Содержание
Введение………………………………………………………………….…….…3
1. Понятие, структура и классификация политических институтов…………..4
2. Сравнительно правовой анализ основных политических институтов….….6
2.1. Государство…………………………………………………………………..6
2.2. Политические партии ………………………………………………………11
2.3. Социально-экономические и социально-культурные общественные объединения………………………………………………………………………14
2.4. Религиозные общины и церковь……………………………………………17
2.5. Средства массовой информации……………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………25
Выдержка из текста работы
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, то есть создании разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к самоорганизации, то есть к решению общественных проблем без вмешательства государства и государственной власти. Столь важная социально-политическая роль объединений, а так же объективная возможность и опасность использования их в антиобщественных целях вызывают необходимость конституционно-правового закрепления отношений, складывающихся между объединениями и государством. Конституции всех стран мира, как и международные правовые акты, включают соответствующие принципы и порядок.
По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т.е. негосударственных объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них.
I. Германия
Федеративная республика Германия одной из первых в мире, если вообще не первой, приняла закон, урегулировавший правовой статус политических партий (Закон о политических партиях 1967г., ныне действует с рядом изменений). Он определил политическую партию, как объединение граждан, которое постоянно или длительное время влияет на формирование политической воли в рамках Федерации или одной из земель и стремится участвовать в представительстве народа в Бундестаге или ландтаге (парламенте земли), при условии, что серьезность ее намерений в достаточной мере подтверждается общим характером фактического отношения к делу, в частности, численностью и постоянством организаций, числом членов и активной общественной деятельностью. Членами партий могут быть только физические лица, а, следовательно, коллективное членство не допускается. Объединение утрачивает статус партии, если в течение шести лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или ландтаг. Не признается этот статус за политическими объединениями, у которых большинство членов или членов правлений — иностранцы, либо место пребывания или руководящие органы находятся за пределами страны.
Отношение публичной власти к партиям при передаче им общественных ценностей должно быть равным, однако, размеры передаваемых средств могут устанавливаться в пропорции к значению партий, определяемому результатами последних выборов. Во всяком случае, размер средств, передаваемых партии с представительством в Бундестаге, не может быть меньше половины средств, предоставляемых любой другой партии.
Закон обязывает партии иметь свои уставы и программы, причем устанавливает 12 реквизитов для устава. Предусмотрены обязательные требования к организационной структуре партий, включая гарантии для их членов и территориальных организаций.
Например, партии обязаны проводить свои съезды с перевыборами правлений не реже, чем через два года, создавать партийный арбитраж для рассмотрения конфликтов правлений с территориальными организациями, избирать членов правлений и представителей, а также кандидатов в депутаты тайным голосованием и т.д.
Ежегодно подлежат опубликованию финансовые отчеты партий, отражающие также состояние их имущества.
Закон определил порядок ликвидации партии, признанной противоконституционной, и запретил создавать заменяющие ее организации. Решение о том, является ли таковой партия, существовавшая уже ранее или имеющая представительство в Бундестаге либо ландтаге, принимается Федеральным конституционным судом.
Германия характеризуется существованием системы хорошо организованных политических партий.
Пожалуй, наиболее влиятельную политическую партию представляет собой созданный в 1945г. Христианско-демократический союз (ХДС), в котором представлены как католики, так и протестанты-лютеране (евангелисты). В Баварии его место в политическом спектре занимает Христианско-социальный союз (ХСС), который на федеральных выборах выступает в блоке с ХДС. Эти партии контролируют христианские объединения работников наемного труда, женщин, молодежи, связаны с крупнейшими объединениями капитала. Идеология и политика их имеет консервативно-либеральную и в известной мере социальную направленность.
Основной соперник ХДС/ХСС — существующая с 1869г. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), основную часть электората которой составляют наемные работники и мелкие предприниматели Она весьма влиятельна в профсоюзах. В политике упор делает на социальных проблемах.
На правом фланге политического спектра находится менее влиятельная партия либерального направления — Свободная демократическая (СвДП), пользующаяся поддержкой некоторых групп крупного капитала и средних слоев. Политическое положение ее характеризуется тем, что в условиях, когда сильнейшие партии — ХДС/ХСС и СДПГ — не получают в Бундестаге абсолютного большинства мест, именно от поддержки СвДП зависит, которая из них возглавит Федеральное правительство. На практике она поддерживала то ту, то другую, но все же чаще ХДС/ХСС.1
Наличие таких трех наиболее влиятельных политических сил дало основание для политологической характеристики германской партийной системы как «двух-с-половиной». Истории, правда, известен случай создания «большой коалиции» — ХДС/ХСС и СДПГ, когда СвДП оказалась за бортом, однако период этот оказался кратковременным: два медведя в одной берлоге не могут, как известно, уживаться долго.
Присоединение к ФРГ восточных земель повлекло появление на арене большой политики еще одной левой партии. Это Партия демократического социализма (ПДС), преемница СЕПГ-бывшей партии коммунистов ГДР, которая сохранила определенное влияние на прежней территории своего господства, позволяющее выступать и на федеральном уровне. ПДС пытается играть на поле СДПГ, стремясь отвоевать часть электората, последней. Заметной роли, впрочем, ПДС добиться не удается. Что же касается упомянутой выше Германской коммунистической партии, то она никогда влиянием не обладала, и, видимо, поэтому ПДС не стала с ней объединяться.
Среди демократических политических сил можно отметить еще партию «зеленых», которые первоначально существовала как движение и приобрели определенный вес благодаря своим выступлениям в защиту окружающей среды. При воссоединении Германии к ним присоединились экологисты из восточной части страны. Движение, преобразованное в партию, получило название Союз 90/Зеленые.
Необходимо отметить также некоторые радикальные и экстремистские организации, которые у нас обычно относили к правой части политического спектра, но достаточных оснований для этого не видно. Это организации националистического характера. Одно время имела определенный успех Национал-демократическая партия, но сейчас, похоже, ее заместила партия Республиканцы, которая возникла в 1983г. в Баварии и активно выступает, в частности, против иммигрантов, будучи склонна временами прибегать к насилию.
Вообще в выборах в Бундестаг 1994г. участвовали 32 политических объединения, из которых представительство получили лишь шесть: ХДС (33% голосов, 232 мандата), СДПГ (37,6% голосов, 248 мандатов), СвДП (7,7% голосов, 47 мандатов), XCC (9,2% голосов, 50 мандатов), Союз 90/Зеленые (7,8% голосов 49 мандатов) и ПДС (0,9% голосов, 30 мандатов). Здесь приведены данные о так называемых вторых голосах, в соответствии с числом которых мандаты распределялись по пропорциональной системе.2
С 1958г. действует специфическое политизированное общественное объединение — Союз изгнанных (около 2, 5 млн. членов), который объединяет немцев, выселенных после Второй мировой войны с территорий, отошедших от Германии к другим странам, а также с территорий некоторых сопредельных стран. Союз неоднократно выступал с реваншистскими притязаниями.
В стране насчитываются около 700 союзов и иных объединений молодежи, среди которых наиболее влиятельны Объединение политической молодежи и Германское федеральное молодежное объединение. Некоторые молодежные союзы примыкают к политическим партиям Юнге унион (Молодой союз) — к ХДС, Молодые социалисты — к СДПГ, Молодые либералы — к СвДП.
Профсоюзы в Германии приобрели влияние с 60-х годов прошлого века. Ныне созданное в 1949г. Объединение немецких профсоюзов охватывает 16 отраслевых профсоюзов, насчитывающих в совокупности 12 — 14 млн. членов, и оказывает поддержку СДПГ.
Союзы предпринимателей и работодателей весьма многочисленны и строятся по территориальному и отраслевому признаку. Среди них надо отметить Федеральный союз германской промышленности, Федеральное объединение германских работодателей, Германский съезд промышленности и торговли, Германское крестьянское объединение, Федеральное объединение свободных профессий. Политическое влияние их значительно, хотя открыто обычно не проявляется.
Церковь в Германии как самостоятельная политическая сила не выступает. Из примерно 58 млн. верующих несколько более половины — протестанты, а остальные в основном католики.
Из средств массовой информации наиболее влиятельна телерадиовещательная корпорация «Немецкая волна», а из ежедневных газет — «Бильд» («Картина»). Весьма читаемы еженедельники «Штерн» («Звезда»), «Шпигель» («Зеркало»).
II. Франция
В отличие от других стран партии во Франции не обладают какими-либо юридическими признаками, которые отличали бы их от иных общественных объединений. Правовое положение партий подпадает под общий режим ассоциаций, который установлен Законом о договоре образования ассоциации 1901г.
Во Франции политические партии пользуются статусом обычной ассоциации, т. е. таким же, как ассоциации родителей учеников или общества филателистов. Таким образом, чтобы получить юридическую правоспособность, политическая партия, как и иная ассоциация, должна представить в префектуру департамента или супрефектуру округа декларацию, в которой указаны название или цель ее существования, местонахождение учреждений и фамилии, занятия и местожительство тех, кого по какому-либо основанию возложено управление или руководство ею. К декларации должны прилагаться два экземпляра устава.
Свобода образования политических партий определена Конституционным советом в решении от 16 июля 1971г. в качестве «основного принципа, признаваемого законами Республики». Партиям, как и иным ассоциациям, для обретения правоспособности необходима регистрация, осуществляемая по установленной процедуре. Впрочем, при некоторых чрезвычайных обстоятельствах суды признают правоспособность и незарегистрированных политических партий.
Вопрос о финансировании политических партий долгое время составлял их собственную проблему. Однако рост расходов на пропаганду в послевоенное время нередко побуждал политические партии и их выборных представителей к использованию различных нечестных, запрещаемых законом источников, к коррупции, злоупотреблению служебным положением, оказанию давления и др. Эта практика получила особенно широкое распространение в 80-х гг., что привело к серии политических скандалов, причем часто в них были замешаны партии, находившиеся у власти. В 1988г. Парламент решил «морализировать политическую жизнь», приняв Закон о финансовой гласности политической жизни, которым были установлены некоторые правила финансирования политических партий и регламентации финансовых расходов на выборах. Введенные нормы затем были усовершенствованы и развиты. Другими словами, с 1988г. государство принимает участие в финансовых расходах политических партий в пределах сумм, каждый год устанавливаемой по предложению бюро парламентских палат; эти расходы вносятся в государственный бюджет с тем, чтобы затем быть распределенными между партиями. Например, в 1994 и 1995гг. эта сумма была установлена в размере 526 млн. фр. Она делится на две равные части. Первая распределяется между партиями пропорционально числу полученных ими голосов на предыдущих парламентских выборах при условии, что они выдвигали своих кандидатов по меньшей мере в 50 избирательных округах или в одном или нескольких заморских департаментах и территориях (каждый голос, полученный политической партией, приносил ей 11,50 фр. в год). Вторая часть общей суммы распределяется между политическими формациями пропорционально численности их парламентариев.3
Более того, согласно Закону 1995г., каждой из партий представляется финансовая помощь в размере 2 млн. фр. даже в случае, если она не выполнила указанных ранее требований, но получила пожертвований по меньшей мере на 1 млн. фр. от по меньшей мере 10 тыс. физических лиц, проживающих по меньшей мере в 30 департаментах или территориальных коллективах заморских департаментов и территорий. Чтобы сократить возможности коррупции, даже косвенной — например, путем предоставления средств не в денежной, а натуральной форме или путем выписки счета, — этот же закон запретил юридическим лицам (за исключением политических формаций) финансировать политическую жизнь. Закон также ограничил и размер передаваемых политической партии пожертвований со стороны физических лиц, установив предел в 50 тыс. фр. в год. В случаях, когда пожертвование превышает 1 тыс. фр., оно должно быть оформлено чеком. Важной формой контроля за финансированием политических партий служит представление финансового отчета, который визируется двумя подбираемыми партией по своему выбору бухгалтерами-ревизорами и передается ежегодно в Национальную комиссию по счетам избирательных кампаний и политическому финансированию. Последняя включает трех государственных советников (т. е. членов Государственного совета), трех советников Кассационного суда и трех советников Счетной палаты (об этих органах см. в § 5). Эта Комиссия рассматривает отчет, но не может его изменять. Отчет публикуется в обобщенном виде в «Журналь офисьель».
Политический плюрализм традиционно характерен для Франции. В стране действуют десятки политических партий, которые возникают, исчезают, сливаются, блокируются, меняют ориентацию и названия. Упомянем лишь наиболее влиятельные партии.
Если обратиться к левой части политического спектра, то следует упомянуть прежде всего Французскую коммунистическую партию (ФКП), основанную в 1920г. и насчитывавшую на начало 90-х гг. около полумиллиона членов. Наивысший пик ее влияния приходится на первые послевоенные годы, когда авторитет партии опирался главным образом на ее заслуги в движении Сопротивления гитлеровским оккупантам (ее называли партией расстрелянных). В дальнейшем влияние партии падало, а банкротство мирового коммунизма на рубеже 90-х гг. серьезно подорвало это влияние. Тем не менее на выборах 1997 г. коммунисты увеличили свое представительство в Национальном собрании с 24 до 38 мандатов.
Из числа левых наиболее влиятельна Французская социалистическая партия (ФСП), которая существует с 1905г., а с 1951г. входит в Социалистический интернационал. Нынешнее название партия носит со времени своего идейного и организационного обновления в 1971г. (до этого она именовалась СФИО — французская секция Социалистического интернационала). К началу 90-х гг. насчитывала около 200 тыс. членов. Выборы 1997 г. принесли ФСП относительное большинство мест в Национальном собрании.
К левой части политического спектра примыкают «зеленые», которые на выборах 1997 г. обрели парламентское представительство,
В середине спектра находятся существующий с 1976г. Центр социальных демократов и созданное в 1972г. Движение левых радикалов (примерно по 30 тыс. членов).
Правый фланг политического спектра занимают образованный в 1958 г. для поддержки Ш. де Голля Союз в защиту новой республики (ЮНР), позже преобразованный в Объединение в поддержку республики (Rassemblement pour la Republique), насчитывающий ныне около 900 тыс. членов, и Республиканская партия, образованная в 1977 г. на основе объединения существовавшей в то время Национальной федерации независимых республиканцев и небольшого объединения, поддерживавшего В. Жискар дЭстена, ставшего позднее Президентом страны.
Трудно сказать, к какой части спектра относится усиливающий свое влияние радикально-националистический Национальный союз во главе с небезызвестным Ле Пэном, который считался праворадикальным, если не правоэкстремистским, формированием, но приютил в последнее время немало бывших коммунистов4
Профсоюзное движение во Франции имеет давние традиции, хотя далеко не все лица наемного труда состоят членами профсоюзов: в начале 90-х гг. только 10 % французской рабочей силы входило в них (в 1980г. — 18 %).
Три главных объединения доминируют в профсоюзном движении. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), действующая с 1945г., придерживается левого, преимущественно коммунистического, направления в своей деятельности. Конфедерация в начале 90-х гг. включала 855, 6 тыс. членов. Другое объединение — «Форс увриер» («Рабочая сила»), основанное в 1947г., включает 1 млн. членов и разделяет позиции главным образом Социалистической партии. Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), образованная в 1919г. как Французская конфедерация христианских трудящихся, в 1991г. включала 2300 профсоюзных организаций в 102 департаментах и заморских территориях, объединяя 558 тыс. членов.
III. Россия
Конституция РФ устанавливает три положения, связанных с правовым положением, связанных с правовым положением, политических партий. Во-первых, право на объединение принадлежит каждому человеку.
Граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и другие общественные организации поскольку Конституция РФ не предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст 62) Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ч 2 ст 22) все же предусматривает возможность законных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции В соответствии с этой нормой правомерна норма действующего Федерального закона о статусе военнослужащего от 27 мая 1998 г, согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств В соответствии со ст 119 Конституции РФ находится Федеральный закон о статусе судей, по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям Федеральным законом о прокуратуре 1995 г также ограничено такое право для прокуроров
Проведение реформ в политической системе затронуло правовое положение коммунистической партии Президентом РФ были изданы Указы «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» от 23 августа 1991 г., «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» от 25 августа 1992 г., «О деятельности КПСС и КП РСФСР» от 6 ноября 1991 г., которые фактически запретили деятельность коммунистической партии и передали имущество партии государству. —
Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 ноября 1992 г. по делу о проверке конституционности отмеченных выше указов признал большинство наиболее важных положений этих актов конституционными. Он, в частности, констатировал, что в августе-сентябре 1991 г. КПСС фактически распалась, что роспуск руководящих организационных структур КПСС и КП РСФСР как ее составной части признается соответствующим Конституции РФ, что КП РСФСР организационно не оформлена в качестве самостоятельной политической партии В то же время Суд признал неконституционным роспуск первичных организаций КП РСФСР, образованных по территориальному принципу, на том основании, что они «сохраняли свой общественный харакгер и не подменяли государственные структуры».
Данное решение Конституционного Суда РФ не перечеркнуло право граждан России на создание коммунистической партии, но ясно указало на то, что новая коммунистическая партия, если она будет создана, не может быть преемницей старой, поскольку деятельность этой старой компартии объявлена неконституционной.
Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы — источники их доходов. Общественное .объединение может быть ликвидировано только в двух случаях (и только по решению суда): 1) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иных уголовно» наказуемых деяний, 2) повторного в течение года совершения действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушений закона.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.
Федеральный закон об общественных объединениях от 19 мая 1995 г. устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.
Закон рассматривает общественное объединение как некоммерческое формирование в таких формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (и наоборот) не допускается. Законом установлены порядок создания (регистрации) общественных объединений, их права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях.
Во всех развитых странах подробно регламентируются создание и деятельность политических партий. В Конституции РФ, как отмечалось, о ни?* не упоминается. В соответствии с Законом о чрезвычайном положении их деятельность может быть приостановлена в условиях чрезвычайного положения.
Федеральным законом от 19 июля 1998 г., которым внесены изменения и дополнения в вышеназванный закон, введено понятие политического общественного объединения, каковым признается общественное объединение (включая политические партии и движения), в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения . кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. На 25 декабря 1998 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 139 общероссийских политических общественных объединений (79 политических партий, из которых 44 вправе выступать избирательными объединениями на выборах в 1999 г.).5
Политическим общественным объединением не может быть признано:
объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности,
объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);
объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;
объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;
объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов,
объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.
Установлено также, что принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, в том числе в качестве политического общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Общественное объединение не может быть зарегистрировано в качестве политического общественного объединения, если оно не соответствует условиям, установленным Федеральным законом. Политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.
Несколькими законами запрещается создание партийных организаций в государственных структурах — вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу, т. е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т. д. Однако пока отсутствует закон о политических партиях, который бы комплексно отрегулировал специфические вопросы, связанные с созданием и деятельностью партий.
Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция которых в отношении субъектов этого права
определена конституционно: «для защиты своих интересов». Такая формулировка позволяет профсоюзам практически преследовать любые цели, в том числе и политические. За профсоюзами, например, признается право участвовать в избирательных кампаниях при условии, что такая деятельность предусмотрена их уставом. Государство не только признает свободу деятельности профсоюзов, но и закрепляет их права, поскольку их действия затрагивают права других лиц (например заключаемые профсоюзами коллективные договоры ограничивают свободу договора, т. е. право работодателя самому заключать с наемными работниками трудовые договоры и определять размер заработной платы и условия труда). В настоящее время права профсоюзов регламентируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 199G г.
Признание свободы деятельности профсоюзов, как и других общественных организаций, не избавляет их от соблюдения законов, включая уплату налогов на коммерческую деятельность.
Конституционный Суд РФ в определении от 19 февраля 1996 г в связи с жалобой профсоюза «Урал» указал, что пределы осуществления свободы деятельности профсоюзов предопределены не только уставными целями и средствами их достижения, но и конституционной обязанностью каждого соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Это же положение закреплено в ст 8 Конвенции Международной организации труда № 87 от 9 июля 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию», согласно которой при осуществлении права на объединение и свободу деятельности трудящиеся и их организации так же, как и другие лица, обязаны соблюдать законность. К профсоюзу «Урал» санкция Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР» за отказ от уплаты налогов была применена только потому, что он нарушил нормы Закона, не исполнив свою конституционную обязанность, и что по своей цели Закон не направлен на ограничение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, включая свободу деятельности профсоюзов.
Государство оказывает поддержку молодежным и детским общественным объединениям, о чем принят Федеральный закон от 28 июня 1995 г. Закон предоставляет .таким объединениям право готовить доклады Президенту РФ и Правительству РФ о положении детей и молодежи, участвовать в заседаниях федеральных органов при принятии соответствующих решений, получать информацию, пользоваться налоговыми и другими льготами.6
Задача
При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. он больше 50% + 1 голос, но и он может быть иным. (Например, Коста-Рика не менее 40%, в Италии — 65%). При такой системе обычно не побеждает никто, и назначается 2-ой тур. В такой системе процент голосов может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа зарегистрированных избирателей.
Подсчитаем теперь процент голосов:
Кандидат А — 52% (26 тыс. избирателей)
Кандидат Б — 20% (10 тыс. избирателей)
Кандидат В — 18% (9 тыс. избирателей)
Кандидат Г — 10% (5 тыс. избирателей)
Поскольку 52% голосов больше абсолютного большинства (50% + 1), то, скорее всего, победит кандидат А. Если же в стране установлен иной процент, то будут назначены повторные выборы для кандидатов А и Б.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства бесспорно победит кандидат А, так как для избрания здесь необходимо получить не менее 50% + 1 голос всех поданных голосов. Этот процент ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но он все же высок, а голоса распределяются между разными кандидатами так, что не редко ни один из них не получает желаемого процента.
Литература
1. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: «Юрист», 1997.
2. Арановский К.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: Инфра, 1998.
3. Старшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: БЕК, 1999.
4. Баглай. Конституционное право России. М.: БЕК, 1997.
1 .Старшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: БЕК, 1999, с. 367.
2 .Старшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: БЕК, 1999, с. 368.
3 .Евдокимов В.Б. Партии в политической системе буржуазного общества. — Свердловск, 1900, с.117
4 .Евдокимов В.Б. Партии в политической системе буржуазного общества. — Свердловск, 1900, с.119
5 Баглай А.И. Конституционное право России М.: Инфра-М, 1999 с. 209
6 Баглай А.И. Конституционное право России с. 211