Содержание
Введение…..
I. Журналистика, как единая социальная система…
1.1. Понятие системного подхода.
1.2. Системно-компонентный и структурный аспект
1.3. Системно-функциональный и интегративный аспект.
II. Закон о СМИ, закон о государственной тайне…
2.1. Закон о СМИ
2.2. Закон о государственной тайне..
Заключение
Список литературы..
Выдержка из текста работы
Необходимость существованиягосударственной службы и ее правового регулирования обусловлена самимсуществованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений даже в странах с высокой культурой демократии показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяющих его рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация сталадемократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнениянеобходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственныйаппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведениярадикальных политических, экономических и социальных реформ.
Все более углубляющиесяпреобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществестремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности иостроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы.В этих условиях государственная служба приобретает особую роль как общественно-организующий институт, как особый вид управленческой деятельности. И только адекватная государственная кадровая политика, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение самых сложных задач переходного периода.
Вполне оправдано одной изприоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защитыгосударственных служащих. Конечно, сложно говорить о социальной защите госслужащих в стране, где более 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но, по-нашемумнению, актуальность проблемы исостоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенностигосударственных служащих создает условия для притока и закрепления нагосударственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан,способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживаягосударство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этойстране.
Необходимо отметить, чтосоциальная защита государственных служащих отличается от социальной защитынаселения в целом. Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Немного на заданную тему и научных разработок. Потому, нам пришлось использоватьтруды коллектива Российской Академии государственной службы (Романов В.Л.,Лытов Б.В., Охотский Е.В., Соколов В.М. и другие), а также собственные материалы.
Целью настоящей работы является исследование системы социальнойзащиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления ипрактической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственныхслужащих в субъектах Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственные служащие, лица, напрофессиональной основе осуществляющие должностные обязанности в, прежде всего,исполнительных, а также законодательных и судебных органах государственной властиРоссийской Федерации.
Предметом — социальная защита служащих органов государственнойвласти Российской Федерации и ее субъектов.
Были примененыконкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный методы исследования.
Раздел 1. Социальная защита населения исоциальная защита
государственных служащих в РоссийскойФедерации. Общие
подходы и различия
Прежде чем перейти к вопросу осоциальной защите государственных служащих, необходимо понять, что естьсоциальная защищенность населения вообще.
Понятие “социальная защищенностьчеловека” отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которымосуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование ихспособностей. Однако, такой подход возник только недавно. За время существования командно-административной системы социальная защита понималась в строгом смысле слова и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социальной защиты инвалидов, пенсионеров и других. Социальная защита общества в целом достигается за счет перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государства и экономико-партийной номенклатуры вообще не возникала, поскольку эта категория была наиболее социально защищенной как с точки зрения престижа профессии, так и с точки зрения удовлетворенности основные жизненные потребности. У номенклатуры была не только довольно высокая заработная плата, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: более качественные медицинские услуги, источники товаров повседневного спроса, комфортные условия жизни и тому подобное.
Сегодня социальная защитанаселения в качестве основной цели преследует избавление значительной его частиот нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доходсемьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологическихпотребностей. необходимо срочно предотвратить снижение уровня жизни малообеспеченных членов общества, людей с ограниченными возможностями и семей с детьми, так как они являются наиболее социально уязвимыми группами населения. Но так как уровеньоплаты труда все более отстает от уровня цен<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[1], всебольшее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а тои вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособныхграждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника средств существования и создания условий для активного включения населения в общественно полезную деятельность.
Таким образом, эффективнаясистема социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан,непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитиеэкономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного членаобщества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно работа дает достаточно средств для эффективной социальной защиты.
Судьба демократических реформ,укрепление их социальной базы тесно связаны с развитием институтагосударственной службы. Ведь именно на нее государство сможет гарантировать экономическое и социальное благополучие всего населения. “Дляуспешного решения таких задач, считают зарубежные аналитики Я.Джейбс иСт.Синнерстрем, нам нужны высококвалифицированные государственные служащие, которые являются политически нейтральными, защищенными законом, действующими в общественных интересах, беспристрастными, честными, открытыми, способными передавать и использовать информацию, а также эффективно и действенно руководить.
Вместе с тем, констатируют этиавторы, такие цели труднодостижимы из-за нестабильности положения чиновников.
Создавшийся существенный разрывв уровне жизни предпринимателей и служащих в рыночных структурах, с однойстороны, и большинства чиновников — с другой, явился основанием для суждений ослабой защищенности государственных служащих”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[2].
Но было бы неправильнымподходить к социальной защите государственных служащих аналогично социальнойзащите всего населения. Дело в том, что здесь существуют два принципиальныхразличия.
Отождествлять социальную защитусоциально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты прожиточного минимума,нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся “от зарплаты дозарплаты” и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно защищать других,так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.
Кроме того, социальная защитауязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворенияпервичных потребностей (по А.Маслоу), а социальная защита государственныхслужащих — не только первичных, но и вторичных, более существенныхпотребностей. “Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служитьнаивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей — неглавное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.
Характерна мотивация выбораработы в государственных структурах. Большое число служащих связывает этотвыбор со стремлением реализовать себя в управленческой сфере (37%) и занятьдостойное место в обществе (24%).
В государственных имуниципальных органах власти Ростовской области для многих служащих приоритетноезначение имеют такие ценности как уважение людей (92,4%), творческий характертруда и самореализация способностей (87,3%), репутация (64,4%)”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[3].
Потому социальная защитагосударственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением,но учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег,начальства, общества в целом. И в связи с этим возникает первостепенная проблема создания положительного и коммерческого имиджа государственной службы на основе достоверной и своевременной информации.
Необходимо отметить, что однойиз причин отрицательного отношения населения к государственной службе была иостается проблема льгот и привилегий. “Привилегии являются объективнойнеобходимостью любой управленческой структуры в любом обществе. Заявления о том, что их хотят устранить, являются либо демагогией, либо непониманием основ управления… В то же время они являются привилегиями, вызывающими, как мы уже отмечали, негативные оценки в общественном мнении о госслужбе. Опыт демократически развитых зарубежных стран показывает, что избежать этого довольно легко.
Для этого нужно, во-первых,чтобы все привилегии были законодательно оформлены… Во-вторых, оно должныбыть известны всем. И, в-третьих, должен быть эффективный и прозрачный контроль за соблюдением льготного законодательства.
При соблюдении этих условий ихнегативное влияние на нравственную оценку государственных служащих значительноснижается”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[4].
Второе принципиальное различиесоциальной защиты государственных служащих и социальной защиты другихтрудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различных гражданскихструктурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин работает “насебя”, в то время как государственный служащий не только продает свой труд, нои, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волюгосударства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничены не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.
Такие ограничения прав и свободво имя интересов общества требуют социальной компенсации. Если государство ограничивает своих сотрудников, оно должно заботиться о них, и это беспокойство должно быть искренним и многогранным.
Все вышесказанное позволяет намсделать вывод о том, что социальная защита государственных служащих “должнавключать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсациюограничений, объективно обусловленных характером деятельности; во-вторых, нареализацию социальных ожиданий работника, которые легли в основу егопрофессионального выбора; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующихэффективной служебной деятельности конкретного лица”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[5].
Ограничения, связанные сгосударственной службой, законодательно закреплены статьей 11 Федеральногозакона “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 31.07.1995№119-ФЗ. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;быть депутатом законодательного (представительного) органа РоссийскойФедерации, законодательных (представительных) органов субъектов федерации,органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностьюлично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческойорганизацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если впорядке, установленном федеральным закономи законами субъектов федерации, ему не поручено участвовать в управлении этойорганизацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц вгосударственном органе, в котором он состоит на государственной службе либокоторый непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансовогои информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебнуюинформацию; получать гонорары за публикации и выступления в качествегосударственного служащего; получать от физических и юридических лицвознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнениемдолжностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать безразрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальныезвания иностранных государств, международных и иностранных организаций;выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридическихлиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии смеждународными договорами Российской Федерации или на взаимной основе подоговоренности федеральных органов государственной власти и органов государственнойвласти субъектов федерации с государственными органами иностранных государств,международными и иностранными организациями; принимать участие в забастовках;использовать свое служебное положение в интересах политических партий,общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения кним; в государственных органах не могут образовываться структуры политическихпартий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональныхсоюзов. Наконец, государственный служащий обязан передавать в доверительноеуправление под гарантию государства на время прохождения государственной службынаходящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капиталекоммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.
Основные социально значимыеограничения для государственных служащих — это, установленные пунктами 1, 3части первой указанной статьи, запреты на получение дополнительного заработка,то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всегопредпринимательской деятельностью. Педагогическая, научная и другая творческая деятельность здесь не может быть учтена, так как она обычно плохо оплачивается и в основном служит для удовлетворения второстепенных потребностей.понятно, что низкие зарплаты госслужащих будут способствовать уходу квалифицированных кадров из системы госслужбы, а также совершению госслужащими противоправных действий и коррупции. Так, “с 1989 по 1991 годы количество выявленных коррумпированныхгрупп преступников увеличилось в 11 раз. Фактов взяточничества с участием такихгрупп выявлено в 100 раз больше. По самым скромным подсчетам госчиновникиполучили сотни миллионов долларов в виде взяток”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[6]. Судя по всему, ситуация не улучшилась, о чем свидетельствует арест «официального главы страны» — господина Илюхина.
К сожалению, существующая нагосударственной службе система должностных окладов в большей степенисоответствует не экономическим, а административно-командным методам управления.К настоящему времени постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации «О регулировании оплаты труда работников представительных и исполнительных органов» от 30.12.1992 №4249-1/1042. Согласно этому документу, повышение заработной платы государственного служащего зависит только от продвижения по службе, поскольку размер заработной платы, пределы премий и официальных надбавок, а также основания для единовременного поощрения определяются законом. “Такая организация выплаты окладоврасслабляет, расхолаживает и уж конечно не заинтересовывает работников ввысокопроизводительном труде. Кроме того, это не соответствует принципу распределения за работу в его классическом понимании, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд.
Именно в этом заключается однаиз причин сознательного недоиспользования трудящимся своих физических иинтеллектуальных способностей, о чем свидетельствуют результаты исследований…Например, на вопрос “В полной ли мере Вы реализуете свои способности наработе?” положительный ответ был получен лишь от 28,6 процентов опрошенных.Причем только 10,8 процентов участвовавших в опросе уверены, что если они будутработать больше и лучше, то их заработок увеличится”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[7].
Опыт государственной службызарубежных стран показывает, что существуют различные системы оплаты трудагосударственных служащих.
В Германии вопросы оплатытруда чиновников регулируются законом.Оклады устанавливаются в зависимости от места и срока службы. Во Франции размер вознаграждения государственного служащего определяется в зависимости от наличия диплома, удостоверяющего определенную степень квалификации, поскольку вся система тарифов сводится к дипломам и свидетельствам, предъявляемым при зачислении на государственную службу. В Англии, США, Франции минимальная заработная плата первого разряда устанавливается по отношению к средней заработной плате в частном секторе.
В связи с этим, по нашемумнению, изменение существующей модели оплаты труда государственных служащих наоснове зарубежного опыта будет являться одной из мер их социальной защиты.
Другим социально значимымограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие взабастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональныхправ. Ввиду того, что “право на забастовку есть одно из главных и законныхсредств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять иотстаивать свои социальные и экономические интересы”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[8],компенсацией ограничения на участие в забастовках могло бы стать созданиепримирительных (согласительных) процедур и органов (или комиссий), вкомпетенцию которых входило рассмотрение жалоб государственных служащих повопросам установления оплаты труда, по результатам аттестации, квалификационныхэкзаменов, конкурсов, разрешение служебных конфликтов и тому подобное.
Интересен, в этой связи, опытгосударственной службы зарубежных стран. Например, в США существует принцип «системы заслуг», и для большинства чиновников продвижение по служебной лестнице осуществляется по этому принципу. Он означает отбор лучшихкандидатур на повышение на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегоднойоценки их служебной деятельности. Совет по защите системы заслуг служит темгосударственным органом, главными задачами которого являются защита как всейсистемы заслуг, так и отдельных служащих от злоупотреблений руководителей,неоправданных кадровых действий, заслушивание и принятие решений по жалобамслужащих. Кроме названного Совета существует Федеральный совет по руководствутрудовыми отношениями, который выносит решения по трудовым спорам.
В России в примирительныхпроцедурах между государством и государственными служащими могла бы сыгратьбольшую роль такая общественная организация как профессиональный союзгосударственных служащих. Кстати, это единственная общественная организация,создание которой в государственных органах допускается федеральным законом.
Следует сказать еще об одномсоциально значимом ограничении, которое реализует принцип политическогонейтралитета государственных служащих (или, иначе, принцип внепартийностигосударственной службы) — это запрет на использование служебного положения винтересах политических партий. Компенсацией этого ограничения является созданиеинститута государственных должностей государственной службы категории “В”, тоесть штата государственных служащих, находящихся на государственной службепостоянно, вне зависимости от смены политического руководства. “В условияхсуществования в нашей стране многопартийности, частой смены правительства,роспуска парламента, такой штат будет служить фактором устойчивости государстваи общества и способствовать эффективному и рациональному управлению страной”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[9].
Кроме законодательнозакрепленных ограничений, на государственной службе существуют к тому жеперегрузки, связанные с ненормированным характером труда, то есть занятостью вовнеслужебное время, а также жесткостью требований, предъявляемых вадминистративной иерархии. Причем нагрузка и требования к государственномуслужащему возрастают с продвижением его вверх по служебной лестнице.
Как показали исследования,“подавляющее большинство государственных служащих работает сверхурочно (до 90процентов). При этом основная часть опрошенных (60 процентов) выполняет этиработы постоянно. В ряде министерств и ведомств их число достигает 77 процентов,а среди руководителей департаментов и управлений — до 86 процентов”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[10]. Всвязи с этим компенсационные меры социальной защиты должны быть направлены нетолько на установление надбавок за напряженность работы, но и на льготы вмедицинском обслуживании, установление дополнительных отпусков, государственноестрахование, льготное пенсионное обслуживание и так далее.
В качестве примера приведемстатью 29 Закона РСФСР “О милиции” от 18.04.1991 №1026-1:
“Все сотрудники милиции подлежатобязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а такжесредств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учрежденийи организаций.
В случае гибели сотрудникамилиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти доистечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии),заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего)и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнегоденежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета споследующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
При получении сотрудникоммилиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений,исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, емувыплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержанияиз средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновныхлиц.
В случае причинения увечья илииного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением имслужебной деятельности денежнаякомпенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным внастоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средствминистерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, заключивших смилицией договоры.
Ущерб, причиненный имуществусотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностьюсотрудника милиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующегобюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.”
По нашему мнению, социальнаязащита государственного служащего, предоставляемые ему льготы, должнывозрастать по мере его вертикального роста, так как именно труд руководящегосостава характеризуется повышенной сложностью и напряженностью;ответственностью не только за принимаемые лично решения, но и за решения идействия подчиненных; увеличением объема решаемых задач и так далее.
Социальные ожиданиягосударственных служащих, как уже отмечалось нами ранее, связаны судовлетворением вторичных потребностей. И в этом плане, наряду с поднятиемимиджа государственной службы, выделяется проблема профессионального иличностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются двестороны этой проблемы:
1) карьера служебная(вертикальная), то есть повышение профессионального и должностного статуса,связанное с расстановкой кадров;
2) карьера профессиональная(горизонтальная), то есть профессионально-квалификационное развитие, связанноес самообразованием, обучением, желанием каждодневно делать все более сложнуюработу. Здесь важна система определения соответствия кандидата требованиям подолжности, его профессиональная оценка, включающая прогнозирование ипланирование потребностей в кадрах, формирование резерва на выдвижение, системуповышения профессиональной квалификации.
Так, в Германии эта системапредлагает более 20 видов семинарских программ по вопросам управления.
Во Франции “верхним звеном”является Национальная школа государственного управления. “Среднее звено”подготавливается в Политехнической школе и пяти региональных институтахгосударственного управления. Сложилась практика стажировок государственныхслужащих в смежных ведомствах. Вся система стимулирует государственногослужащего к повышению квалификации: участие в программах обучения даетдополнительные баллы при аттестации, повышает шансы занять очередную вакансию.
В США обучение и повышениеквалификации считается личным делом государственных служащих, но при этомсуществуют льготы для желающих получить специальное высшее образование илиученую степень — предоставление дополнительных отпусков и уменьшениеналогообложения на сумму затрат на обучение (до 2 тысяч долларов).
В Российской Федерации такжесоздана система профессиональной подготовки и переподготовки государственныхслужащих под общим руководством Российской Академии государственной службы, приучебно-методическом руководстве Академии народного хозяйства; по ведомственнойподчиненности; система обучения служащих юридических учреждений. То естьгосударственному служащему, желающему повысить свои профессиональные знания,такая возможность предоставлена.
Социальная защитагосударственных служащих включает в себя и нейтрализацию факторов,препятствующих эффективной служебной деятельности.
“Нейтрализация факторов,препятствующих эффективной служебной деятельности — это, прежде всего, работапо сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы,защита от неправомерных действий вышестоящих руководителей, обеспечение гигиенытруда, способствование решению бытовых проблем”<span Times New Roman",«serif»; mso-fareast-font-family:«Times New Roman»;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: RU;mso-bidi-language:AR-SA">[11](жилищных проблем, обеспечение транспортом и связью, решение вопросоввоспитания и обучения детей и так далее). Так, мы уже указывали ранее нанеобходимость создания примирительных (защитных) процедур и органов для защитыправ государственных служащих. К сказанному можно добавить, что представляется интереснымопыт США, где в законе о реформе гражданской службы детально расписаныдисциплинарные меры, которые должны применяться против руководителей,нарушающих принцип “системы заслуг” при прохождении чиновниками службы.
Государство для нейтрализациинеблагоприятных факторов должно помогать государственному служащему в решенииразличных бытовых проблем, как то: создании нормальных условий труда,обеспечении хорошо отапливаемыми, освещенными, правильно спланированнымипомещениями, транспортом, связью, автоматизацией и научной организацией труда.
Важнейшим направлениемреализации социальной защиты государственных служащих является законодательноезакрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектовфедерации.
В Российской Федерации правоваяоснова социальной защиты государственных служащих установлена федеральнымзаконом.
Статья 15 Федерального закона обосновах государственной службы гарантирует государственному служащему: условияработы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежноесодержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами субъектов федерации; ежегодный оплачиваемыйотпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выходаего на пенсию; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации ссохранением денежного содержания на период обучения; обязательность полученияего согласия на перевод на другую государственную должность государственнойслужбы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; пенсионноеобеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьигосударственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнениемим должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случайпричинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностныхобязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случайзаболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственнойслужбы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерныхдействий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке,установленном федеральным законом. Государственному служащему в зависимости отусловий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях ипорядке, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации,жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов федерациивозмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебнымикомандировками, с приемом на государственную службу, переводом нагосударственную должность государственной службы в другой государственныйорган, направлением на государственную службу в другую местно