Содержание
Введение 13
Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития4
1.1. Развитие личности в период средней зрелости с позиций теорий психического развития4
1.2. Интеллектуальное развитие в период средней зрелости6
1.3. Становление морального сознания в период средней зрелости9
Глава 2. Эмпирическое (экспериментальное) изучение особенностей психического развития в периоде ранней зрелости11
2.1. Первичные данные об испытуемом11
2.2. Методы и методики изучения психического развития в периоде ранней зрелости11
2.3. Количественный анализ и интерпретация эмпирических (экспериментальных) данных14
2.4. Обобщение эмпирических (экспериментальных) данных16
2.5. Рекомендации испытуемому16
Заключение18
Литература19
Приложение 1. Бланк протокола (Диагностика межличностных отношений Т. Лири) ..20
Приложение 2. Бланк протокола (Ценностные ориентации» М. Рокича) 21
Приложение 3. Бланк протокола (Шкала самооценки (методика Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина)..23
Выдержка из текста работы
Младший школьный возрастной период обычно называют вершиной детства. В это время ребенок сохраняет много своих детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.
И в то же время он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Значимой деятельностью в этот период является обучение.
В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус — меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни.
Возрастные границы младшего школьного возраста относительны — часто называют не точное количество лет, а интервал начала и конца (6-7 лет и 10-11 лет).
Эти границы соответствуют началу обучения детей в школе. Это переходный период, ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и противоречивых сочетаний.
Как и любое переходное состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые очень важно своевременно улавливать и поддерживать.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте.
Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. В этом заключается актуальность данной работы.
Объектом исследования в рамках данной работы является психическое развитие ребенка младшего школьного возраста. Предмет исследования — особенности психического развития в младший школьный возрастной период.
Цель работы — выявить и проанализировать особенности психического развития испытуемого на предмет соответствия возрастным нормам.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
.Изучить теоретические основы психического развития детей младшего школьного возраста. Найти в таблицах периодизаций психического развития особенности развития психики в данный период: в сфере интеллекта, морального сознания, интенций (жизненных целей), мотивации, эмоций, личностных качеств.
.Выбрать одного испытуемого.
.Определить возрастной период, к которому относится испытуемый.
.Выбрать методы и методики, ориентированные на изучение познавательных процессов, которые формируются в данный период. Проанализировать методики с точки зрения их применимости для изучения особенностей психологических характеристик в данном возрасте. Выбрать 3 методики, ориентируясь на их информативность и трудоемкость.
.Провести выбранные методы и методики с целью получения фактов, данных о психическом развитии испытуемого.
.Провести количественный анализ данных, полученных с помощью методик; посчитать баллы по каждой методике.
.Провести качественный анализ полученных данных по каждой методике отдельно.
.Обобщить интерпретации данных разных методик, сделать выводы о том, в какой степени полноценно протекает психическое развитие испытуемого. Сформулировать психологические рекомендации испытуемому или его родителям относительно того, какие условия необходимо создать для дальнейшего полноценного психического развития.
Работа имеет традиционную структуру: во введении формулируются предмет, объект, цели, задачи, методики и актуальность исследования; первая теоретическая глава посвящена анализу и обобщению различных взглядов на развитие ребенка в исследуемый период; вторая практическая глава содержит анализ эмпирических данных, полученных с помощью выбранных методик; в заключении формулируются выводы по работе.
Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития детей младшего школьного возраста
1.1 Развитие личности в младшем школьном возрасте с позиций теорий психического развития
В настоящее время не существует единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Чтобы получить полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Большинство психологов делят детство на периоды. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают — они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Согласно психоаналитической теории З.Фрейд объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия. Возраст 6 — 12 лет соответствует латентной стадии (18, с.230).
Э. Эриксон, также представитель психоаналитической теории, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой из стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики. В возрасте 6 — 11 лет ребенок испытывает конфликт «трудолюбие — чувство неполноценности».
Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:
) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;
) дооперативный (2 — 7 лет);
) период конкретного мышления (7 — 11 лет);
) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее) (20, с.135).
— 11 лет — третий период умственного развития по Пиаже — период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил и к их повседневному выполнению.
В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение. Дети начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера. Но по мере установления взаимоотношений с детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников заключается в том, что их дружба основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов — например, дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, при котором мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.
Усвоение новых норм и правил поведения меняет особенности эмоциональной сферы младших школьников. У многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, которые им дала группа и начинают ответственно относиться к нормам поведения в школе (19, с. 153).
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Младшие школьники более уравновешенны, чем дошкольники, и даже подростки. Детям 8-10 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение. Однако у некоторых детей наблюдается отрицательные аффективные реакции. Главная их причина — расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых, гневных высказываниях и поступках (10, с. 230).
1.2 Развитие мышления в младшем школьном возрасте
психический мотивационный самосознание школьный
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы. Кроме того, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
В этот период завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, называются конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. Обычно школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но, в то же время, обедняет интеллект ребенка (17, с .26).
В заключительной фазе младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия. Среди детей психологами выделяются группы: