Выдержка из текста работы
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области в ходе проведения плановой проверки деятельности Общества по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды выявлено, что Общество, осуществляя хозяйственную деятельность в территориальном море по добыче водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке, не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы на ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море, что послужило основанием для вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности. Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на положения статей 11, 34 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». По мнению заявителя, при наличии разрешения на право ведения рыбного промысла у Общества отсутствовала обязанность получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах.
Вопросы:
— перечислите основные эколого-правовые требования к осуществлению хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации;
Ответ:
В системе российского водного законодательства эколого-правовые требования к использованию и охране морских вод и морских природных ресурсов установлены Федеральными законами от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также частично Федеральными законами от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 01.04.1993 г. № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации». По отношению к использованию и охране морей в границах Российской Федерации действует также общий порядок, предусмотренный Водным кодексом РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами.[2]
Морские воды РФ используются для целей судоходства, рыболовства и добычи водных биологических ресурсов, разработки недр, ведения научных исследований с применением технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, для строительства искусственных сооружений, прокладки трубопроводов. Российским и иностранным субъектам в дополнение к соответствующим разрешительным документам на осуществление этих видов деятельности требуется получение лицензии на водопользование и заключение договора в соответствии с общим порядком, за исключением ведения рыболовства, а также наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.[5]
— является ли документация, обосновывающая хозяйственную деятельность в территориальном море по добыче водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке объектом государственной экологической экспертизы?
Ответ:
В соответствии с п. 2 ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.[5]
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
— определите основные нормативные правовые акты, подлежащие применению в данной ситуации;
Ответ:
1. КОАП;
2. ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
3. ФЗ « Об экологической экспертизе»;
4. ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;
5. ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
6. ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
7. ФЗ «О государственной границе Российской Федерации».
— решите дело
Ответ:
Заявление Общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности оставить без удовлетворения. В соответствии с п. 2 ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Положения ст. 11, 34 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» удостоверяют право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания, однако не подтверждают отсутствие обязанности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах.[4]
Общество привлечь к административной ответственности.
Задача № 2
Законодательным Собранием Вологодской области 28 июня 2006 г. был принят Закон № 1465-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», в соответствии с частью 1 статьи 2 которого органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального района (городского округа), за исключением объектов, контроль за которыми осуществляется органом исполнительной государственной власти области, уполномоченной в сфере охраны окружающей среды. В реализацию указанных в Законе полномочий Отделом экологии и охраны окружающей среды администрации муниципального района Вологодской области была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства Общества, по результатам которой оно было привлечено к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа, что явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Вопросы
— правомерна ли передача органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных государственных полномочий в области осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) органам местного самоуправления? Позицию аргументировать;
Ответ:
Как установлено Конституцией РФ, организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает децентрализацию системы управления в Российской Федерации и делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения с учетом исторических и иных местных особенностей. В соответствии с основным законом страны, местное самоуправление – это такой способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно статье 12 Основного закона, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления, но в рамках его полномочий. В соответствии со статьей 72 данного закона – установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ.[7]
Таким образом, несмотря на независимость местного самоуправления в Российской Федерации, именно органы государственной власти устанавливают полномочия местного самоуправления в различных сферах общественной жизни. В контексте статьи 18 Конституции РФ муниципалитеты как субъекты публичной власти в своей деятельности – нормотворческой, исполнительной, организационной и в пределах компетенции должны решать вопросы охраны окружающей среды на территории муниципального образования.[6]
— раскройте порядок организации и проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), включая порядок разграничения объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, и объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих контролю органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
Ответ:
В соответствии со ст.64 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ1 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.[8]
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 65 государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 2 статьи 65.
Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Статья 66 закрепляет права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды:
1. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны: предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; соблюдать требования законодательства.[6]
3. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— решите дело.
Ответ:
Обращение Общества в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности оставить без удовлетворения. Общество привлечь к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа.
Задача № 3
Правительством Кировской области 21 июля 2008 г. было принято постановление № 140/290 «Об ограничении на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Пунктом 1 данного постановления было установлено ограничение на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в целях охоты на территории охотничьих угодий общего пользования отдельных районов Кировской области.
Пунктом 2 постановления также предписано не предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты, а также территориями (акваториями), необходимыми для осуществления этого вида пользования на территории охотничьих угодий общего пользования в районах Кировской области, до отмены ограничения. Общество обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления в части установления ограничений на предоставление юридическим лицам права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в целях охоты, а также территориями (акваториями), необходимыми для осуществления этого вида пользования в границах охотничьих угодий общего пользования Кировской области, противоречащим положениям статьи 21 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», статье 8 Закона Кировской области от 17 сентября 2005 г. № 357-30 «Об охране и использовании животного мира в Кировской области», в обоснование требований ссылаясь на тот факт, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы общества, поскольку создает объективные препятствия для осуществления им на территории угодий общего пользования такого вида пользования животным миром, как охота. Решением Кировского областного суда от 1 июня 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
Вопросы
— перечислите основные меры охраны объектов животного мира и среды их обитания;
Ответ:
В статье 18 ФЗ «О животном мире» установлено, что в целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации. Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.[9]
Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей природной среде.
Статья 19: организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочия в области государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания специально уполномоченных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации.[11]
В статье 19 установлено, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32 — 34 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.[10]
— раскройте порядок и условия установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира;
Ответ:
В соответствии со статьей 21 ФЗ «О животном мире» с изменениями на 01января 2008 года в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона. Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.[8]
— правомерно ли решение Кировского областного суда?
Ответ: Решение Кировского областного суда правомерно.
Нормативные правовые акты
1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009, с изм. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
3. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
4. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»// СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. I). Ст. 5270.
5. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.103
6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
8. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 14.03.2009) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
9. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.
10. Закон Кировской области от 17 сентября 2005 г. № 357-30 «Об охране и использовании животного мира в Кировской области»// Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2005, № 5 (63) (ч. 2).
11. Постановление Правительства Кировской области от 21 июля 2008 г. № 140/290 «Об ограничении на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» // Вести. Киров, 2008, № 92 (1239).