Содержание
Введение3
1. Нарушение слуха у детей: клиническая характеристика4
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха5
Заключение13
Список литературы14
Выдержка из текста работы
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах.
Становление и формирование психологических и личностных особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – сложный и длительный процесс, обусловленной спецификой нарушения физического развития. Он протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей психолого-педагогического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Следует также отметить, что многие родители, стараются оставить ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата дома, считая, что для него это будет менее травмирующей средой воспитания и обучения. Однако не всегда развитие такого ребенка проходит в домашней среде более успешно, более того, эта среда часто оказывается для него еще более опасной в плане развития (в том числе и познавательной сферы). Все это определяет социальную значимость изучения данной работы.
В отечественной психологии и педагогике детям с диагнозом «нарушение опорно-двигательного аппарата» отводится особое место. Изучением данной категории аномальных людей посвящены исследования таких авторов, как: Р.Д. Бабенкова, Н. Бота, И.Ю. М.В. Ипполитова, Левченко, Т.И. Серганова, Л.М. Шипицына и многие другие. Многие из исследований этих и других авторов проводились еще в прошлом веке. В связи с этим, изучение психолого-педагогических характеристик детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет в настоящее время большое научное значение.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования теоретических и практических данных при работе психологов, педагогов и воспитателей с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В связи с этим, мы можем сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет важное значение как в психологической, так и в педагогической литературе. Однако, как показывает теоретический анализ литературы, в современной науке не хватает теоретических и особенно практических исследований этой проблемы, проводимых в настоящее время.
Цель исследования: изучение психолого-педагогических характеристик детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: психолого-педагогическая характеристика личность детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: познавательная сфера личности младших школьников с ДЦП.
Гипотеза исследования: развитие познавательной сферы детей с ДЦП более эффективно при обучении в коррекционной школе, чем при обучении в домашних условиях.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Эмпирически изучить особенности познавательного развития детей с ДЦП как одной из составляющих психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Эмпирическая база исследования. В качестве экспериментальной базы исследования была использована организация «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями инициированный клубом «Контакты-1». В эксперименте приняли участие ученики 2-го класса с диагнозом ДЦП в количестве 60 человек.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы [21]:
— дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;
— дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы;
— дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в …….
Заключение
Данная работа была посвящена актуальной и интересной проблеме изучения психолого-педагогической характеристики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проведенное нами теоретическое и практическое исследование проблемы, позволяет сделать нам следующие выводы.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» является широким термином при обозначении нарушения двигательных функций у детей и взрослых. В детском возрасте чащу всего среди нарушений опорно-двигательного аппарата встречается заболевание, получившее название «детский церебральный паралич».
Термин детский церебральный паралич обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Заболевание ДЦП в медицинской практике представлена 5 видами: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.
Развитие ребенка с ДЦП характеризуется выраженными нарушениями по всем показателям и сферам развития: бедном проявлении навыков воображения, недостаточной сформированности речевых функций, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти и восприятия, эмоциональными нарушениями и т.д.
Развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата происходит, прежде всего, под влиянием родителей и других значимых взрослых.
В качестве экспериментальной базы исследования была использована организация «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями инициированный клубом «Контакты-1». В эксперименте приняли участие ученики 2-го класса с диагнозом ДЦП в количестве 60 человек. В первую группу вошли дети с ДЦП, обучающиеся по специальной программе в коррекционной школе, а во вторую – дети, обучающиеся в домашних условиях (по 30 человек в каждой группе).
Для получения результатов нами было использовано 5 методик:
1. Методика. «Определение продуктивности и устойчивости внимания».
2. Методика «Определение активного словарного запаса».
3. Методика «Скульптура»
4. Методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»
5. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»
Сравнивая результаты в двух группах испытуемых, мы можем отметить, что по всем 5 оценочным параметрам результаты детей первой группы оказались выше, чем у младших школьников группы второй.
Так по параметру продуктивности и устойчивости внимания в первой группе в общей сложности низкие оценки получили 12 человек (40%), а во второй – 17 (56,7%).
По параметру изучения активности словарного запаса низкие оценки в первой группе получили 11 (36,7%) детей, а во второй 22 (73,3%) ребенка.
По шкале уровня развития воображения низкие баллы в первой группе получили 10 учеников (33,3%), а во второй – 22 (73,3%).
Низкий уровень развития динамичности и успешности процессов запоминания в первой группе выявлен у 14 человек (46,7%), а во второй – у 22 (73,3%).
И, наконец, уровень развития мыслительных операций в первой группе имеет низкую степень выраженности у 17 человек (56,7%), а во второй также у 22 школьников (73,3%).
Таким образом, эти данные позволяет нам говорить о подтверждении нашей гипотезы о том, что развитие познавательной сферы детей с ДЦП более эффективно при обучении в коррекционной школе, чем при обучении в домашних условиях.
В заключение хотелось бы отметить, что не все родителей детей с ДЦП понимают важность обучения в специализированных коррекционных школах и других образовательных учреждениях, оставляя их на домашнем попечении, где они не всегда имеют возможность развивать свои коммуникативные навыки, познавательные способности, а также мотивацию к обучению и личностному росту. Данное исследование показывает, что для самого ребенка обучение в специализированных учреждениях имеет гораздо большее положительное влияние. Следует также добавить, что изучение проблемы развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требует дальнейших исследований.
Литература
1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами. Методические рекомендации. — М., 2007.
2. Ботта Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. — М.,2004.
3. Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности// Социологический сборник. Вып. 7. — М.: Социум, 2000. С. 51.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.,1994.
5. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни¬ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997.
7. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание де¬тей с церебральным параличом в семье. — М.,1993.
8. Жить инвалидом, но не быть им./ Сборник под ред. Коноплина Л.Л. – Екатеринбург, 2000.
9. Жукова И.С., Масткова Е.М., Если ваш ребенок отстает в разви¬тии. — М.,2002.
10. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными воз¬можностями. — М., 1997.
11. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского цереб¬рального паралича. — М.,1991.
12. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
13. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — Ставрополь.,2003.
14. Основы социальной работы/ под ред. П.Д. Павленок – М., 2003.
15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
16. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Т.А.Власовой. — М., 2000.
17. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М.,1997.
18. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клини¬ка, лечение). — В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,2001.
19. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. — СПб., 1995.
20. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1997. С. 327.
21. Социальная работа: теория и практика Уч. Пособ.// отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА, 2001
22. Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. — М., 1996.
23. Технологии социальной работы.//Учебник под общ. ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА, 2001.
24. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. – М., 2006.
25. Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. – СПб., 2006.
26. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.