Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие о коммуникативной стороне общения………………………..5
2. Особенности нарушений речи у младших …………………………….8
3. Коммуникативные нарушения у младших школьников с нарушением зрения…………………………………………………………..
14
Заключение…………………………………………………………………..21
Литература……………………………………………………………………23
Выдержка из текста работы
За последние годы проблема развития коммуникативных умений стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Детально исследует феномен коммуникативных умений психология. Ведь коммуникативные умения — необходимое условие формирования каждой отдельной личности. Без них не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. Развитие коммуникативных умений является одним из важных условий адаптации человека в социуме. Особо важное значение это имеет для детей дошкольного возраста, ведь без хорошо развитых коммуникативных умений невозможно общаться со сверстниками, что так важно для детей.
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И из того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие личностные качества формируются у него.
Проблемой коммуникативных умений занимались А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Ю.В. Микляева, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, М.И. Станкин, Ю.В. Филиппова, Л.М. Шипицына, Е.И. Щербакова и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время возрастает число детей с различными зрительными патологиями. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается около 150 млн. лиц со значительными зрительными расстройствами. Примерно, 2-3% — это дети с косоглазием и амблиопией.
Это обуславливает необходимость проведения исследований, направленных на выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста, имеющих патологию зрения, т.к. зрительная депривация в данный период может иметь тяжелые последствия и определить в дальнейшем нарушение психического и двигательного развития ребенка.
Изучению данных вопросов в разные годы посвятили свои исследования и труды такие ученые, как Пирогов Н.И, Литвак А.Г, Земцова М.И, Солнцева Л.И и др.
Но большинство накопленных научных фактов об особенностях коммуникации слепых и слабовидящих получено на выборках, состоящих из взрослых людей, в тоже время известно, что в детском возрасте коммуникативные умения имеют свои специфические особенности развития.
Следовательно, исследования, направленные на выявление особенностей коммуникативных нарушений детей младшего школьного возраста в настоящее время необходимы.
Цель работы: изучить специфику коммуникативных нарушений у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
1. Понятие о коммуникативной стороне общения
Когда говорят об общении как об обмене информацией, име¬ют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. е. зна¬ков. Коммуникатор (передающий информацию) сознательно ори¬ентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации другими людьми (реципиентами). Передается ин¬формация коммуникатором средствами вербальной или невер¬бальной информации. Реципиент (принимающий информацию) для осмысленного восприятия информации декодирует ее.
Для того, чтобы обеспечить возможность партнерам по пере¬говорам понимать друг друга, должна быть выработана единая система значений знаковых систем, разработан тезаурус понятий, позволяющий индивидам по общению правильно ориентироваться в определенной области знаний. В процессе общения коммуника¬тор и реципиент попеременно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так орга¬низуется диалоговое общение. Однако, как отмечает Г.М. Андреева, такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуни¬кации. Эти характеристики сводятся к следующему:
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движе¬ние информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыс¬лена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из ко¬торых выступает в диалоговом общении как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологи¬ческое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколь¬ко удалось это воздействие. В чисто информационных целях, осно¬ванных на теории информации, ничего этого не происходит.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информаци¬ей возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыден¬ной речи: «Все должны изъясняться на одном языке». Но да¬же зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях об¬щающихся.
4. В условиях человеческой коммуникации периодически воз¬никают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого явля¬ются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприя¬тии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримири¬мость третьих и т. д.) [2].
Следует еще раз подчеркнуть — речь становится универсаль¬ным средством общения при условии включения ее в систему деятельности, которая, в свою очередь, предполагает употребле¬ние одновременно других, неречевых знаковых систем.
В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) от¬бирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и син¬таксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.
Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия. Речь не сводится лишь к сово¬купности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновремен¬но, в определенной степени влияя на поведение реципиента.
Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой постав…
**************************************************************