Содержание
План
Введение
1. Понятие, принципы, общая характеристика избирательного
права в зарубежных странах
2. Законодательство о выборах в зарубежных странах
3. Основные избирательные системы в зарубежных странах
4. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, основные процедуры
Заключение
Задача
Крупнейшее профсоюзное объединение АФТ-КПП на своем съезде выдвинуло пять кандидатов в палату представителей Конгресса США. Они не были включены в избирательные бюллетени по соответствующим одномандатным округам. Это решение избирательных органов: А — верно; Б — неверно.
Объясните, почему.
Список использованных источников и литературы
Выдержка из текста работы
.1 Понятие и структура, субъекты избирательного процесса в конституционном праве зарубежных стран. Система законодательства о проведении выборов в зарубежных странах
.2 Стадия назначения выборов в зарубежных странах; формирование избирательных округов и участков; составление списков избирателей; формирование органов, организующих проведения выборов в зарубежных странах
.3 Выдвижение и регистрация кандидатов при проведении выборов в зарубежных странах
.4 Голосование; определение и опубликование результатов выборов в зарубежных странах
2. Основы конституционного права Китайской Народной Республики. 2.1. Общая характеристика конституционного права КНР
.2 Конституция КНР 1982г., ее характеристика
.3 Высшие органы государственной власти и управления
Список используемой литературы
1. Избирательный процесс в зарубежных странах
.1 Понятие и структура, субъекты избирательного процесса в конституционном праве зарубежных стран. Система законодательства о проведении выборов в зарубежных странах
Избирательный процесс — это регламентированный законодательством комплекс последовательных действий по подготовке и проведению выборов, в котором участвует множество субъектов. Избирательный процесс является формой реализации принципов избирательного права. Как любой юридический процесс, избирательный процесс — это и определённая деятельность, и система правовых норм, эту деятельность регулирующих.
Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность, упорядочена, устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов (стадий).
Избирательный процесс имеет определённую структуру: назначение даты выборов; установление избирательных округов; установление избирательных участков (секций и т.п.);формирование избирательных органов (комиссий, бюро и т.п.); регистрация избирателей и составление избирательных списков; выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты; предвыборная агитация; голосование; подсчёт голосов и установление итогов голосования; возможный второй тур голосования и (или) новые выборы; определение результатов выборов; возможное оспаривание и окончательное определение, опубликование результатов выборов.
Все эти стадии имеют место как на всеобщих выборах, так и на частичных. Все стадии присутствуют, если речь идёт о прямых выборах. В случае же косвенных выборов отдельные стадии отпадают или добавляются. Отпадает, например, создание избирательных округов и участков. Ведь функции избирательных органов могут осуществлять, например, внутренние руководящие органы парламентов (если выборы производятся парламентами), число туров голосования может быть более двух и т. д.
Основными субъектами избирательного права являются:
Избиратели — это граждане, обладающие активным избирательным правом. В свою очередь, активное избирательное право — это право гражданина, установленное законом, лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.
Кандидаты — это граждане, обладающие пассивным избирательным правом. Пассивное избирательное право — это право избираться, т.е. право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.
Политические партии также являются субъектами избирательного процесса (например, в США).
— Органы избирательного процесса — это органы на которые возлагается организационное руководство всем избирательным процессом.
Избирательные органы — это обычно избирательные комиссии, в некоторых странах избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом — в Узбекистане, правительством — в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица.
Организация и порядок проведения выборов закреплены в определённых международных документах. Такими документами являются — Руководящие принципы Венецианской комиссии Совета Европы; Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского Союза 1994 г.; Нормативные правовые акты Совета Европы, Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и т.п.
Опираясь на международные документы, можно выделить, что международное правовое регулирование защиты конституционного строя в избирательном процессе представлено тремя основными фрагментами:
— международные стандарты, закрепляющие основные требования к легитимности, справедливости, демократизму, подлинному и свободному характеру выборов.
— международные стандарты, закрепляющие государственный механизм защиты общепризнанных принципов и норм избирательного права, а также стандарты, регулирующие деятельность компетентных государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту конституционного строя в условиях избирательного процесса.
— международные стандарты, устанавливающие общие требования к законотворческому процессу и качеству законодательства в сфере выборов.
В актах и законах прописывается в какие сроки должны проводиться выборы, организацию формирования избирательных округов, различные избирательные цензы.
К числу специальных нормативных актов, детально регулирующих процедуру выборов, можно отнести Закон о выборах Парламента Грузии от 1 сентября 1995 г., указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 г., закон о выборах Парламента Молдовы от 14 октября 1993 г. с изменениями и дополнениями от 19 июня 1997 г., закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" от 18 ноября 1993 г.
.2 Стадия назначения выборов в зарубежных странах; формирование избирательных округов и участков; составление списков избирателей; формирование органов, организующих проведения выборов в зарубежных странах
Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно связанно с изданием правового акта (обычно главой государства), определяющего дату проведения выборов. Это является началом официальной избирательной компании. Фактически партии и лица, желающие стать кандидатами, ведут неофициальную подготовительную работу раньше. Иногда такая стадия отсутствует, поскольку дата выборов определена законом заранее. Так, в США выборы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября месяца чётного года (выборы в парламент) и в первый вторник после первого понедельника ноября месяца високосного года (выборы Президента США).
Дата выборов может быть установлена конституцией. В Швеции очередные выборы в Парламент проводят в третье воскресенье сентября. В Латвии «Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца» (ст. 11 Конституции 1922 г.). Украинская конституция определяет «Очередные выборы в Верховную Раду проводятся в последнее воскресенье марта четвёртого года полномочий Верховной Рады Украины» (абзац 1 ст. 77 Конституции 1996 г.). В Коста-Рике выборы президента осуществляются раз в четыре года в первое воскресенье февраля.
Иногда конституциями определяется только месяц, а не дата проведения выборов. Во многих странах всеобщие выборы проводятся только в нерабочие дни. Но есть и другие решения. В США, как мы видели, день всеобщих выборов — вторник.
Для проведения избирательной компании территория страны обычно делится на избирательные округа. Порядок разделения территории на избирательные округа имеет весьма важное политическое значение, ибо от этого могут зависеть результаты выборов. Избирательный округ — это избирательная единица, объединяющая избирателей определённой территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов, или должностных лиц. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления — актами этих органов.
По количеству избираемых депутатов избирательные округа различаются на одномандатные (униноминальные), многомандатные (полиноминальные). Значительно реже предусматривается единый общенациональный округ. В одномандатном избирается один депутат, в многомандатном — несколько депутатов, в общенациональном — все депутаты (например, 120 депутатов Кнессета Израиля).
В зависимости от представительства избирательные округа бывают территориальными (объединяют избирателей по месту жительства) и производственными (по месту работы). Производственные округа в настоящее время существуют в некоторых местностях КНР. В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).
Порядок образования избирательных округов подробно регламентируется законами. Однако порядок образования избирательных округов для выборов парламентов выносится нередко даже на конституционный уровень. Так в конституции Португалии есть отдельная статья (ст. 149), называемая «Избирательные округа». Достаточно подробно регулируется образование избирательных округов Конституцией Австрии (ст. 23а, 26, 95, 117) и конституцией Швеции (§ 6 гл. 3).
Обычно законодательство предписывает необходимость создания равных округов с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения. Но в некоторых странах широкое распространение получила такая практика образования избирательных округов, которая нарушает принцип равного представительства. Подобные манипуляции с избирательными округами получили название избирательной географии или избирательной геометрии (в США — джерримендеринг). Органы уполномоченные производить разделение территории на избирательные округа, делают это таким образом, чтобы сознательно увеличить представительство одних районов в ущерб другим (например, представительство сельских регионов в ущерб промышленным). Партия находящаяся у власти, стремится выкроить избирательные округа так, чтобы обеспечить себе завышенное представительство.
Избирательная география получила широкое распространение в США (например, иногда городские округа в 3 — 4 раза превышали по своей численности сельские округа). В 1962 г. Верховный суд США в решении по делу Бейкер против Кара признал такую практику незаконной и постановил, что все избирательные округа должны нарезаться «существенно равными» в соответствии с принципом «один человек — один голос».
Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальный единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. Избирательный участок — это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчёт поданных голосов. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей. Избирательные участки создаются в определённые законодательством временные сроки, их списки опубликовываются. Избирательный участок охватывает, обычно, небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящиеся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки. Как правило, избирательный участок меньше избирательного округа. На территории округа располагается несколько, а иногда и много избирательных участок. Однако в больших населённых пунктах при выборах органов местного самоуправления участок может охватывать несколько избирательных округов, которые включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц. Образование избирательного участка даёт возможность приблизить места голосования к избирателям, создать удобства для голосования и подсчёта голосов.
Во Франции избирательными участками являются коммуны — низовые единицы политико-административного деления территории страны. В Испании такие единицы могут делиться на несколько избирательных участков (секций), охватывающих от 500 до 2 тыс. избирателей. В Италии коммуны также могут делиться на избирательные участки, охватывающие от 100 до 800 избирателей, а в труднодоступных местностях — от 50 до 100 избирателей.
Далее формируются избирательные органы — это обычно избирательные комиссии, в некоторых странах избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Иными словами на них возлагается задача по подготовке и проведению выборов. Избирательная компания не может обойтись без участия и руководства избирательных органов. Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом — в Узбекистане, правительством — в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица, хотя в некоторых странах (например в Германии) они, по крайней мере, их часть, работают на общественных началах.
Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными и участковыми. Полномочия общегосударственной комиссии (обычно она называется центральной или национальной) распространяется на всю страну. В федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах. Окружные избирательные комиссии образуются и действуют в избирательных округах, в случаях когда избирательные округа не совпадают с политико-территориальными еденицами. Участковые — на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования.
Главные задачи участковой избирательной комиссии — составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчёт голосов. Участковая избирательная комиссия регистрирует избирателей. Регистрация избирателей является необходимым условием для составления списков избирателей. Регистрация проводится органами в сроки, которые устанавливаются законом. Регистрация избирателей в различных странах осуществляется по разному. Она подразделяется на обязательную (Великобритания, Германия, Италия, Швейцария и др.) и добровольную (США, Франция и др.). Победителя участковые избирательные компании не определяют, для этого свои протоколы они предоставляют в вышестоящую избирательную комиссию. Также все эти комиссии выполняют и другие функции, такие как контроль за соблюдением законности выборов, организация избирательной кампании и т.д.
Также избирательные комиссии и другие избирательные органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии иногда, в странах тоталитарного социализма, бывают временными, образуемыми только на период выборов, после подсчёта голосов, определения победителей и выдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные комиссии бывают и постоянными, и временными. Центральная избирательная комиссия создаётся указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже — верховным судом. Во многих странах центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создаётся, её роль выполняет министерство внутренних дел (Италия, Франция и др.).
В странах англосаксонского права роль окружных избирательных комиссий иногда выполняют единолично должностные лица — шерифы графств, а участковых — чиновники по выборам (регистраторы, участковые инспекторы и др.). Однако на всех уровнях при выдаче бюллетеней, подсчёте голосов, определении итогов голосования присутствуют представители кандидатов, политических партий, прессы.
Помимо регистрации кандидатов, распределения, выделенных бюджетных средств, подведения итогов выборов, центральная избирательная комиссия издаёт инструкции, разъяснения и иные акты, которые могут иметь нормативное значение для местных избирательных комиссий при проведении избирательной кампании.
Участковые избирательные комиссии формируются по-разному. Они могут состоять из служащих органов местного самоуправления или формироваться исполнительными комитетами местных представительных органов (страны тоталитарного социализма).
Во многих странах руководители избирательных органов обладают важными единоличными властными полномочиями в избирательном процессе. Например в Великобритании председатель окружной избирательной комиссии должен извещать о выборах, регистрировать кандидатов, созывать избирателей, принимать избирательные налоги, решать о допустимости кандидатур, объявлять о выдвинутых кандидатах, назначать председателей избирательных участков, следить за соблюдением тайны голосования, устанавливать результаты голосования, проверять правильность подсчёта голосов и др.
По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командировкой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах, например в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал. В некоторых других странах, где велика неграмотность и списки составляются не повсеместно, избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который затем окрашивается несмываемой в течение минимум недели краской. В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей (Нидерланды, Польша), в латиноамериканских странах для этого существует особая служба — национальный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции — налоговое управление. В список избирателей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям), которые, имеют свои особенности в каждой стране. В Великобритании списки избирателей составляют чиновники-регистраторы, в отдельных странах Латинской Америки — специально назначенные комиссии (там, где нет службы гражданского регистра). Эти списки передаются затем органам, которые проводят голосование, в большинстве стран — участковой комиссии. Она проводит проверку списков, для чего необходимо предъявить соответствующие документы (во многих англосаксонских странах, где нет паспортов для внутреннего употребления, а есть только международные паспорта, используются самые разные документы). При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При системе необязательной регистрации чиновник не включает автоматически избирателя в список, он делает это только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, если он хочет быть включенным в список избирателей (Испания, Мексика, США). При системе обязательной регистрации (Великобритания, Индия, Италия) избиратель автоматически включается в список, регистратор (комиссия) обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список. Лицам, включенным в список, выдается специальная карточка избирателя (часто — с отпечатками пальцев и фотографией, иногда с учетом возможности электронного голосования). Списки избирателей бывают либо постоянными, и тогда они пересматриваются через 10-12 лет, либо периодическими, заново составляемыми к каждым выборам.
.3 Выдвижение и регистрация кандидатов при проведении выборов в зарубежных странах
Выдвижение кандидатов — это определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные органы и должностные лица. Это одна из важнейших стадий избирательного процесса.
Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе.
Только после регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию. При выдвижении кандидатов по избирательным округам всё чаще избирательные законы предусматривают, что кандидат должен жить в том округе, в котором выдвигается, иногда длительный срок (например, пять из десяти лет, предшествующих выборам в Бразилии, Гане). Там, где закон этого не предусматривает, такое правило действует в норме правового обычая (например в США).
Кандидат может быть выдвинут различными способами:
партийное выдвижение, т.е. официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписанной определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Этот способ получил широкое распространение. Непосредственно закреплён на уровне конституций ряда стран. Например, Конституция Польши 1997 г. В ст.100 устанавливает: «Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии и избиратели». Этот способ выдвижения абсолютно необходим при пропорциональной и частично смешанной избирательной системах. В некоторых странах кандидат на общегосударственных выборах может быть выдвинут только крупными партиями (Словакия, Мексика). Эта мера направлена против чрезмерной дробности списков кандидатов, обилия партий и имён;
петиционный способ — это выдвижение кандидата путём подачи петиции от имени избирателей, подписанной определённым числом избирателей. Количество избирателей, необходимое для выдвижения кандидата, существенно различается по странам. В Великобритании, Канаде достаточно 10 избирателей для инициирования выдвижения кандидата. В других странах для этого потребуется большее количество избирателей ( 25 подписей в Нидерландах и Швейцарии, 1 тыс. в Парламент Грузии, до 3 тыс. в Сенат Польши).
Особый способ — «праймериз» (первичные выборы). Применяются в США. Означает выдвижение кандидатов в порядке, аналогичном выборам депутатов, т.е. тайным голосованием по системе относительного большинства. Выдвигают кандидатов на партийных съездах. Участвуют в них лица считающие себя членами той или иной партии. В зависимости от порядка установления партийной принадлежности избирателя различаются два вида праймериз: открытый и закрытый. Открытый праймериз либо вообще не требует установления партийной принадлежности избирателя, либо процедура его установления очень проста. Избиратель сам называет партию, и этого достаточно для получения бюллетеня этой партией и голосования за неё. При закрытом праймеризе избиратель должен доказывать свою партийную принадлежность. От него могут потребовать произнесение клятвы либо иных доказательств, подтверждающих принадлежность к той или иной партии.
Эти способы во многих странах комбинируются. Так, кандидатов в состав нижней палаты испанского парламента — Конгресса депутатов выдвигают должным образом зарегистрированные политические партии, федерации или их коалиции, а также группы избирателей, насчитывающие не менее 0,1 %, но при этом не менее 500 избирателей в соответствующем избирательном округе.
После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или депутатского мандата.
.4 Голосование; определение и опубликование результатов выборов в зарубежных странах
Голосование — это решающая стадия избирательного процесса, которая представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатур. Голосование — подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В результате голосования часть баллотирующихся кандидатов получает право на выборный мандат или если избирательная система допускает более одного тура голосования — получает право баллотироваться в следующем туре. Сам акт голосования законодательством большинства стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорядиться по своему усмотрению. Наряду с этим во многих странах введено обязательное голосование: законодательство этих стран рассматривает голосование как гражданский долг избирателя и за его нарушение предусматривает различного рода санкции (административные, уголовные). Так, Конституция Италии (ст.48) постановляет, что осуществление голосования является гражданским долгом (т.е. его выполнение влечёт лишь моральную санкцию). В Бразилии и Люксембурге лица, уклоняющиеся от участия в голосовании, подвергаются денежному штрафу, а законодательство Австрии предусматривает в этом случае четырёхнедельное тюремное заключение или штраф. Обязательное голосование позволяет искусственно поднять активность избирателей.
Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время тайное голосование введено во всех демократических странах.
Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица. В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями — Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия). В очень редких случаях признаётся действительным и обычный лист бумаги, куда избиратель вписал фамилии кандидатов собственноручно. Голосуя, избиратель может вычёркивать нежелательных кандидатов, но такой способ используется редко. Обычно избиратель делает определённый знак в квадрате против фамилии кандидата, за которого голосует. В США на выборах 2004 г. Применялось шесть технологий голосования избирателей, а именно:перфокарта ( избиратели пробивают на бумажном бюллетене отверстия напротив выбранного ими кандидата);механический рычаг (избиратели тянут один из рычагов машины, соответствующий выбранному ими кандидату); оптическое сканирование (избиратели заполняют бюллетень, который затем считывается машиной); электронная система прямой записи (избиратели используют сенсорный экран или кнопочные машины);бумажные бюллетени (заполняются и подписываются вручную);смешанная технология (в одних городах одного округа применяются машины, а в других — нет).
При необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования. Учитываются лишь зарегистрированные избиратели, независимо от того, какая система избирательных списков существует. Вовсе не все избиратели, чьи фамилии содержатся в списках, приходят голосовать. Лишь в странах тоталитарного социализма публикуются данные чуть ли не о стопроцентной явке. В таких странах никаких наказаний в случае неявки не предусматривалось, но применялись разные формы идеологического давления. Такие методы и сейчас используются в этой группе стран. Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер: это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании, для чего выделяются средства из бюджета. Если установленный законом процент участия граждан в голосовании не будет достигнут, необходимо проводить повторные выборы или повторное голосование, что отвлекает от других дел и требует много сил. Также закон устанавливает сравнительно низкий процент участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентеизмом. Законы многих стран устанавливают обязательность голосования, рассматривая участие в выборах не только как моральный долг, но и как юридическую обязанность. Такой порядок существует в Греции, Австрии, Италии, Турции и т.д. В качестве наказания принимается общественное порицание. За неявку на выборы суд может лишить на определённое время избирательных прав, в связи с чем такое лицо теряет право занимать должность на государственной или муниципальной службе. В соответствии с законом возможен штраф, налагаемый судом, например, в Египте, в Турции. Самое серьёзное наказание — тюремное заключение до нескольких месяцев (в прошлом в Пакистане). Но штрафы и другие формы наказания не распространяются на лиц, для которых участие в голосовании является факультативным.
Лица, которые в день выборов не находятся в месте своего постоянного жительства, где они внесены в список избирателей. В Мексике избиратель в этом случае допускается по месту своего нахождения к выборам только из числа тех же кандидатов, которые баллотируются и по его месту постоянного жительства. В Австрии избиратель, который знает, что в день выборов будет находиться вне места своего постоянного жительства, может заранее получить удостоверение на право голосования, которое представляет собой официальный избирательный бюллетень в запечатанном конверте. В день выборов избиратель по месту своего пребывания вместо удостоверения на право голосования получает незаполненный официальный бюллетень, который заполняет, указывая поддерживаемый им список кандидатов или отдельных кандидатов, и, поместив бюллетень в конверт, опускает в избирательный ящик.
Другая возможность решения проблемы участия в выборах лиц, отсутствующих в день голосования в месте своего постоянного жительства, — голосование по доверенности. Французский Избирательный кодекс содержит перечни лиц, которые имеют право выдавать доверенность на голосование от их имени (граждане, находящиеся за границей; лица, отсутствующие в коммуне, в списки избирателей которой они внесены, по служебным делам или по здоровью; лица, имеющие по своему физическому состоянию препятствия для участия в голосовании; лица, работающие вне пределов департамента, где расположена соответствующая коммуна, и их супруги). Лицо, получившее доверенность, пользуется всеми избирательными правами доверителя и вносится в список избирателей соответствующей коммуны. Одно лицо может получить не более двух доверенностей. Доверенность может быть аннулирована и выдана заново. Доверитель может проголосовать лично, если прибудет в избирательное бюро ранее того, кому выдал доверенность. В случае смерти доверителя или лишения его гражданских прав доверенность аннулируется по праву.
Избирательное законодательство обычно предоставляет избирателям, которые в силу неграмотности или физического недостатка не могут сами совершать избирательные действия, право пользоваться помощью других избирателей.
Голосование на всеобщих выборах проводится обычно в течение одного дня, что предписывается избирательным законом. Это лишняя гарантия от возможных фальсификаций.
Подсчет голосов и установление результатов выборов проводится соответствующими избирательными органами по участкам, округам, территориям, по стране в целом. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет производится гласно и начинается немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по каждому избирательному округу, затем определяется число действительных и недействительных голосов. Подсчёт голосов избирателей осуществляется членами избирательных комиссий или др. органами с соответствующими функциями. Начинается сразу после окончания голосования, проводится открыто и гласно. При подсчёте голосов присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, средств массовой информации.
Документы участкового избирательного органа пересылаются в вышестоящие избирательные органы.
Результаты выборов окончательно устанавливаются и объявляются окружными или территориальными комиссиями с обязательным их опубликованием. На основании документов участковых избирательных органов они решают и о действительности выборов, и об их результативности, а в соответствующем случае — о необходимости еще одного тура голосования или проведения новых выборов.
голосование кандидат выборы избиратель
2. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
.1 Общая характеристика конституционного права КНР
Конституционное право Китая характеризуется значительными особенностями. Во-первых, на его содержание и пути развития до сих пор большое влияние оказывает традиция. «Китайский законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособности традиционализма регулировать ту или иную область общественных отношений».
Период культурной революции и правового нигилизма также не способствовал развитию конституционного права. До конца семидесятых годов оно носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. Но в последние годы в связи с проводимой экономической реформой законодательная деятельность существенно оживилась.
Реализация концепции «социалистически модернизируемого общества» также стимулировала законотворческую деятельность. После многих лет трудностей, наконец, наступил новый поворот для китайского законодательства. Так, постепенно стала совершенствоваться система разделения законодательных полномочий. Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1979 года положил начало реформе законодательной системы Китая.
Все это привело к созданию относительно целостной системы нормативных актов, которая отодвинула «традиционалистское» регулирование на второй план.
Во-вторых, поскольку конституционное право КНР является отраслью социалистического права, оно проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического «конституционализма», руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, — классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в Конституции 1982 г.: «В дальнейшем коренная задача государства — общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем, чтобы… превратить нашу страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство».
В-третьих, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). И в настоящее время в КНР нет четкой границы между правовым актом и политической директивой. Положения неправового содержания встречаются и в законах; например, в Законе КНР «об организации народной прокуратуры» говорится, что прокуроры должны «проводить в жизнь линию масс, прислушиваться к мнениям масс, находиться под контролем масс» (ст. 7) Установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного, которые в партийных директивах формулируются следующим образом: коллективизм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма.
В-четвертых, конституционное право КНР отчетливо отражает современное противоречие между экономической и политической системами китайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами рыночного хозяйства при государственном планировании, с другой — тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии.
Для социалистического права характерна насыщенность нормативных актов нормами-принципами, нормами-пожеланиями, которые создают идеалистическую картину гармоничного общества. Все это присуще и конституционному праву КНР. Такого рода нормы встречаются на конституционном уровне, например, в ст. 27 Конституции записано: «Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу.» Еще чаще нормы такого рода встречаются в текущем законодательстве и подзаконных актах. Сущность подобных норм не рассчитана на правовой и логический анализ, они должны приниматься на веру.
Следующей особенностью конституционного права Китая является наличие актов, носящих экспериментальный характер, издаваемых "в опытном порядке". Причем такие акты издаются почти на всех уровнях органов власти. Автор полагает, что практика издания временных актов объясняется сложностями выработки наиболее успешного варианта правового регулирования общественных отношений в стране, где проживает более миллиарда человек и где существуют острые социальные проблемы.
Современное конституционное право КНР отражает национальную специфику и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества.
.2 Конституция КНР 1982г., ее характеристика
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. ее основные законы принимались соответственно в 1954,1975, 1978 гг. Два предыдущих программных документа (1975, 1978 гг.) разрабатывались под сильным влиянием эклектических идей основателя социалистического Китая Мао Цзэдуна (1893 -1976) и носили кратковременный характер. Современный основополагающий документ как бы подвел черту над волюнтаристскими экспериментами коммунистической номенклатуры типа политики «большого скачка » и «великой культурной революции», осуществлявшимися в первые десятилетия существования KHР.
Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г. Структура Конституции 1982 г.- это 138 статей, объединенных в четыре главы.
В соответствии со ст.1 Конституции, Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй.
Перечислим характерные черты Конституции.
. Является Конституцией социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Поэтому официальной идеологией КНР является социалистическая идеология, а государство развивает социалистическое просвещение.
. Декларируется принадлежность власти народу, КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа.
. Для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя, устанавливается особое место в экономической системе и привилегированный режим. В то же время допускаются другие формы собственности, включая частную, если они служат целям социалистического строительства.
. На современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально-экономических реформ, обозначаемых в КНР как политика «социалистической модернизации ». Поэтому в 90-е гг.появились конституционные положения о задаче строительства социалистической рыночной экономики и социалистического правового государства.
. Конституционные нормы устанавливают унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, так как КНР — многонациональное (полиэтническое) государство, хотя подавляющее большинство в структуре населения — этнические китайцы.
. Конституция исходит из социалистической доктрины прав и обязанностей гражданина, которая отрицает естественный характер прав человека. Права и свободы подчинены целям и задачам социалистического строительства.
В Конституции закрепляются 5 принципов международных отношений: взаимное уважение суверенитета, уважение территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода.
Закреплены основы политической системы: 1. руководящая роль компартии в обществе и государстве, 2. диктатура пролетариата, 3. создание широкого патриотического Единого фронта под руководством компартии, 4. государственная власть принадлежит народным представителям (Советам).
Изменение Конституции — по предложению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 ВСНП, принимаются 2/3 ВСНП («жесткая»). Статей, не подлежащих изменению, нет.
Конституционный контроль — специальных органов нет. Государственные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за соответствием этих актов Конституции. Контроль за законностью осуществляет прокуратура.
Основы правового положения личности в соответствии с Конституцией КНР.
Основы правового положения человека и гражданина выражают социалистический характер китайской государственной идеологии, что закреплено в гл.1 и 2 Конституции КНР. Правовое положение личности в Китае характеризуется равенством граждан перед законом, равноправием мужчины и женщины, ненанесением гражданами при осуществлении своих прав и свобод ущерба интересам государства, общества и коллективам, законным правам других граждан. Подчеркнуто, что государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами оплату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин (ч.2 ст.48 Конституции КНР).
Законодатель закрепил в целом небольшую номенклатуру основных прав и свобод с акцентом на социально-экономические права. Однако провозглашенное право на труд фактически не гарантировано государством, и в стране существует безработица. С большими ограничениями действует право на образование. Полностью не ликвидирована неграмотность, хотя прогресс в этой сфере несомненен. Отсутствует единое право на социальное обеспечение в старости в общегосударственном масштабе.
Согласно Конституции, граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Декларировано право на отдых, которое фактически существенно ограничено.
Среди политических прав и свобод закреплены: право избирать и быть избранным, свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, свобода вероисповедания. Они используются в соответствии с целями социалистического строительства и не должны наносить вред обществу и государству.
Китайские граждане имеют право обращаться с критикой или предложениями в адрес государственных органов или государственных служащих, могут обращаться в соответствующие органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушений закона или предложениями в адрес государственных органов или государственных служащих, могут обращаться в соответствующие органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушений закона или служебного долга кем-либо. В то же время основные нормы не предусматривают право на образование политических партий, вступление и свободный выход из них. Допускается лишение политических прав по закону.
В связи с политикой реформирования китайского общества действующая Конституция достаточно большое внимание уделила личным (гражданским) правам и свободам. Предусмотрены такие права и свободы, как право на личную свободу и неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на честь и достоинство, на свободу и тайну переписки, на получение компенсации ущерба, причиненного государственными органами и государственными служащими в результате посягательства на гражданские права. Закреплен принцип государственной охраны брака, семьи, материнства и младенчества. Запрещается нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми.
Установлено большое число обязанностей: защищать единство КНР и сплоченность всех национальностей; защищать Родину и отражать агрессию; соблюдать Конституцию и законы; хранить государственную тайну; беречь общественную собственность; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок; уважать нормы общественной морали; платить в соответствии с законом налоги. Воинская служба и участие в народном ополчении являются почетной обязанностью китайских граждан. Государство осуществляет планирование рождаемости и проводит жесткую демографическую политику, направленную на снижение высоких темпов роста населения. Фактически в городах проводится курс «одна семья — один ребенок», что влияет на поведение супругов. Супруги обязаны осуществлять плановое деторождение.
.3 Высшие органы государственной власти и управления
К ним относятся Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный суд.
Согласно Конституции КНР, вся полнота власти принадлежит собраниям народных представителей — некоторому аналогу советов народных депутатов, известных по недавнему прошлому. Поэтому утверждать, что в Китае существует традиционный для стран Запада принцип разделения властей, весьма сомнительно.
Выборы в ВСНП осуществляются собраниями народных представителей провинций, крупных автономий, городов центрального подчинения и армии, и его члены (депутаты) работают на непрофессиональной основе.
ВСНП — однопалатный однопартийный орган, максимум 3000 депутатов, совмещающих депутатство с работой («для близости к избирателям»). На сессиях (только две недели раз в год) присутствует правительство, высшие судьи, генпрокурор. 3000 депутатов — слишком много, заседания заранее отрегулированы. Мандаты императивные (с правом отзыва депутата ВСНП большинством голосов того собрания, которое данного депутата выбрало, или голосов постоянного комитета этого собрания). Срок полномочий 5 лет.
Полномочия ВСНП:
принимает и изменяет Конституцию;
осуществляет контроль за проведением в жизнь Конституции;
принимает и изменяет так называемые основные законы: уголовные, гражданские, избирательные, о статусе государственных органов и др.;
избирает Председателя и заместителя Председателя КНР;
по представлению Председателя КНР утверждает кандидатуру Премьера Государственного совета Китая, по представлению последнего утверждает кандидатуры заместителей Премьера Государственного совета, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата;
избирает председателя Центрального военного совета;
избирает председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;
рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;
рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его выполнении;
изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП;
утверждает создание особых административных районов и их режим;
решает вопросы войны и мира.
В состав ВСНП входят Постоянный комитет, президиум сессии, специальные комиссии, а также делегации по избирательным единицам. ВСНП собирается на сессию один раз в год, как правило, в феврале-марте сроком на две-три недели. Внеочередные сессии этого органа могут быть созваны по усмотрению его Постоянного комитета или по требованию не менее одной пятой всех народных представителей (депутатов).
Важной особенностью системы представительных органов Китая является существование параллельно с ВСНП рабочего «мини-парламента » — Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, состоящего из 350 -400 человек. Его руководители — председатель, заместители председателя, а также начальник секретариата.
Основные полномочия данного органа:
толкование Конституции КНР, осуществление контроля за проведением ее положений в жизнь;
принятие и изменение большинства законов (кроме тех, которые принимает ВСНП);
толкование законов;
внесение поправок в планы экономического и социального развития и в государственный бюджет в период между сессиями ВСНП;
осуществление контроля за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры;
отмена административно-правовых актов, противоречащих Конституции и законам;
ратификация и денонсация международных договоров КНР.
Следует обратить внимание на то, что в стране существует не один, как в абсолютном большинстве государств мира, а два законодательных органа власти — ВСНП и его Постоянный комитет. Полномочия между ними в правотворческой сфере точно не разграничены, что негативно сказывается на эффективности государственной деятельности и качестве законодательства.
Постоянный комитет формируется Всекитайским собранием народных представителей и несет перед ним ответственность.
Единоличным главой государства является Председатель КНР. Существует институт заместителя главы государства-заместитель Председателя КНР. Они избираются на сессии ВСНП на 5 лет. Им может стать любой гражданин с политическими правами с 45 лет не более двух раз подряд, на основании решений ВСНП и Постоянного комитета. Можно утверждать, что в Китае в скрытом виде утвердилась должность президента, хотя официально она не существует. Председатель КНР выполняет традиционные функции главы государства: представляет Китай на международной арене, опубликовывает законы, указы о помиловании, о мобилизации, о введении военного положения, награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания.
Он действует на основании решений ВСНП и его Постоянного комитета. По сравнению с теми странами, где утвердилась модель президентской или полупрезидентской республики, полномочия этого должностного лица невелики. Однако фактический статус Председателя КНР более весом, поскольку данную должность по традиции занимает Генеральный секретарь ЦК Компартии КНР — правящей партии Китая.
Важное место в системе властных институтов принадлежит Государственному совету КНР — центральному правительству, являющемуся исполнительным органом верховного органа государственной власти. Он обладает большими полномочиями в социально-экономической и военно-политической сферах. Госсовет на основе Конституции и законов определяет административные мероприятия, принимает административно-правовые акты. Его возглавляет должностное лицо — Премьер Государственного совета. Госсовет состоит из Премьера, заместителя Премьера, членов Госсовета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника Секретариата. Правительство ответственно перед ВСНП, а в период между сессиями — перед Постоянным комитетом этого органа.
Срок полномочий ВСНП, его Постоянного комитета, других органов, избираемых Всекитайским собранием народных представителей 5лет.
Центральный военный совет — коллегиальный орган военного управления. Состоит из Председателя и членов. Обладает правом законодательной инициативы. Роль совета связана с особой ролью армии в Китае. Центральный военный совет состоит из следующих лиц: председателя; заместителей председателя; членов.
Председатель Центрального военного совета ответствен перед Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.
В КНР действует конституционная норма об ограниченности времени пребывания высших должностных лиц на своих постах (включая Председателя КНР и Премьера Госсовета) двумя пятилетними сроками, что весьма разумно и полностью соответствует общепринятым зарубежным стандартам в этой области.
Высшим судебным органом является Верховный народный суд, осуществляющий надзорные полномочия за судебной деятельностью местных и специальных судов. Роль судебных органов в КНР менее значима, чем в развитых странах. Суды включены в систему правоохранительных органов, они обладают ограниченной самостоятельностью, а понятие «судебная власть» вообще ни разу не использовалось ни в одной социалистической Конституции КНР. Верховный народный суд ответственен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. В стране отсутствует институт специализированного судебного конституционного контроля.
Виды судов: общие и специальные. Общие суды: Верховный и местные народные суды 3-х ступеней (высшей, средней, низшей). Специальные суды: военные суды.
Судебные органы выполняют карательные функции, участвуют в воспитании лиц, совершивших преступления и проступки.
Низовое звено местных народных судов формируется гражданами путем выборов, другие местные суды в округах избираются местными органами государственной власти.
Местные судьи не пользуются несменяемостью и независимостью и несут ответственность перед местными органами власти.
В общих судах есть палаты (коллегии) по административным делам. они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Суды рассматривают дела коллегиально (уголовные — с участием народных заседателей). Несложные гражданские дела суд рассматривает единолично.
Список использованной литературы
1. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. Конституция и основные законодательные акты КНР. — М., 1984.
. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М.: 2000г.
. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: 1998г.
. Василевич Г.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: 2006г.
5. Красинский В.В. Статья — «Международное правовое регулирование защиты конституционного строя в процессе выборов». 2011 г.
. Ожиганов Н.И. Конституционное право зарубежных стран. Пособие для подготовки к экзаменам. — Ростов н\Д: 2003г.
. Имамов Э.З. К характеристике правосознания и права Китайской Народной Республики // Советское Гос. и право. — 1988. — №4
8. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — Москва: 2008г.
9. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. Конституционное право зарубежных стран: учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2010г.
. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. — М.: БЕК, 2001.- 639с.
. Златополъский Д. Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник для вузов / Д. Л. Златополъский. — М.: «Зерцало», 1999.- 320с.
. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. — М.: Юрид. лит.1993. — 256 с.
. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2005. Гл. 21.
. Сидихменов В.Я. Китай: общество и традиции. М., 1990.