Выдержка из текста работы
Пронумеруем для простоты варианты реализации инвестиционного проекта, приведенные на рисунке 1, слева направо. Значения чистой настоящей стоимости и вероятности реализации соответствующего варианта приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Ожидаемая чистая настоящая стоимость и риск
Вариант NPV Вероятность Ожидаемое значение NPV Риск ( )Риск
1 154,047 0,20 30,809 8 893,829
2 -60,331 0,50 -30,165 6,125
3 -191,582 0,30 -57,474 5 447,364
Итого 1,00 -56,830 14 347,319 119,780
Ожидаемое значение чистой настоящей стоимости определяется по формуле:
Риск в форме дисперсии чистой настоящей стоимости определяется по формуле:
Стандартное (среднеквадратическое) отклонение:
Отсюда ожидаемое значение чистой настоящей стоимости равно -56,830 тыс. руб. Это означает, что в целом данный инвестиционный проект будет убыточным. Значение дисперсии будет 14 347,319 (тыс. руб. в кв.), а стандартное отклонение составит 119,780 тыс. руб. Эта величина выше ожидаемого значения. Таким образом, риск реализации данного долгосрочного инвестиционного проекта высок. Об этом свидетельствует и значение коэффициента вариации, равное -2,108:
2. Анализ сценариев будущего развития
Рассчитаем риск инвестиционного проекта в условиях следующих сценариев будущего развития:
оптимистический сценарий:
Z = (-300, 120, 400), i1=8%, i2=8%;
наиболее вероятный сценарий:
Z = (-300, 100, 180), i1=10%, i2=10%;
пессимистический сценарий:
Z = (-300, 50, 80), i1=12%, i2=12%.
Таблица 2 — Ожидаемая чистая настоящая стоимость и риск
Сценарий NPV Вероятность Ожидаемое значение NPV Риск ( )Риск
Благоприятный 154,047 0,20 30,809 8 893,829
Наиболее вероятный -60,331 0,50 -30,165 6,125
Неблагоприятный -191,582 0,30 -57,474 5 447,364
Итого 1,00 -56,830 14 347,319 119,780
Ожидаемое значение чистой настоящей стоимости равно 56,830 тыс. руб. Это означает, что в целом данный инвестиционный проект будет убыточным. Значение дисперсии будет 14 347,319 (тыс. руб. в кв.), а стандартное отклонение составит 119,780 тыс. руб. Эта величина выше ожидаемого значения. Таким образом, риск реализации данного долгосрочного инвестиционного проекта высок. Об этом свидетельствует и значение коэффициента вариации, равное -2,108:
3. Управление риском на основе досрочного прекращения проекта
Особенностью оперативного управления риском на основе досрочного прекращения исполнения проекта является то, что такая стратегия не позволяет полностью снизить риск в том случае, если развитие пойдет по неблагоприятному сценарию, а направлена лишь на то, чтобы уменьшить результирующий показатель. Рассмотрим специфику осуществления этой стратегии на основе инвестиционного проекта, параметры денежного потока для которого приведены на рис. 1.
Таблица 3 — Ожидаемая чистая настоящая стоимость и риск при долгосрочном прекращении проекта
Сценарий NPV Вероятность Ожидаемое значение NPV Риск Риск
Благоприятный 154,047 0,20 30,809 10 580,896
Наиболее вероятный -60,331 0,50 -30,165 122,188
Неблагоприятный -255,357 0,30 -76,607 9 654,666
Итого 1,00 -75,963 20 357,751 142,681
При наступлении неблагоприятного сценария следует прекратить выполнение проекта в конце первого года. В этом случае денежный поток составит Z = (-300,50), его NPV будет равна -255,357 тыс. руб., больше по абсолютной величине, чем значение NPV для всего денежного потока в условиях неблагоприятного сценария, равное -191,582 тыс. руб. Иными словами, при досрочном прекращении договора относительные потери будут больше.
Управление риском с помощью инвестиций в рекламу
Одним из вариантов управления риском проекта может быть увеличение объемов продаж за счет вложений в рекламную компанию.
Задача состоит в том, чтобы за счет увеличения расходов на рекламу в одном периоде увеличить доходы от продаж в следующем периоде. В процессе маркетингового исследования рынка необходимо определить, в какой степени прирост расходов на рекламу позволяет увеличивать объемы продаж. Предположим, что соотношение расходов на рекламу в период t и соответствующего увеличения чистого дохода или компоненты денежного потока в следующий период времени приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Затраты на рекламу и прирост дохода от увеличения продаж в первый год, тыс. руб.
70 80 90
110 160 220
Затраты на рекламу являются расходами и должны вычитаться при формировании денежного потока инвестиционного проекта из соответствующей компоненты денежного потока, однако эти расходы компенсируются приростом компоненты денежного потока в следующий период времени.
Покажем определение денежных потоков для вложений в рекламу, по данным таблицы 4. Исходными являются денежные потоки, представленные на рисунке 1.
Если вложения в рекламу в первом периоде составили 0 тыс. руб., а во втором периоде — 70 тыс. руб., то формально денежные потоки можно записать следующим образом:
Z = (-300-0, 120+0-70, 400+110) = (-300; 50; 510),
Z = (-300-0, 100+0-70, 180+110) = (-300; 30; 290),
Z = (-300-0, 50+0-70, 80+110) = (-300; -20; 190).
Расчет ожидаемой чистой настоящей стоимости и риска при различных расходах на рекламу в нулевой и первый периоды производится в таблице 5.
Таблица 5 — Ожидаемая чистая настоящая стоимость и риск
Вариант NPV Вероятность Ожидаемое значение NPV Риск Риск
1 183,539 0,20 36,708 9 097,441
2 -33,058 0,50 -16,529 5,510
3 -166,390 0,30 -49,917 5 602,140
Итого 1,00 -29,738 14 705,090 121,265
Для анализа риска использован коэффициент вариации, который более значительно изменяетс……..
1. Федорова Е.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски (Бакалавриат): учебное пособие / Е.А. Федорова, Ф.М. Шелопаев, А.И Ермоленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 320 с.
2. Тактаров Г.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тактаров Г.А., Григорьева Е.М.- Электрон. текстовые данные.- М.: Финансы и статистика, 2014.- 320 c.- Режим доступа: 18861.- ЭБС «IPRbooks».