Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Этапы развития отечественной конфликтологии…………………………….4
2. Специфика развития российской конфликтологии…………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………18
Выдержка из текста работы
Сложившаяся система здравоохранения в России переживала постоянные изменения и до сих пор остро стоит вопрос о том, по какому пути развивать медицину в стране. В первую очередь изменения всегда касались законодательных актов, ресурсной базы, управленческих и обслуживающих кадров, перечня оказываемых услуг и т.д.
В настоящее время главное стремление — создание отлаженной системы здравоохранения, которая сопровождала бы человека на протяжении всей жизни: его рождение, взросление и уход. Правильно организованная система здравоохранения призвана улучшить качество жизни людей. Это является главной целью Министерства здравоохранения и в связи с этим созданы различные информационные каналы, которые напоминают человеку о необходимых медицинских мерах (диспансеризация, профилактические осмотры, плановая вакцинация и т.д.).
За правильным функционированием системы здравоохранения следит правительство, но очень важна роль руководства субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а именно в организации многочисленных программ и проектов.
Целью данной контрольной работы является: рассмотреть исторические этапы развития здравоохранения в России.
1. Развитие здравоохранения на Древней Руси
С принятием христианства отношение к больным, нищим, старикам и другим, слабо защищенным категориям людей, на Руси существенно изменилось.
В первую очередь помощь больным людям оказывалась церковью, монастырями, а также благотворителями. Именно князь Владимир, крестивший Русь считается первым, кто заложил основы здравоохранении. Первые больницы были установлено именно при монастырях, а лечили больных людей монахи, а также местные деревенские лекари.
В то время еще не было слаженной системы здравоохранения, никак документально подобная деятельность заверена не была. Все это организовывалась лишь на добровольных началах. В качестве лекарственных средств использовались дары природы: различные коренья, травы и настои.
Первый свод законов — Русская правда, содержит правило о том, что тот, кто поранит другого мечом должен заплатить пострадавшему гривну на излечение. Это говорит о том, что были на Руси люди способные оказать медицинскую помощь. Еще в одном законодательном акте древности «Изборнике Святослава» говорится о том, что врач должен уметь оказать хирургическую помощь (сделать надрез кожных покровов, избавить от нагноения и т.д.) [ 2, c. 13].
Следует упомянуть о том, что и до принятия христианства, на Руси оказывалась помощь больным людям. Исследователи древности называют эту медицину народной, основанной на язычестве.
В 1620 г. в России был принят Аптекарский приказ, который считается первым государственным актом, регулирующим управление медицинским делом. В результате был создан единый орган, в обязанности которого входил контроль за лекарственными средствами, лекарской деятельностью, а также ряд других функций. В 1654 была основана первая в России лекарская школа [2, c. 22].
Что касается законодательной базы медицинской деятельности России в XVIII веке, можно выделить наиболее значимые нормативно-правовые акты: Воинский Устав от 1716 года; Морской Устав от 1720 года; Указ Петра I от 14 августа 1721 года "Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям"; Указ Анны Иоановны от 24 декабря 1735 года "Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей".
Глава 33 Воинского Устава называется "Об аптеках, о полевых докторах, аптекарях и лекарях, и их должности", в которой раскрыты вопросы по аптеке, действия докторов и лекарей [ 5, c. 32-33].
Рассматривая содержание Воинского Устава 1716 года, можно увидеть различные подходы к оплате медицинских услуг. Оплата разнилась, в зависимости от категории, к которой принадлежал человек. Так, военные получали медицинскую помощь бесплатно.
В 1720 году, под руководством Петра Великого, создается и принимается нормативно-правовой документ, регламентирующий вопросы организации и функционирования Военно-Морского флота России. Особое внимание уделено борьбе с эпидемией: профилактике и предупреждению распространения инфекций.
Именно во время царствования Петра Великого проявилось ярко выраженное развитие государственно-правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья населения, вообще, и организации обеспечения медицинской помощью, в частности. В первую очередь регламентация медицинского обеспечения коснулась армии и флота, что было связано с острой необходимостью снижения потерь в живой силе при проведении боевых действий. В дальнейшем, опыт организации медицинской помощи в армейских условиях и на флоте был использован при разработке юридического регламента обеспечения медицинской помощью гражданского населения империи [5, c. 37].
. Здравоохранение России в середине XIX -советское время
Существенным этапом в развитии нормативно-правового обеспечения здравоохранения в России стало появление в 1857 году Врачебного Устава. Именно благодаря ему были упорядочены вопросы охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению.
Структурно во Врачебном Уставе выделяется три раздела (три книги):
) Учреждения врачебные.
) Устав медицинской полиции.
) Устав Судебной медицины.
Инновацией стало, что все медицинские работники, обязаны были отсылать в Губернские врачебные управления данные о больных, находящихся в больницах и о больных, пользуемых в частной практике, что позволяла организовать статистику заболеваний в тех или иных местностях. Необходимо отметить, что все больницы Российской Империи были разделены на две группы: государственные и частные.
К государственным относились следующие медицинские учреждения:
лечебные заведения земских управлений;
лечебные заведения городских управлений;
больницы приказов общественного призрения;
больницы советов общественного призрения Царства Польского.
В свою очередь к частным медицинским учреждениям относились лечебные заведения, находящиеся на попечении частных лиц, а также благотворительных, ученых и иных обществ.
Большевики, которые пришли к власти в 1917г., в первую очередь занялись реорганизацией в области здравоохранения и считали это приоритетным аспектом своей политической деятельности [3, c. 81].
Еще в мае 1940 г. в секретном докладе правительственной комиссии отмечалось, что санитарная служба Красной Армии, как показал опыт войны с белофиннами, оказалась недостаточно подготовленной: не хватало медицинских кадров, особенно хирургов, неудовлетворительной была подготовка медицинского персонала по вопросам военно-полевой хирургии, организации и тактики медицинской службы.
После распада СССР все руководящие функции в этой сфере перешли к Министерству здравоохранения Российской Федерации [3, c. 90].
. Здравоохранение России в настоящее время
В последние годы в системе здравоохранения РФ идет процесс постоянных изменений. Под «здравоохранением» сегодня понимают общественно-социальную функцию общества (государства) по охране и укреплению здоровья населения. Особенность текущего момента — организационная перестройка здравоохранения, характеризующаяся многоукладностью видов медицинской помощи. Наряду с основной бюджетно-страховой системой здравоохранения формируются новые модели медицинской помощи населению, прежде всего частная медицина.
Бюджетно-страховая система здравоохранения обеспечивается средствами государственного бюджета (федерального и регионального) и внебюджетными средствами медицинского страхования — обязательного государственного социального медицинского страхования (ОМС) и добровольного, частного медицинского страхования (ДМС).
«Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.
Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти. По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан. В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:
федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);
органы и учреждения государственной системы ОМС;
частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);
общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности [5, c. 112].
Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:
. Лечебно-профилактические.
. Охраны материнства и детства.
. Санитарно-эпидемиологической службы.
. Санаторно-курортные.
.Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.
. Аптечные. медицина здравоохранение врачебный устав
. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.
. Образовательные и научно-исследовательские.
Деятельность Министерства здравоохранения и социального развития РФ регулируется Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Ключевые вопросы деятельности:
здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;
качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
курортное дело;
санитарно-эпидемиологическое благополучие;
уровень жизни и доходов населения;
условия и охрана труда;
социальное партнерство и трудовые отношения;
занятость населения и безработица;
трудовая миграция;
альтернативная гражданская служба;
социальная защита;
демографическая политика;
физическая культура и спорт;
туризм;
защита прав потребителей.
Таким образом, система здравоохранения до сих переживает преобразования.
Заключение
В настоящее время сложилась прочная система здравоохранения, в данной системе есть исполнительный орган, финансовый, а также регулирующий. В России существует Министерство здравоохранения призванное, которое стоит на защите здоровья граждан.
Однако так было не всегда, изначально здоровьем граждан на Руси занимались священнослужители, а также деревенские лекари, никаких правовых законно изначально не было. Возникли они лишь с появлением Русской правды, но регулировали не все сферы медицинской деятельности.
В советское время государство брало на себя полную ответственность за охрану здоровья граждан. Причем выполняло не только восстановительную функцию здоровья, но и профилактическую (санаторные курорты).
Сегодня Россия вновь претерпевает изменения в области здравоохранения, а именно готовится новая программа здравоохранения до 2020 года.
Список использованных источников
Гражданский Кодекс Российской Федерации
Бачило Е. В. История медицины: конспекты лекций / М.: Академия — 2009. — 97 с.
Соловьев А. Н. Проблемы развития государственного страхования в условиях переходной экономики /Вестник ПФР — 2003.
Фролов, С.С. Медицина. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 — 256 с.
Шапиро С.А., Здравоохранение России. Документационное управление: Учебник. — М.: «ГроссМедиа», 2008.