Выдержка из текста работы
Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых усилиях, жизненных позициях и действиях людей, направленных на достижение поставленных целей.
Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея. Через пропаганду этой идеи, воздействуя на сознание людей, государство преследует цель, чтобы проживающее на его территории население осознавало себя как единое общественное целое в культурно-историческом, государственно-политическом, экономическом, нравственно-духовном и территориальном планах.
Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.
Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным [1].
Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.
Место и роль Парламента Беларуси в идеологии белорусского государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (4 ноября 1998 г. № 196-З, в редакции от 2 мая 2012 г. № 355-З).
Темой данной контрольной работы является «Парламент ~ Национальное собрание РБ в контексте становления идеологии белорусского государства» важна, так как понимание роли Парламента как органа народного представительства необходимо, ведь посредством Парламента наиболее полно выражается воля народа, что отвечает принципам демократизма.
Целью данной контрольной работы является освещение деятельности Парламента Республики Беларусь в механизме управления государства.
Для достижения цели контрольной работы были поставлены следующие задачи:
- изучить политико-правовые основы деятельности Парламента;
- определить основные полномочия палат Парламента;
- определить роль Парламента в становлении идеологии белорусского государства.
1 Политико-правовые основы деятельности Парламента
Парламент является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избранных на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Совет Республики является палатой территориального представительства. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов. Совет Республики состоит из 64 членов (8 членов назначаются Президентом, а остальные избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании по 8 представителей от каждой области и города Минска). Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
Право представительства – важнейший признак парламентаризма. Представительная функция означает, что Парламент выражает интересы и волю всего народа. Рассмотрим состав Совета Республики пятого созыва.
По результатам парламентских выборов 2012 г. в состав Совета Республики избрано 56 членов, еще один парламентарий – Семен Шапиро – назначен указом Президента. В новом составе Парламента сохранилась преемственность – 17 членов Совета Республики работали в предыдущем созыве. В Совет Республики избрано 20 женщин (35% от всего состава). Среди членов Совета Республики известные и авторитетные люди: губернаторы, руководители исполнительных и представительных органов власти, предприниматели, инженеры, ученые, экономисты, врачи, преподаватели, спортсмены. Почти половина из них награждены орденами и медалями, 13 человек имеют ученые степени и звания, есть Герой Беларуси (Ревяко Василий Афанасьевич), двукратный олимпийский чемпион (Курлович Александр Николаевич), лауреаты БССР и СССР.
Следует отметить, что члены Совета Республики пятого созыва принадлежат различным социальным классам населения, что является показателем того факта, что Парламент Республики Беларусь является реальным представительным органом.
Срок полномочий Парламента четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены только в случае войны. Полномочия палат Парламента могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции.
Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Конституция не предусматривает совместного ведения палат [3, с. 88].
В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь:
- рассматривает проекты законов, в том числе:
- о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
- об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
- о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
- об утверждении республиканского бюджета;
- о принципах осуществления отношений собственности;
- об основах социальной защиты;
- об уголовной ответственности;
- об объявлении войны и о заключении мира.
- назначает выборы Президента;
- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
- заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу;
- по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству;
- принимает отставку Президента.
В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь:
- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;
- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
- избирает шесть судей Конституционного Суда, шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании;
- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации [2, с. 15-16].
Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты.
Закон, одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.
2 Парламент РБ как субъект становления идеологической политики белорусского государства
Идеологическая функция является одной из важнейших функций Парламента. Депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и так далее, тех взглядов, с которыми они пришли в Парламент.
Парламент играет в идеологии двоякую роль: учувствует одновременно и в ее формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности и целенаправленной деятельности Парламента зависит, какие в обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.
В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства можно выделить следующие:
- совершенствование политической системы общества;
- обогащение духовной жизни граждан, их нравственной, профессиональной культуры.
Рассмотрим деятельность Парламента Республики Беларусь в разрезе основных факторов формирования идеологии белорусского государства.
Одним из основных факторов, влияющим на формирование определенных взглядов, идеалов, ценностей, принципов, концепций, является политическая жизнь. Именно политическая жизнь – один из основных объектов законодательного регулирования парламентов всех стран мира.
Через политические организации и институты государство формирует политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивает законность и правопорядок, права и свободы граждан, определяет идеологические нормы и установки. Все они функционируют в рамках законов, принимаемых Парламентами.
Предметом особого внимания депутатов является личность, с одной стороны, как один из важнейших субъектов политической жизни, с другой стороны, как объект законотворческой деятельности. Закон «Об обращениях граждан» (18 июля 2011 г. № 300-З) способствует более активному участию жителей Республики Беларусь в решении общественных задач, их контролю за деятельностью самых различных государственных и общественных структур, без чего невозможно построение гражданского общества.
Закон Республики Беларусь «О политических партиях» (5 октября 1994 г. № 3266-XІІ, в редакции от 8 ноября 2011 г. № 309-З) регламентирует деятельность данных политических структур, гарантирует гражданам Республики Беларусь право на свободу объединения в политические партии, отмечает, что политические партии Республики Беларусь действуют на основе принципов свободы объединения, демократизма, законности, гласности, самоуправления и равноправия всех политических партий.
Главная проблема партийного строительства в Республике Беларусь – отсутствие у подавляющего большинства белорусских политических партий лидеров, отвечающих современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать ответственные политические решения.
Парламент пятого созыва должен приступить к модернизации политической системы Беларуси. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на заключительном совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Беларуси четвертого созыва 11 октября 2012 г.
В идеологической деятельности Парламента особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни. Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества. Она включает в себя все духовные образования, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и так далее. И как всякая общественная деятельность, она нуждается в управлении, целенаправленном воздействии, законодательном регулировании [4, с. 355].
Одним из важнейших объектов законодательной деятельности в сфере духовной жизни является образование. В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законов:
- «Об образовании» (29 октября 1991 г. № 1202-XІІ, в редакции от 12 июня 2006 г.);
- «Об общем среднем образовании» (5 июля 2006 г. № 141-З);
- «О высшем образовании» (11 июля 2007 г. № 252-З);
- «О профессионально-техническом образовании» (29 июня 2003 г. № 216-З, в редакции от 12 мая 2009 г.);
- «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (18 мая 2004 г. № 285-З).
Основным является Закон «Об образовании». Согласно этому Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.
Система существующих в Республике Беларусь законов об образовании законодательно создает необходимые условия для формирования интеллектуально активной, высоконравственной, разносторонне развитой, профессионально подготовленной личности.
Законодательство Республики Беларусь о культуре основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О культуре в Республике Беларусь» (4 июня 1991 г. № 832-XІІ, в редакции от 4 мая 2012 г.), иных актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, регулирующих отношения, связанные с осуществлением и обеспечением деятельности по созданию, обновлению (возрождению), сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха населения.
Законодательство Республики Беларусь о культуре регулирует общественные отношения в таких направлениях как: охрана историко-культурного наследия, библиотечное дело, деятельность творческих союзов и творческих работников, кинематография, музейное дело, народное искусство, проведение культурно-зрелищных мероприятий, издательское дело, деятельность по организации культурного отдыха населения, деятельность по эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, деятельность средств массовой информации.
Основными законодательно утвержденными принципами обеспечения культурной деятельности в Республике Беларусь являются:
- свобода художественного творчества и любой другой культурной творческой деятельности, саморазвитие творческих процессов;
- разнообразность направлений, форм, жанров и стилей в культурной творческой деятельности, недопущение монополизма в культуре и монополизации культурной деятельности;
- общедоступность культурных ценностей, которые находятся в государственных и общественных фондах;
- всемерная охрана, рациональное использование историко-культурного наследия и интеллектуальной собственности в области культуры;
- свободное развитие культур всех национальных меньшинств, которые проживают в Республике Беларусь;
- приоритет условий для развития белорусской национальной культуры.
Особое место в идеологической системе духовной культуры занимает наука. В современных условиях наука как особый вид деятельности по производству духовных и материальных ценностей приобретает все более широкие идеологические функции. Прежде всего, следует отметить ее воспитательную, познавательную и мировоззренческую направленность.
На основе развития производительных сил и производственных отношений, образования и культуры наука достигла такого уровня, что способна предложить белорусскому обществу конкретные рекомендации, разносторонние и строго обоснованные методы решения имеющихся проблем.
Одним из основных законов в сфере науки является Закон «О научной деятельности» (31 декабря 1997 г. № 118-З, в редакции от 10 июля 2012 г. № 426-З), в котором определены правовые основы и гарантии осуществления научной деятельности, ее виды, закреплен статус научного работника и научной организации, выделены основные принципы государственного регулирования научной деятельности. Особое место в законе отведено мерам социальной поддержки научных работников, установлены ежемесячные доплаты за ученые степени и звания.
За последние годы создана нормативно-правовая база для охраны промышленной и интеллектуальной собственности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений. Приняты законы: «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16 декабря 2002 г. № 160-З, в редакции от 22 декабря 2011 г. № 328-З), «О патентах на сорта растений» (13 апреля 1995 года №3725-XII, в редакции от 17 мая 2011 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (17 мая 2011 года №262-З).
Таким образом, законодательная база Республики Беларусь способствует становлению идеологии белорусского государства.
Заключение
Парламент является важным идеологическим органом. От его деятельности во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения будут преобладать в обществе. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в Парламент.
Реальной возможностью влияния Парламента на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов.
Цель Парламента в государстве состоит в том, чтобы посредством представительства достойных избранников из народа отображать волю народа и своей нормотворческой деятельностью улучшать жизнь общества.
Многообразие правовых актов принимаемых палатами Парламента Республики Беларусь, их место в иерархии правовых актов государства является подтверждением значительной роли Парламента в формировании современной системы законодательства, свидетельствует о серьезном влиянии идей парламентаризма на последовательное развертывание действительно демократических основ конституционного строя.
По мере формирования и укрепления идеологии белорусского государства идеологическая роль Парламента также будет расти.
Стане нужны сильная законодательная власть и сильный Парламент. Поэтому развитие парламентаризма является одним из основополагающих элементов становления белорусского государства.
Список использованной литературы
- Доклад президента А. Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. 27-28 апреля 2003 // Республика. – 2003. – 29 марта. – № 71.
- Конституция Республики Беларусь. – Мн., 2009.
- Основы идеологии белорусского государства: Курс интенсив. подгот. / Я. С. Яскевич. – Минск: Тетра Системс. – 2007.
- Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2004.