Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ
НОРМ 4
2. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ… 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 12
Выдержка из текста работы
Юридическая норма — исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юри-дические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабае-ва. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 399..
Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 7..
Конституционно-правовые нормы — это общеобязательное веле-ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и ре-гулирующие общественные отношения, составляющие предмет конститу-ционного права.
В литературе есть другие определения: «Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников» Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999. С. 5..
В юридической литературе дается и такая дефиниция: конститу-ционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные народом или государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М., 2005. С. 47.
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).
К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:
1) Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права — это продукт правотворческой деятельности государства.
2) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, — это государственно-властные предписания.
3) Аналогично иным нормам права, в отличие от норм морали, обычаев, традиций и др., конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме.
4) Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства. Обязательность исполнения «отличается от юридической силы, которая представляет собой релятивное свойство правового акта» Коток В.Ф. Конституционная законность, конституционный надзор и контроль в СССР // В кн.: Вопросы советского государственного (конституционного) права. Труды Иркутского государственного университета. Т. 81. Серия юридическая. Вып. 12. Ч 2. Иркутск, 1971. С. 101; Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997..
5) Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы — это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них — также к иностранцам и лицам без гражданства Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 611.. Таковы в Конституции Российской Федерации ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж-данина» — обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанав-ливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в мо-мент его совершения не признавалось правонарушением».
6) Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 274.. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов.
7) Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения Михалева Н.А. Социалистическая Конституция. М., 1981; Морозова М.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985; Шебанов А.Ф. Нормы советского социалистического права. М., 1956.. При этом более убедителен выводом о том, что «даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты» Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 14..
8) Конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. При этом судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, «конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями» Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые нормы и институты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2002. № 4. С. 7..
9) Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.
Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:
1. Отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отно-шения.
2. Представляют собой модель регулируемых общественных отношений.
3. Отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости.
4. Обладают общеобязательным характером.
Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституци-онно-правовых норм, указывают следующие их отличия Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 8.:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.
В учебной литературе конституционное право определяется как отрасль права. В связи с чем, указывается, что специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.
Данная точка зрения не бесспорна. Конституционное право, по мнению ряда ученых, вовсе не отрасль права, а система, ядро, от которого «произрастают» все отрасли (отростки), включая и частное право Горшунов Д.Н. Интерес в частном праве: вопросы теории. Казань, 2005. С. 7 — 66.. Правда Е.И. Козлова применяет эпитет «ведущая», что не спасает положения: ветвь по определению не может быть ведущей по отношению к другим ветвям.
Еще в 1976 г. профессор И.П. Ильинский и доцент В.А. Кикоть предлагали считать конституционное право не отраслью, а ядром системы права Ильинский И.П. О разработке некоторых вопросов теории социалистической конституции // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М., 1976. С. 53; Кикоть В.А. О предмете и методологии науки конституционного права // Там же. С. 216 — 219.. При этом имелось в виду включать в понятие конституционного права именно и только конституционные нормы. Это позволило бы уйти от бесплодных споров об обобщенной характеристике содержания предмета конституционного права, но потребовало бы признания самостоятельного существования входящих в состав государственного права в его буквальном понимании нескольких новых отраслей или даже сверхотраслей права, таких как парламентское право, право народных голосований, судебное право, включающее судоустройственное право и судебно-процессуальные нормы, и т.д.
Этот подход находит отклик и в современной российской литературе. «Конституция и конституционное право носят надотраслевой характер…» — подчеркивает Н.В. Витрук Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 34..
При этом, реализация данного подхода связана с известными проблемами. Если реализовать все положения, связанные с данным подходом, потребовалась бы значительная реформа учебных планов в юридических вузах.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОНСТИТУЦИОННО-
ПРАВОВЫХ НОРМ
3. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ