Содержание
Введение…….………………………………………………………………….
1. Понятие системного подхода……………………………………..……….
2. Системно-компонентный и структурный аспект………………..………
3. Системно-функциональный и интегративный аспект……………..…….
Заключение…………………………………………………….………………
Список литературы………………………………………………..…………..
Выдержка из текста работы
Я выбрала тему контрольной работы «Педагогическая наука и практика как единая система» потому что для меня педагогика очень интересный предмет. Мне хочется знать, что такое педагогика, рассмотреть педагогику как науку и практику, показать их взаимосвязь. Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Опираясь на достижении всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования. Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагогику как науку.
В предисловии к книге «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский писал: «…педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика — не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое необходимое из искусств. Но как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому; к идеалу совершенного человека».
Спустя сто лет после того, как К.Д. Ушинским было дано это определение, педагогика, накопившая знания, открывшая свои закономерности и законы, уже не могла считаться только искусством. Поэтому она получила статус, как науки, так и искусства. Если считать педагогику искусством, то она — всего лишь собрание советов, правил и рекомендаций по осуществлению не поддающегося логике учебно-воспитательного процесса. Педагогика как наука должна содержать все компоненты строгой научной теории, выдвигая на первый план системный подход и логику познания своего предмета объективными научными методами.
Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых, материально-техническую базу, методы научно-исследовательской работы, понятийно-категориальный аппарат. Определенную отрасль знаний называют наукой, если:
1) четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;
2) для его изучения применяются объективные методы исследования;
3) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами и процессами, составляющими предмет изучения;
4) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.
Большинство исследователей считают, что из обширной области педагогических знаний можно выделить теоретическую педагогику — как педагогику, содержащую базовые научные знания о закономерностях и законах, а также аксиомы и принципы.
Подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания всегда опираются на научные знания. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания, необходимо, чтобы теория переходила в практические технологии. Пока же разрыв между теорией и практикой в педагогике составляет 5-10 лет.
Цель моей работы: Изучение педагогической науки и практики как единой системы.
Задачи: 1. Изучить литературу по теме;
2. Разобрать понятие педагогика;
3. Рассмотреть педагогику как науку и практику педагогики;
4. Определить взаимосвязь педагогической науки и практики.
Глава 1. Понятие педагогики
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран.
Вопросы образования и воспитания всегда привлекали к себе внимание писателей, философов и ученых. Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.
Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание. Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как прак……..
Список использованной литературы
1. Бордовская Н. Педагогика / Н. Бордовская, А. Реан. — СПб.: Питер, 2011. — 304 с.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. — М.: Юрайт-Издат, 2011. — 254 с.
3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 432с.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов педвузов / В.В.Краевский. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.
5. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. — М.: Академия, 2009. — 400 с.
6. Крысько В. Г.. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г.Крысько. — СПб.: Питер, 2011. — 320 с.
7. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А.Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. — 268с.
8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2011. — 336 с.
9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов. / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2011. — 608 с.
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е.С.Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
11. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
12. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов. — М.: Академия, 2004. — 512 с.