Содержание
1. Какие методы используются в прогнозировании спроса.
1.1. Понятие прогнозирования спроса…
1.2. Методы в прогнозировании спроса.
2. Этапы планирования издержек фирмы..
2.1. Задачи планирования издержек…
2.2. Этапы планирования.
Список используемой литературы…..
Выдержка из текста работы
Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы’ с издержками. К категории переменных, а непрямые расходы в зависимости от конкретного случая могут фирмы, связанный с увеличением объема выпуска, называют предельным доходом (предельной выручкой), а прирост издержек фирмы — предельными издержками. Анализ издержек фирмы является одним из важнейших направлений экономического анализа ее деятельности и служит основой для планирования и контроля за издержками, принятия решений об объеме производства и ассортименте выпускаемой продукции с целью обеспечения прибыльности.
Классификация издержек
Существуют различные виды классификации издержек фирмы. Та или иная классификация зависит от заложенного в ее основу критерия. Важнейшими видами классификации издержек является их деление на следующие группы:
· производственные и непроизводственные;
· основные и накладные:
· прямые и косвенные;
· постоянные и переменные;
· другие виды классификации, такие, как деление издержек на явные и альтернативные; плановые и фактические; суммарные и затраты на единицу изделия и т.д.
Производственные и непроизводственные издержки
В зависимости от их роли в деятельности фирмы издержки можно подразделить на производственные и непроизводственные, (общефирменные). Критерием такого деления издержек является наличие или отсутствие непосредственной связи с процессом производства товаров или услуг.
Производственные издержки связаны непосредственно с производственной деятельностью фирмы. К ним относятся:
· прямые затраты на сырье и материалы (например, древесина, краска, лак, необходимые для производства мебели; бумага для печатания книг и т.п.);
· прямые затраты на рабочую силу (на оплату труда работников, занятых непосредственно изготовлением продукции, к примеру расходы фирмы на оплату труда сталевара в металлургии или швеи в швейной промышленности);
· производственные накладные расходы (все расходы, связанные с производством, за вычетом прямых затрат на сырье, материалы и рабочую силу. Сюда относят затраты на оплату труда вспомогательных рабочих, амортизационные отчисления, затраты на вспомогательные материалы, аренду и т.п.).
Непроизводственные (общефирменные) издержки включают торговые расходы (связаны с осуществлением процесса реализации продукции), общие и административные расходы (оплата труда административного персонала, расходы на оплату коммунальных услуг, страхование, арендная плата и др.).
Основные и накладные расходы.
В соответствии с их назначением издержки можно разделить на основные и накладные. Основные издержки — это издержки, непосредственно связанные с производственно-технологическим процессом. К ним относят: затраты сырья и материалов в соответствии с технологией производства, расходы на оплату труда производственных рабочих, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования и т.п.
Накладные расходы. — это расходы, связанные с организацией поставок, производства, распределения, сбыта, обслуживания, а также с управлением фирмой.
Прямые и косвенные издержки.
Принципом, заложенным в основу деления издержек на прямые и непрямые (косвенные), является способ их отнесения на себестоимость отдельного товара.
Прямые издержки можно непосредственно отнести к товару или услуге. К ним относятся:
· издержки на сырье и материалы, используемые при производстве и реализации товара или услуги;
· сдельная заработная плата рабочих, непосредственно занятых производством товара;
· иные прямые затраты (все затраты, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром. Сюда может относиться и часть торговых расходов, таких, как расходы на упаковку, маркировку товара).
Косвенные (непрямые) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, т.е. издержки, которые относятся к фирме в целом. Они включают расходы на содержание административного аппарата, транспортные расходы, арендную плату, проценты за кредит и т.п.
Постоянные и переменные издержки.
Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от изменения объема производства и продаж. Данная классификация имеет большое значение для обоснования принятия решений и планирования процесса производства, поэтому остановимся на ней подробнее.
Постоянные издержки (FC, англ. fixed costs) не меняются (остаются стабильными) при изменении объема производства. Например, к ним относятся затраты на оплату труда управленческого персонала, амортизация, расходы на рекламу, арендная плата и т.п.
Переменные издержки (VC, англ. variable costs) возрастают с расширением объема производства и уменьшаются при его сокращении. К переменным относят все прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п., которые возрастают в зависимости от роста масштабов деятельности. Некоторые непрямые расходы, такие, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, также растут с ростом бизнеса и относятся поэтому к категории переменных издержек.
Однако четкое деление издержек на постоянные и переменные провести достаточно сложно, поскольку отдельные их виды могут быть отнесены как к постоянным, так и к переменным. В этом случае говорят об условно постоянных или условно переменных затратах. Например, часть заработной платы рабочих, которая зависит от выработки, относится к переменным издержкам, другая часть, выплачиваемая вне зависимости от количества произведенной продукции, — к постоянным.
Сложность состоит также и в том, что деление издержек на постоянные и переменные может быть осуществлено лишь применительно к определенному промежутку времени. Например, расходы на рекламу относят к постоянным затратам, однако расширение масштабов деятельности может привести к необходимости их увеличения, что придаст им характер переменных. То же относится к амортизации, расходам на содержание административного аппарата и другим видам постоянных затрат. В длительном периоде, для которого характерна возможность расширения масштаба предприятия, все издержки ведут себя как переменные.
Поэтому решение об отнесении тех или иных затрат к категории постоянных или переменных принимается для каждого конкретного предприятия с учетом специфики его затрат и определенного периода его деятельности.
Деление издержек на постоянные и переменные помогает в принятии ряда важнейших решений, касающихся планирования объема выпуска, дающего максимальную прибыль, определения точки безубыточности, обоснования принятия решений об ассортименте.
2. Операции на открытом рынке
издержка макроэкономическое равновесие
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие — это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
“При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер”.
3. Макроэкономическое равновесие
Макроэкономика — это раздел экономической науки посвященный изучению крупно масштабных экономических явлений, процессов относящихся к экономики страны в целом, объектом изучения макро экономики являются сводные обобщающие показатели, такие как национальное богатства валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает среднее по стране показатели. Такие как средние доходы, средняя заработная плата, средний уровень инфляция, занятость, производства труда, а так же структурные пропорции и темпы экономического роста. На денежном рынке определяющим является спрос на деньги. В первом приближении закон денежного обращения является теорией спроса на деньги, т.е. количество денег, необходимое для обращения, и есть величина спроса на деньги, т.е. количество денег, необходимое деловым фирмам и частным лицам, которые они хотят сохранить как часть своих активов.
DM = Y*P/V
где DM спрос на деньги, У реальный объем национального производства, Р. — средний индекс цен, V скорость обращения. Т. о. спрос на деньги зависит от следующих факторов: F Абсолютный уровень цен. При прочих равных условиях более высокий уровень цен требует больше денег, т.к. покупателю требуется больше денег для покупки товаров и услуг. F- Уровень реального объема производства.
По мере его роста растут реальные доходы. При прочих равных условиях людям понадобится больше денег при условии роста реальных доходов. F Скорость обращения денег. Кейнс говорил о трех причинах, вызывающих спрос на деньги:1. Людям нужны деньги, чтобы использовать их в качестве средства платежа (транзакционный мотив).2. У людей есть желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличности (мотив предосторожности).3. Хозяйственные агенты будут держать часть своих активов в ликвидной форме, если они считают, что владение активами в иной форме сопряжено с риском (спекулятивный мотив).Вывод: величина спроса на деньги зависит от номинального дохода У и номинальной ставки процентаR, т.е.
DM = F (Y, R).
Использованная литература
1.Камаев В.Д. “Экономическая теория”. 2005г.Издательство:Камерон, стр.384
2.Камаев В.Д. “Экономическая теория”. 2006г. Издательство: Юрайм, стр.557
3.Слагода В.Г. “Основы экономики”.2006г. Издательство:”Инфра- М”,стр.218