
|
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П
«По делу о толковании положений статьи92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации»
К теме № 7
Варлен М.В. |
Статус |
парламентария: теоретические |
проблемы. |
– |
|
|||||||
М., 2011; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации: курс |
|
|||||||||||
лекций. – М., 2010; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коврякова Е.В. |
Парламентский |
контроль: |
зарубежный |
опыт |
и |
|
||||||
российская практика. – М., 2005; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Лукьянов А.И. Парламентаризм |
в России(вопросы истории, |
|
||||||||||
теории и практики): курс лекций. – М., 2010; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Фадеев В.И., |
Варлен |
М.В. Депутатский |
мандат |
в |
Российской |
|
||||||
Федерации: конституционно-правовыеосновы. – М., 2008; |
|
|
|
|
|
|||||||
Федеральный |
закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ«О |
статусе |
члена |
|
||||||||
Совета |
Федерации |
и |
статусе |
депутата |
Государственной |
Д |
||||||
Федерального Собрания Российской Федерации»; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской |
|
|||||||||||
Федерации (утвержден постановлением Совета Федерации от30 января |
|
|||||||||||
2002 г.); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регламент |
Государственной |
Думы |
|
Федерального |
Собрания |
Российской Федерации (утвержден постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г.).