Выдержка из текста работы
Спорт — это неуклонное стремление человека к расширению границ своих возможностей, реализуемое через специальную подготовку, система-тическое участие в соревнованиях, связанных с преодолением возрастаю-щих трудностей, целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути. Спорт — это сложный комплекс межчеловеческих отношений, одно из наиболее массовых социальных движений современности.
Конькобежный спорт — один из старейших видов спорта. Конькобежный спорт в России был первым и до XIX в единственным зимним видом спорта. По своей доступности, демократичности был спортом номер один. Бег на коньках — это вид физического упражнения, при выполнении которого человек передвигается по ледяной поверхности на специально изготовленных приспособлениях — коньках, прикрепленных к обуви. Бег на коньках с небольшой скоростью с целью активного отдыха, укрепления здоровья, развлечения называют простым катанием. Простое катание включает в себя индивидуальное, парное и групповое передвижение, а также игры на льду. При этом применяют любые модели коньков. Простое катание, как правило, предшествует специализированным занятиям всеми видами спортивных упражнений на коньках: скоростному бегу, фигурному катанию (индивидуальное и парное), спортивным танцам на льду, играм в хоккей с шайбой и с мячом. Поэтому его относят к вспомогательным упражнениям на коньках.( Специальная подготовка конькобежцев — В сборнике Конькобежный спорт, Г.М. Панов, Ю.И. Разинов, М., Физкультура и спорт, 1977, №1)
Скоростной бег на коньках (конькобежный спорт) — это вид спортивного упражнения, при выполнении которого конькобежец стремится в условиях соревнования преодолеть регламентированную правилами дистанцию с максимально возможной для себя скоростью. При скоростном беге используют простые и специальные (беговые) коньки.
Конькобежный спорт характеризуется активной двигательной дея-тельностью с оптимальным проявлением физических и волевых качеств. Как и всякая деятельность человека, спортивная деятельность проходит аффективно, когда она планируется. Для того, чтобы правильно спла-нировать нагрузку, очень важно знать итоги предыдущей работы и исполь¬зовать их как ориентир для планирования будущей подготовки.
До настоящего времени большинство тренеров строят годичный цикл подготовки спортсменов, как одноцикловый. В то же время наличие кры¬тых катков позволяет проводить тренировки по конькам летом и перехо¬дить на двухцикловую систему подготовки. Рост результативности в конькобежном спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в общей программе тренировки конькобежцев. Это стало возможным благодаря использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на льду и общий объем бега на коньках), а также переходу на более специализированную физическую подготовку в летне-осенний период.( Конькобежный спорт: учебник для ИФК под ред. Е.П. Степаненко, М., ФиС. – 1977)
Важную роль в совершенствовании российской школы конькобежного спорта играет постоянное совершенствование учебно-тренировочного процесса. Повышению эффективности и оптимизации тренировочного процесса во многом способствует научное обоснование средств и методов подготовки конькобежцев, используемых для воспитания силы, быстроты, выносливости и гибкости.
Рост результативности в конькобежном спорте связан и с увеличением объема специальной подготовки в общей программе тренировки конькобежцев, а также появлением новых коньков с отрывающейся пяткой-«клапы».
Увеличение объема специальной подготовки в общем объеме программы тренировки конькобежцев стало возможным благодаря использованию катков с искусственным льдом (увеличился период тренировки на льду и общий объем бега на коньках), а также переходу на более специализированную физическую подготовку в летне-осенний период.
Разработка новых форм и методов организации и управления конькобежным спортом, повышение качества подготовки льда, улучшение спортивной одежды и инвентаря конькобежцев, строительство катков, совершенствование правил проведения соревнований — все это способствует прогрессу российской школы конькобежного спорта.
Дальнейшее развитие конькобежного спорта в нашей стране зависит и от совершенствования системы подготовки конькобежцев, техники подготовки, что предполагает научную обоснованность методических принципов тренировки квалифицированных конькобежцев.
Данная работа посвящена изучению особенностей техники и методики обучения бегу на коньках на различные дистанции.
В зависимости от длины дистанции (500м, 1000м, 1500м, 3000м или 5000м) обучение бегу на коньках строится по особой программе, что в первую очередь связано с различием в нагрузках на организм человека.
Глава 1. Литературный обзор
1.1 . Особенности техники и методики подготовки конькобежцев
и его эволюция
Впервые систематизировал тренировочный процесс В.В.Иванов в 1923 году и подчеркнул целесообразность всесторонней подготовки конькобеж¬цев и прочность узкоспециализированной тренировки.
В ранний период развития конькобежного спорта имели место различ¬ные методические направления и уклоны. Так, например, многие конько¬бежцы того времени /Н.Струнников, А.Ипполитов, Я.Мельников и др./ со¬вмещали свои занятия конькобежным спортом с успешными выступления¬ми в велосипедных гонках. Н.Найденов был чемпионом России по акаде¬мической гребле. Подобное совмещение занятий двумя или несколькими видами спорта имели место и у зарубежных конькобежцев.
Автором многих книг, методических пособий и различных статей по вопросам скоростного бега на коньках в 20-е 30-е годы был П.Ипполитов. В вопросах построения тренировки П.Ипполитов был сторонником и про¬пагандистом так называемого «технического» направления, считая, что тех¬ника бега конькобежца, его «стиль» является важнейшей стороной подготовки. Разносторонней подготовке П.Ипполитов не придавал достаточного значения. Практика последующих лет показала ошибочность этих положе¬ний.
В 1940 году С.М.Тизгиров, подчеркивая большое значение разносто¬ронней подготовки конькобежца, предложил выделить в под¬готовительном периоде два этапа — этап летней подготовка или общефизи¬ческого развития и этап специальной подготовки. В этот период в методи¬ке тренировки уже четко просматривались тенденции применения целена¬правленной круглогодичной подготовки.
Послевоенные годы характеризуются бурным ростом спортивно-технических результатов, явившихся следствием широкого использования специализированной круглогодичной тренировки. В этот период появляет-ся целый ряд книг, учебников, методических пособий, статей по конько-бежному спорту /И.Я.Аниканов /1953/, Н.А.Масальгин /1974/, Л.П.Матвеев /1953/, В.А.Орлов, Х.Роокамм, Х.Рейнделл, И.Койл /1967/, П.Степаненко /1971Д Г.К.Подарь, Ф.П.Суслов /1974/ оказавших существенное влияния формирование современных взглядов на вопросы методики построения тренировки в конькобежном спорте.
В этих работах была обоснована необходимость и закономерность круг¬логодичном тренировки, доказано огромное значение всесторонней физи¬ческой подготовки и важном место подготовительного периода в годичном цикле тренировки конькобежцев.
К Л.Кудрявцев и М.П.Соколов /1952/, подчеркивая огромное значение круглогодичной тренировки отмечают, что подготовительный период явля¬ется решающим в годичном цикле, так как в этот период создается база для высоких достижений в зимнее время. Авторами отмечается, что развитие отдельных качеств должно проходить гармонично, в определенном сочета¬нии друг с другом. Далее указывается, что чем выше уровень обшей вынос¬ливости спортсмена, тем лучше и успешнее он может развивать свою спе¬циальную выносливость (Силовые тренировки конькобежцев, Л.С. Кудрявцева, М, 1974.)
С начала 50-х годов в подготовке конькобежцев стали широко приме¬няться имитационные упражнения, бег на роликовых коньках и различные формы беговой подготовки. К настоящему времени в тренировке конько¬бежца используется около 40 упражнений различных по форме и характеру выполнения. Однако следует отметить, что и до сих пор среди специали¬стов нет единого мнения по вопросам применения отдельных средств и методов тренировки конькобежцев.
Нет единого мнения в вопросе использования тренировки конь-кобежца бега на роликовых коньках. Данные эксперимента, проведенного В.С.Приставкиным /1977/, свидетельствуют, что тренировка на роликовых коньках не только положительно влияет на технику бега на коньках, но и является эффективным средством повышения функционального уровня конькобежцев. В последние годы объем тренировочных нагрузок в беге на роликовых коньках резко снизился. Причиной этому послужила примене-ние летней ледовой подготовки, а также распространенное мнение о том, что бег на роликовых коньках не дает положительных результатов в технической подготовке и, кроме того, нередко является причиной перетренировки (Совершенство технического мастерства конькобежцев посредством применения бега на роликовых коньках, те¬зисы всесоюзной конференции по технике скоростного бега на конь¬ках, B.C. Приставкин, Р.П. Дорохов, М., 1977)
Этой позиции придерживаются тренеры В.Быкова, В.Муратов, Ю.Чистяков. Все более широкое применение в современной тренировке конькобежца находит силовая подготовка. Для спортсменов 16-17 лет рекомендуется проводить не менее 2-х раз в неделю на протяжении всего подготовительного периода /май-сентябрь/.
Значительные изменения происходят в настоящее время и в зимней тренировке. Наряду с увеличением объема тренировочных нагрузок, вы-полняемых в беге на коньках, конькобежцы стали использовать также уп-ражнения общей физической направленности.
В методических материалах /В.А.Барановский /1968/, С.М.Вайцеховский /1971/, Г.В. Васильев /1953/, Л.С.Дынер /1973/, В.М.Зациорский /1970/, Л.С.Кудрявцева /1974/, К.К.Кудрявцев /1957/, В.В.Кузнецов /1975/, Г.М.Паноч /1975/, указывается на необходимость применения упражнений общей физической подготовки в соревнова-тельном периоде, в том числе ходьбы, кроссового бега, бега по снегу, уп-ражнений с отягощениями. Большое значение для развития конькобежного спорта сыграли научные исследования /А.А.Вирц /1977/, В.А.Барановский/ 1968/ , Ф.Карлайл /1977/, Л.С.Кудрявцева /1974/, Н. А. Масальгин /1968/, Н. Г. Озолин /1970/, Г.М.Панов /1977/, Н.И.Петров /1975/, М.Я.Набатникова /1972/, Б.А.Стенин /1975г/, Д.Холам /1974/, К.Грен/, основная цель которых — изучение раз¬личных факторов, определяющих достижения в конькобежном спорте и создании научно- обоснованной методики.
Существенный вклад в развитие современной методики тренировки в конькобежном спорте внесли Б.А.Стенин, Г.М.Панов, В.И.Кащей, Б.Ф.Васильковский, М.Г.Половцев, А.Н.Докторевич, Ю.А.Барышников. В своих работах они обсуждают физиологические основы построения трени-ровки конькобежцев, дают оценку функциональному состоянию нервно-мышечному аппарату спортсменов, освещают вопросы, связанные с плани-рованием круглогодичной тренировки конькобежцев.
В ряде научных исследований изучались особенности занятий конь-кобежным спортом в детском и юношеском возрасте /Г.В.Васильев /1954/, И.А.Масальгин /1974/, Ф.П.Суслов /1974/, Л.П.Матвеев /1959/. Изучая различные аспекты построения тренировки в конькобежном спорте в детском и юношеском возрасте, большинство указанных авторов, отмечает огром¬ное значение всесторонней физической подготовки для роста спортивного мастерства в беге на коньках и гармоничного развития организма.
Говоря о необходимости увеличения объема специальной подготовки, В.Г.Половцев, Г.М.Панов /1977/ в то же время отмечают, что выполнение большой по объему тренировочной нагрузки как в беге на льду, так и в лет¬них упражнениях является ошибкой. Такая специализация приводит к форсированию специальной тренировки и «натаскиванию» на результат. По данным И.П.Чернова/1984/спортивные достижения в беге на коньках определяются, в основном, уровнем общей физической под-готовки. Такой вывод делается им на основании факторного анализа. Авто¬ры В.И.Кащей и Ю.А.Барышников /»Многолетнее планирование физиче¬ской подготовки юных конькобежцев», кафедральный сборник, ГДОИФК, 1987/ считают, что в основе должна стоять специальная подготовка конько¬бежца, а общефизическая должна обеспечить высокий ее уровень.( Конькобежный спорт. Учебник для педвузов. Половцев В.Г. М., Просвещение. – 1990.)
Имеющиеся научно-методические материалы, отражают общую тенденцию увеличения объема тренировочной нагрузки у спортсменов 16-17 лет и дают противоречивые рекомендации по их распределению в годич¬ном цикле подготовки. А также до сих пор не выявлены рекомендации по подготовке конькобежцев в различных регионах страны с учетом специфи¬ки условий региона, что существенным образом влияет на спортивный результат.
В работе С.Ф Сокунова /1996/ предложена новая методика тренировки, основанная на изучении влияния физических нагрузок и гипоксии при подготовке конькобежцев высокой квалификации. Результаты серии опытов но оценке острого воздействия различных видов повторных нагрузок и прерывистой гипоксии (содержание кислорода — 12-14%) показывают, что сочетание этих двух типов раздражителен существенно видоизменяет тренировочный эффект каждого типа нагрузок.Тренировка с ежедневным выполнением повторных нагрузок в сочетании с гипоксическим стимулом служит эффективным средством улучшения показателей аэробной производительности, и в частности повышает уровень МПК. Эти эффекты частично воспроизводятся и поддерживаются в период комплексной тренировки, где частота применения повторных нагрузок вместе с гипоксическим стимулом уменьшается до двух раз в неделю.(Влияние физических нагрузок и гипоксии при подготовке конькобежцев высокой квалификации, С.Ф Сокунова, М., 1996 )
Система подготовки конькобежцев, по мнению И.И.Бахраха и А.М.Докторевича /2000/, требует комплексного контроля. Проведено ими исследования позволяет корректировать технику и методику обучения бегу на коньках у юных конькобежцев.
Современная система подготовки юных спортсменов, по их мнению, предусматривает выявление основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологической подготовки, определение объема и интенсивности физических нагрузок в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных морфофункциональных особенностей. Важным компонентом общей системы подготовки юных спортсменов, во многом определяющим эффективность работы специализированных ДЮСШ, центров олимпийской подготовки и других, является комплексный контроль.
Для контроля и управления технической подготовкой юных конькобежцев требуется детальное изучение закономерностей построения скользящего шага с их количественной и качественной оценками. Выявление ведущих параметров в структуре движений и управление их развитием на основе разработанных модельных характеристик с использованием целевой программы позволяет повысить эффективность становления технического мастерства юных конькобежцев. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать тренерам, работающим с юными конькобежцами, помнить, что важным условием эффективного отталкивания в беге на коньках является рациональное определение усилий, а не только их величина. Были установлены границы оптимального усилия, за время проявления которого в рамках фазы или целого движения достигается наивысшая для каждой возрастной группы скорость движения. Уточнение и определение кинематических признаков фаз скользящего шага и их граничных моментов позволяют установить оптимальные границы фаз и периодов скользящего шага для каждой возрастной группы по продолжительности, длине пути, импульсу силы, угловым показателям суставных звеньев толчковой ноги и построить на их основе ритмовую модель шага юных конькобежцев 8-16 лет. (Комплексный контроль в подготовке конькобежцев, И.И.Бахрах, А.М.Докторевич, М., 2000)
На основе нормативных характеристик изученных морфофункциональных показателей были разработаны количественные критерии перспективных юных конькобежцев 8-16 лет.Полученные экспериментальные материалы, результаты их внедрения в практику работы специализированных ДЮСШ позволяют выделить некоторые принципиальные положения комплексного контроля в системе подготовки юных конькобежцев:
— учет оптимальных параметров различных характеристик скользящего шага и его фаз дает возможность: 1) планировать тренировочную программу и вносить в нее необходимую коррекцию; 2) устранить неправильное обучение технике движений на коньках на основе интуиции; 3) наметить путь индивидуального совершенствования движений с учетом выявления ошибок:
— конькобежным спортом могут заниматься только здоровые дети с такими морфофункциональными показателями, которые позволяют добиться успеха в избранной специализации (спринтер, стайер, многоборец);
— существует взаимосвязь между спортивными результатами на отдельных дистанциях конькобежного многоборья и характеристиками определенных морфофункциональных показателей, типологическими особенностями юных конькобежцев (варианты роста и развития, типы функционирования отдельных органов и систем);
— возможен прогноз спортивных достижений, основанный на учете тенденций развития генетически детерминированных морфофункциональных показателей;
— для осуществления комплексного контроля необходимы нормативы параметров техники движений на коньках, морфофункциональных показателей и адаптивных реакций с учетом возрастно-половых и типологических особенностей юных конькобежцев. (Комплексный контроль в подготовке конькобежцев, И.И.Бахрах, А.М.Докторевич, М., 2000)
Исследования Е.Пильщиковой, А.Воронова и Ю.Лебедевой /1998г/, направленные на оценку эффективности применяемых упражнений в подготовительном периоде у конькобежцев, были сделаны следующие выводы:
• Развитие силы основных мышц нижней конечности — важная задача тренировки конькобежцев в подготовительном периоде. Для решения этой задачи используются разнообразные силовые и специальные упражнения, в частности, различные виды пригибной ходьбы, прыжковой имитации, катание на роликовых коньках, тренажерные устройства типа «графитовой доски» и т.п;
• в большинстве научно-методических пособий (книги, статьи), опубликованных в 70-80-ые годы, обсуждались методы применения специальных упражнений в тренировке, предлагались различные тренажеры, давались методические рекомендации по использованию специальных упражнений и т.п. При этом основной принцип подбора имитационных упражнений заключался в кинематическом сходстве с бегом на коньках по углам в суставах, угловым скоростям и динамическом соответствии по реакциям опоры, градиентам силы, импульсам опорных реакций. (Методика оценки специально-подготовительных упражнений в конькобежном спорте / Пильщикова Е., Воронов А., Лебедев Ю. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. Конгр. — М., 1998. )
Разработанная ими методика тестирования скоростно-силовой подготовки позволяет определить упражнения, обладающие тренировочным эффектом.
С целью повышения скорости бега на коньках тестировались различные упражнения, в эксперименте принимали участия члены сборной команды России. Разработанная методика тестирования скоростно-силовой подготовки специальных упражнений конькобежцев состояла в следующем: конькобежец выполнял отталкивание из положения посадки с поверхности динамометрической платформы. Регистрировали три составляющие реакции опоры, и угол в коленном суставе (при помощи гониометрической методики). Она позволила определить, что включаемые упражнения в процесс подготовки конькобежцев, такие как прыжковая имитация, выпрыгивание вверх одной ногой и прыжки вверх с одной ноги, а после выпрыгивание вверх с двух ног оказывают значительной влияние на результаты конькобежного спорта, а именно способствуют поддержанию высокой скорости бега.
1.2. Методика тренировки конькобежцев как предмет системного исследования
В научный анализ системы подготовки спортсменов входит изучение ее главных компонентов, при этом отдельные элементы должны рассматриваться в их взаимодействии. Понятие системы включает наиболее полное представление об управлении подготовкой конькобежцев. При анализе подготовки спортсменов необходимо оценить роль всех подсистем и компонентов организма, а при исследовании отдельных элементов следует рассматривать их в связи с действием остальных компонентов системы. Применение теории систем в спорте направлено на программирование оптимальной тактики спортсмена с учетом его индивидуальных возможностей. Достижение высшей спортивной формы к моменту главных соревнований рассматривается как динамичный процесс, который представляет закономерности длительного преобразования системы при переходе из одного состояния в другое, обеспечивающее более высокий уровень спортивных результатов. Для характеристики преобразований применяется понятие «оператор», то есть тренирующее воздействие, которое вызывает изменение функционального состояния спортсмена. (Педагогические основы подготовки конькобежцев. Учебное пособие. Приставкин В.С. Смоленск. – 1996 г.)
В тренировочном процессе выделяются характерные черты управляемой системы, которые влияют на правильность и своевременность принятия оптимальных решений. Наиболее эффективен режим упреждающего управления с прогнозированием хода развития ведущих функций организма. Информация, получаемая в процессе тренировок и соревнований, позволяет объективно контролировать процесс развития индивидуальных характеристик, на которые направлен тренировочный процесс. В связи с изложенным изучение спортивной тренировки не должно ограничиваться только педагогическими исследованиями. Оно требует включения в систему спортивной тренировки знаний биологической сущности живой материи с присущими ей закономерностями развития целого организма при влиянии комплекса тренирующих воздействий. Такой подход подразумевает применение теории систем для исследования и объяснения сложных объектов. Методической основой изучения сложных объектов служит системный анализ, который применяется для выяснения структуры изучаемой системы и определения характера взаимосвязей составляющих его компонентов.( Структура тренировочного процесса. В сборнике Легкая атлетика, Ф.П. Суслив 1974, №10.)
Однако до сих пор системный подход не использовался в полной мере в исследованиях теории и методики скоростного бега на коньках. Это обусловлено тем, что в конькобежном спорте выделяются и изучаются лишь те стороны, которые легче поддаются формализации и исследование которых допускает использование аппарата и методов того или иного раздела спортивной подготовки. Такого подхода недостаточно для понимания всей сложности спортивной тренировки.
Рис. 1. Система информационного обеспечения подготовки конькобежцев
На рис. 1 приведена обобщенная информационная схема, разработанная применительно к задачам управления тренировочным процессом квалифицированных конькобежцев. Ее реализация позволяет осуществлять как долгосрочное программирование, так и оперативное управление тренировочным процессом указанного контингента спортсменов. (Теория и практика физической культуры, В.П. Кубаткин, М.,2003г.)
В приведенной схеме информационного обеспечения управление ходом тренировочного процесса объединяется в систему и выполняется равнозначно для всех решаемых задач.
В первом блоке объединены данные с информацией о динамике спортивных результатов конькобежцев на всех дистанциях многоборья. В базу данных вводятся как достигнутые спортивные результаты, так и планируемые на будущее. В этом разделе накапливаются данные о динамике спортивных результатов за прошлый период спортивной тренировки. На этой основе осуществляется прогноз спортивных достижений на требуемый отрезок времени с учетом тенденций развития вида спорта. Собирая на различных этапах исследования показатели спортивных результатов, позволяет проследить их динамику во времени, что в последующем позволит определить положительное или отрицательное влияние и фактор, оказывающий на это влияние, а также спланировать эти изменения на будущий период.
Во втором блоке суммирована база данных по тренировочным нагрузкам, которая позволяет анализировать ход выполнения целевой программы подготовки в течение тренировочных этапов по всем параметрам физических нагрузок. Сопоставление выполненных объемов тренировочных нагрузок разной направленности с плановыми заданиями служит основой для коррекции хода подготовки спортсменов. Обработанная информация служит основой для сравнения с аналогичными ситуациями из прошлого опыта, на основе которого вырабатываются оптимальные варианты управляющих решений. Таким образом, анализируя данные объема нагрузок и применения различных программ тренировок позволит определить результаты их применения и, в случае отрицательных показателей, скорректировать.
Третий блок схемы обобщает информацию о результатах тестирования в тренировочном процессе, результаты контрольных…
**************************************************************