Содержание
Введение
1. Экономическая сущность государственного долга
2. История развития кредита и государственного долга
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИИ? ГОСУДАРСТВЕННЫИ? ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Контрольная работа
на тему: Сравнительный анализ структуры и динамики государственного долга России и США
Выполнила:
Филиппович Юлия
Санкт-Петербург
Введение
Актуальность выбранной мною темы подтверждается тем, что структура потребления и развития международного сотрудничества государств, состояние государственных финансов, денежного обращения и инвестиционного климата зависит от государственного долга страны.
Целью моей работы является выявить значение государственного долга в системе экономических отношений, проанализировать структуру и функции, которые выполняет государственный долг на примере двух развивающихся стран: России и США.
Для достижения моей цели я должна выполнить следующие задачи в ходе своей работы:
ь Рассмотреть понятие государственного долга и его виды;
ь Проанализировать историю государственного долга;
ь Дать определение государственным облигациям;
ь Выявить риск государственного долга;
ь Проанализировать списание государственного долга;
ь Определить структуру государственного долга;
ь Определить возможный масштаб государственного долга;
ь Выявить проблемы государственного долга и пути их решения;
Все задачи были рассмотрены на примере состояния государственного долга России и США.
В широком смысле государственный долг представляет собой все непогашенные обязательства государства. Также государственный долг является результатом заимствований государства с целью покрытия дефицита бюджета. Долг государства равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. В США государственный долг может также включать в себя задолженности федерального, регионального правительства или муниципального и местного самоуправления. Дефицит государственного бюджета рассчитывается как разность между доходами и расходами правительства в течение одного года.
Государственные операции финансируются за счет государственного долга, но также правительства могут печатать деньги для монетизации своих долгов, тем самым им не нужно выплачивать проценты. Однако минус монетизации в том, что она может привести к гиперинфляции.
Россия и США раньше были денежно суверенными правительствами, то есть они создавали свою собственную суверенную валюту, с помощью которой США и Россия имели возможность заплатить любой долг любого размера, но выраженный только в суверенной валюте данного государства. Денежно суверенные правительства не нуждаются в заимствованиях или налогах для обслуживания долгов в его суверенной валюте, но вынуждены прибегнуть к налогообложению. На данный момент и США, и Россия используют валюту, над которой они не имеют суверенитета.
Правительства часто занимают деньги в валюте, в которой спрос на долговые ценные бумаги является наиболее сильным. Преимущества этого заимствования в том, что многие инвесторы хотят инвестировать именно в облигации, выпущенные в долларах США, фунтах стерлингов или в евро. США выпускает облигации исключительно в своей национальной валюте.
РФ выпускает облигации в иностранной валюте, недостатком чего является риск, что государство не сможет получить иностранную валюту для выплаты процентов или погашения облигаций. В 1998 году во время финансового кризиса это стало серьезной проблемой, так как страна не могла сохранить свой фиксированный обменный курс из-за спекулятивных атак.
«Без рисковым» кредитование считается, когда правительство его проводит в собственной суверенной валюте. «Без рисковым» оно является потому, что до определенного момента долг и проценты правительства могут быть выплачены за счет налоговых изыманий, сокращения расходов или печатания большего количества денег, что может привести к инфляции.
Политически нестабильные государства являются наиболее рисковыми, так как может настать момент, когда у них не будет возможности выплачивать свой долг. Примером тому является революционная Россия 1917 года, которая отказалась брать на себя ответственность за внешний долг императорской России.
Казначейские облигации США, выраженные в долларах США, часто считаются «без рисковыми», но в данном случае не принимается во внимание риск для иностранных покупателей в виду изменения курса доллара по отношению к валюте кредитора. Более того, наличие «без рисковых» облигаций предполагает стабильность правительства США и его способность осуществлять выплаты по долгу в течении любого финансового кризиса.
Кредитование правительства в иностранной валюте, как в России, например, не дает той же уверенности в том, что данное государство сможет погасить свой долг при финансовом кризисе. Однако, государственный долг, выраженный в иностранной валюте, не может быть сильно уменьшен при гиперинфляции, что повышает доверие к должнику.
Банк международных расчетов устанавливает стандарты, по которым списывается государственный долг. Списание долга государства также регулируется крайне сложными законами. В глобальном масштабе Международный валютный фонд может вмешаться, дабы предотвратить намечающийся дефолт.
В теории Джона Мейнарда Кейнса присутствует терпимость к высоким размерам государственного долга для оплаты государственных инвестиций во времена экономического упадка, которые после улучшения состояния экономики можно будет оплатить за счет роста налоговых поступлений.
Данная теория получила мировую популярность в 1930 году, вследствие чего многие страны стали использовать государственный долг для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Сложилось мнение, что данное действие может создать эффективный цикл и рост делового доверия, так как число рабочих, у которых появятся деньги для расходов, возрастет. Существует такая точка зрения, что благодаря значительным увеличениям военных расходов во Второй мировой войне закончилась Великая депрессия, что подтверждает кейнсианскую теорию.
В виду того, что война оплачивалась и выигрывалась Кейнс и Гарри Уайт оказали большое влияние на Бреттон-Вудские соглашения, которые определяют нормы для Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были, как раз основаны в 1940 году во время данных соглашений. БМР, МВФ и Всемирный банк являются доминирующими хозяйствующими субъектами политики в отношении государственного долга. Всемирная торговая организация также имеет огромное влияние на иностранные обменные отношения.
Чтобы понять структуру государственного долга и проанализировать его возможные риски следует:
· Оценить предполагаемую стоимость любого общественного актива, создающегося за счет долга государства. Выбор делается в пользу более выгодного общественного актива;
· Выявить, покрывает ли государственный долг социальную помощь и военные расходы в настоящее время;
· Проанализировать, не приведет ли существование государственного долга к дефолту или даже к свержению правительства;
· Определить, не проводят ли руководители страны какие-либо скрытые действия из-за чего происходит наращивание государственного долга;
· Определить, расходует ли государство свои финансы на создание общественных благ.
Согласно современной валютной теории, государственный долг является крупным частным капиталом, а процентные платежи по нему рассматриваются как частный доход. Государственный долг — это накопления государственного дефицита в предыдущие годы, что добавило финансовые активы в частный сектор, обеспечивая тем самым спрос на товары и услуги.
Глобальный масштаб государственного долга может привести к высоким требованиям, направленным на правительство и частные лица страны, из-за больших процентных платежей. Это привело к облегчению долгового бремени для бедных стран.
Использование долга по отношению к ВВП является одной из самых распространенных мер оценки долга государства. Долг США на протяжении долгого времени документируется онлайн на веб-сайте соответствующего департамента Министерства финансов.
Таблица 1
Рисунок 1 Госдолг России к ВВП
Таблица 2
Рисунок 2
Одним из основных вопросов государственной политики со времен Второй мировой войны является проблемы суверенного долга страны. Также актуальным является вопрос о задолженностях, которые привели Россию к финансовому кризису в 1998 году и к «долговому кризису» в 1980-х годах развивающиеся страны.
Государственный долг многих стран соответствует размерам их экономики. Долг может быть устранен благодаря институциональным изменениям, которые базируются на природе государственных ценных бумаг, являющиеся национальным капиталом, искусственно структурированным в виде «долга». С технической точки зрения данное изменение правового статуса государственного долга превращает его в обязательство перед Центральным банком, которое является неоплатным по своей природе. Дебаты в США о монете номиналом в 1 трлн. долл., которую может выпустить Министерство финансов, является не единственным примером того, что решение возможно.
Обещание правительством осуществить будущие платежи является «неявным» государственным долгом. Обычно это относиться к долгосрочным обещаниям социальных выплат, например пенсии и расходы на здравоохранение.
Проблема «неявного» государственного долга заключается в невозможности точно определить его стоимость, так как суммы будущих выплат зависят от множества различных факторов.
В США деньги не выделяются в казну правительства для будущих социальных страховых выплат. Данная страховая система называется PAYGO. Система, которая участвует в аккумуляции сбережений и инвестирования, является одной из альтернатив возможного социального страхования.
Вдобавок ко всему, демографические прогнозы говорят о выходе на пенсию в ближайшее время поколения «Бэби-бумеров», в связи, с чем работающего населения в США и ряде других стран будет меньше, чем сейчас, на протяжении многих лет. Это увеличит нагрузку на страну в плате выплат обещанных пенсий и других пособий до более чем 65% ВВП, которое существует в настоящее время.
Вывод
Прочитав и проанализировав учебную литературу на тему государственного долга на примере России и США, я пришла к следующим выводам:
Современное экономическое состояние России характеризуется бюджетным дефицитом. Сильно истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета. Постоянно увеличиваются суммы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В дальнейшем ожидается увеличение задолженности, особенно внутренней. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России.
Исторически государственный долг США измеряется как процент от ВПП. Например, долг перед население после 1945 года составлял 113% валового внутреннего продукта, причиной чему была Вторая мировая война. Однако потом существенно снизился в течение последующих 30-ти лет. Объем валового американского долга превосходит размер официальных резервов страны более чем в 100 раз, то есть долги США обеспечены резервами менее чем на 1%. В последние годы, большой бюджетный дефицит и, как следствие, увеличение задолженности, заставили задуматься правительство США о долгосрочной фискальной политике.
Следовательно, можно утверждать, что на данный момент состояние государственного долга США намного хуже, чем долг России, однако и США и Россия нуждаются в разработке программ, направленных на улучшение экономики страны в целом и уменьшение задолженности и более эффективной ее выплате в частности.
международный сотрудничество долг экономический
Список используемой литературы
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).
2) Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11. 2011 г. №-371 -ФЗ.
3) Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: МАКС Пресс, 2008. — 432 с.
4) Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: Университетская книга, 2007. — 10-55 с.
5) Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Перспектива, 2008. — 256 с.
Размещено на