Содержание
Задание 1
Охарактеризуйте политические и правовые взгляды Платона и Аристотеля. Соотнесите их учения, одновременно проецируя их на современные общественно-политические отношения.
Задание 2
В чём сущность немецкого национал-социализма? Приведите примеры его существования в исторической ретроспективе. Существовал ли аналогичный политический режим где-либо ещё?
Задание 3
Продемонстрируйте генезис развития политических и правовых взглядов в Древнем Риме и Византии. С чем связаны изменения правовых и политических доктрин данных государств?
Выдержка из текста работы
Доржиев Ж.Б. Хлыстов Е.А. Мадаев Е.О. Ускеев С.Ш.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическоепособие
_________________
Улан-Удэ
2004
Министерство образования Российской Федерации Восточно-Сибирскийгосударственный технологический уни-
верситет
1
Институт экономики и права Кафедра государственно-правовыхдисциплин
Доржиев Ж.Б. Хлыстов Е.А. Мадаев Е.О. Ускеев С.Ш.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическоепособие
для студентов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»
Издательство ВСГТУ, 2004 Улан-Удэ:
УДК 32.001(075.8) ББК 66.1 я73
М 13
2
Рецензенты: к.и.н. Мункоев В.Д. к.ф.н. Шагинов В.Б.
Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш.
М13 История политических и правовых учений. Учебнометодическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – Улан-Удэ:Издательство ВСГТУ, 2004. – 124 с.
Данное пособие подготовлено на кафедре государственноправовых дисциплин Восточно-Сибирскогогосударственного технологического университета в соответствии с государственным стандартом. Оно включает в себя все структурные элементы, необходимые для изучения истории политических и правовых учений как одного из базовых курсов в обучении юристов: тематический план, методические рекомендации, программа курса, краткий курс лекций, темы и планы семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы, вопросы и задания для промежуточного контроля, вопросы для итогового тестирования и контроля (экзамена). Пособие предназначено для студентов юридического профиля дневного обучения.
Печатается по решению редакционно-издательскогосоветаВосточно-Сибирскогогосударственного технологического Университета
Ключевые слова: история, политические, правовые, учения, девний мир, феодальное общество, кризис феодализма
|
ББК 66.1 я73 |
|
стов Е.А. |
Доржиев Ж.Б. Хлы- |
|
Мадаев Е.О. Ускеев |
||
С.Ш. |
||
ВСГТУ. 2004 |
||
|
||
|
СОДЕРЖАНИЕ: |
|
Тематическийплан |
6 |
|
|
3 |
Основныетребования кзнаниям иумениям |
7 |
|
Введение |
|
9 |
Методическиерекомендациикизучениюкурса. |
|
|
Литератураиисточники |
10 |
|
Какизучатьисториюполитических иправовых учений |
13 |
|
Начтообратитьособоевнимание |
15 |
|
Каксоставлять конспекты |
16 |
|
Структураполитико-правовыхдоктрин |
19 |
|
Оценкаполитико-правовойдоктрины |
22 |
|
Повторениекурса |
24 |
|
Вопросник |
|
25 |
Вопросыдляуглубленногоповторениякурса |
27 |
|
Письменныеработы |
31 |
|
Методические советыпоподготовкеисдачеэкзамена |
34 |
|
Программакурса«история политических иправовыхуче- |
39 |
|
ний» |
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
39 |
Тема1. Предметиметод историиполитических иправовых уче- |
40 |
|
ний |
|
|
Тема2. ПолитическиеиправовыеучениявДревнем Мире |
40 |
|
Тема3. Политическиеиправовыеучениявфеодальномобществе |
41 |
|
Тема4. ПолитическиеиправовыеучениявЕвропевпериодран- |
|
|
них |
антифеодальныхреволюций |
41 |
Тема5. Политическиеиправовыеучениявпериодкризиса фео- |
|
|
дализма(XVIII в.). |
42 |
|
Тема6. Политическиеиправовыеучениявстранах Европыв |
|
|
период становленияиразвития гражданскогообщества |
|
|
(конецXVIII – 1-яполовинаXIXв.). |
42 |
|
Тема7. Политическиеиправовыеучениявстранах Европыво |
|
|
второйполовинеXIX в. |
43 |
|
Тема8. ПолитическиеиправовыеучениявXX в. |
44 |
|
Заключение |
|
45 |
Рекомендуемая литература. Основнаялитература |
45 |
|
Краткийкурслекций. Тематический планлекционногокурса |
48 |
|
ЛЕКЦИЯ1. Политико-правовыеучениявсистемегуманитарных |
49 |
|
наук |
|
|
4 |
|
|
ЛЕКЦИЯ2. Политическиеиправовые учениядревнего востока |
52 |
ЛЕКЦИЯ3. Политическиеиправовые учениядревнейГрециии |
|
древнего Рима |
55 |
ЛЕКЦИЯ4. Политическиеиправовыеученияевропейскогосред- |
61 |
невековья |
|
ЛЕКЦИЯ5. Политико-правоваямысльвозрожденияинового |
64 |
времени |
|
ЛЕКЦИЯ6. Концепцииестественного праваиразделениявластей |
|
в политико-правовоймыслиxviiiвека |
71 |
ЛЕКЦИЯ7. Европейскийконсерватизм иисторическая школа |
|
права. Рождениеклассическойзападноевропейской |
75 |
философииправа |
|
ЛЕКЦИЯ8. Политико-правовыеидеиевропейскоголиберализма |
|
и социализма |
80 |
ЛЕКЦИЯ9. Политическиеиправовые учениявторойполовины |
84 |
xix века |
|
ЛЕКЦИЯ10. Философия правапервойполовиныxx века |
86 |
Методические указанияксеминарским занятиям |
88 |
Темыипланысеминарских занятий |
90 |
Семинар №1. Предмет истории политических иправовых учений. |
90 |
Семинар №2. Политико-правоваяидеологиявгосударствахДрев- |
|
негоВостока |
90 |
Семинар №3. Представленияовласти, политике, правеизаконода- |
|
тельствевДревнейГреции |
91 |
Семинар №4. Политико-правоваямысльвДревнемРиме. |
93 |
Раздел2. Средниевека |
94 |
Семинар №5. ПолитическиеиправовыеучениявЕвропев период |
|
возникновения иразвитияфеодализма |
94 |
Семинар №6. Политико-правоваямысльэпохиВозрожденияиРе- |
95 |
формации |
|
Семинар №7. Государственно-правоваямысльРоссииXI– начала |
97 |
XVII вв. |
|
Раздел3. Политико-правоваямысльсерединыXVII–XVIIIвв. |
99 |
Семинар №8. Политико-правовыеученияэпохираннихбуржуаз- |
|
ных революций. |
99 |
Семинар №9. Политическая иправоваямысльпериодаевропей- |
|
ского ПросвещенияиВеликойФранцузскойрево- |
100 |
люции(XVIII в.) |
|
|
5 |
Семинар №10. Русскаяполитико-правоваямысльXVIIIв. |
101 |
|
Семинар №11. Политико-правоваямысльвСШАвпериодборь- |
|
|
бы |
занезависимость |
102 |
Раздел4. Политические иправовыеученияXIX в. |
103 |
|
Семинар №12. Политические иправовыеучениявГерманиив |
|
|
концеXVIII – началеXIX вв. |
103 |
|
Семинар №13. ПолитическаяиправоваямысльвРоссиивXIX в. |
104 |
|
Семинар №14. Западноевропейская политико-правоваямысль |
|
|
первойполовиныXIX в. |
105 |
|
Семинар №15. Европейскаяполитико-правоваямысльвторой |
|
|
половиныXIX в. |
106 |
|
Раздел5. ПолитическиеиправовыеучениявХХвеке |
108 |
|
Семинар №16. Основные политико-правовыеконцепцииХХв. |
108 |
|
Семинар №17. Политико-правовыеидеивРоссиивпервойполо- |
109 |
|
винеХХв. |
|
|
Вопросыкзачету(экзамену) |
110 |
|
Итоговоетестирование |
|
113 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6
№ |
Название темы |
Лекции |
Семинары |
СРС |
Всего |
1 |
Предмет и метод истории |
2 |
2 |
4 |
8 |
|
политических и правовых |
||||
|
учений |
|
|
|
|
2 |
Политические и правовые |
4 |
2 |
6 |
12 |
|
учения в Древнем Мире |
||||
|
|
|
|
|
|
3 |
Политические и правовые |
4 |
2 |
4 |
10 |
|
учения в феодальном обще- |
||||
|
стве |
|
|
|
|
4 |
Политические и правовые |
|
|
|
|
|
учения в Европе в период |
4 |
2 |
6 |
12 |
|
ранних антифеодальных |
||||
|
|
|
|
|
|
|
революций |
|
|
|
|
5 |
Политические и правовые |
4 |
2 |
4 |
10 |
|
учения в период кризиса |
||||
|
феодализма (XVIII в.) |
|
|
|
|
6 |
Политические и правовые |
|
|
|
|
|
учения в странах Европы в |
|
|
|
|
|
период становления и раз- |
6 |
2 |
6 |
14 |
|
вития гражданского обще- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
ства (конец XVIII – первая |
|
|
|
|
|
половина XIX вв.) |
|
|
|
|
7 |
Политические и правовые |
|
|
|
|
|
учения в странах Европы во |
6 |
2 |
6 |
14 |
|
второй половине XIX в. |
|
|
|
|
8 |
Политические и правовые |
4 |
2 |
4 |
10 |
|
учения в ХХ в. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
34 |
16 |
40 |
90 |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Цели курса:
7
—сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовоймысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблемгосударственно-правовогохарактера;
—обобщить опыт многих поколений известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства;
—ознакомить студентов с основными этапами развития поли- тико-правовоймысли с учетомпроблемно-теоретическогохарактера учебного курса, начиная сполитико-правовыхучений Древнего Востока догосударственно-правовыхконцепций ХХ в.;
—сформировать у студентов представление о соотношении теоретических положений политико-правовойнауки и реально существующих юридических институтов;
—показать специфику истории политических и правовых учений как общепрофессиональной юридической дисциплины, которая рассматривает государственно-правовыепроблемы только с позиций теоретических концепций, разработанных конкретными авторами или входящих в составкаких-либометодологических школ, сыгравших заметную роль в развитииполитико-правовоймысли.
Задачи курса:
—ознакомить студентов с методологией изучения правовых явлений и методикой профессиональной оценки политикоправовых концепций;
—сформировать у них навыки самостоятельного анализа теоретических работ крупнейших представителей политикоправовой мысли для профессиональной ориентации в общемировых тенденциях и перспективах развития исследований в области государства, политики, законодательства и права;
—обучить студентов системному подходу к анализу развития любой научной дисциплины.
Студент должен знать:
8
—системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политикоправовой теории в России и за рубежом;
—основные положения фундаментальных политикоправовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой мысли.
Студент должен уметь:
—аналитически представить содержание важнейших полити- ко-правовыхконцепций, оценить их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания правовых явлений;
—проследить истоки возникновения и развития политикоправовой теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями;
—владеть понятийным аппаратом истории политических и правовых учений.
Студент должен иметь навыки:
—комплексного подхода к оценке истории развития полити- ко-правовыхшкол, научных направлений, отдельных теорий;
—самостоятельной постановки локальной исследовательской политико-правовойпроблемы;
—работы с основными видами источников по истории политических и правовых учений.
Организационные формы изучения дисциплины:
—лекции;
—семинары;
—итоговая студенческая конференция;
—написание контрольных (курсовых) работ;
—консультации по текущим проблемам курса и по выполнению самостоятельной работы;
—итоговый контроль: тестирование и зачет.
ВВЕДЕНИЕ
Учебным планом предусмотрены изучение истории политиче-
9
ских и правовых учений и сдача экзамена или зачета по этой дисциплине. Цель методических рекомендаций – помочь студенту организовать работу по изучению этой сложной и важной науки. История политических и правовых учений относится к числу истори- ко-теоретическихдисциплин. Задача этой дисциплины – на конкретном историческом материале показать закономерности развитияполитико-правовойидеологии, познакомить студента с историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох, сохранив значение в наше время. Задачей курса является формирование теоретического мышления и исторического сознаниястудента-юриста,воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оцениватьполитико-правовыедоктрины прошлых эпох и современности. Для юриста история политических и правовых учений – это то же, что для и философа – история философии, для экономиста – история экономической мысли, для филолога – история языковедения, для искусствоведов – история эстетики, для врачей – история медицины, для инженеров – история техники и т.п. Изучение истории политических и правовых учений уже и прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала называлась «История политических учений» (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б.Н. Чичериным), затем – «История философии права» (курсы лекций – в Москве профессора Г.Ф. Шершеневича, вСанкт-Петербурге– профессора Н.М. Коркунова). После 1917 года эта дисциплина называлась поразному: история политических учений, история учений о государстве и праве, история политических и правовых учений. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность при изучении обширного исторического материала и современныхполитико-правовыхучений сопоставлять различные теории, школы, направления политической и правовой мысли, воспринимать и осмысливать проблемы права и политики с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени – становление идеологического плюрализма, признание в научном, профессиональном, обыденном сознании различных вариантов мышления, нескольких идейных течений. Их соревнование, обмен идеями, проблемами делают общую культуру мышления богаче, дают возможность изжить узость и одномерность идеологически заданного мышления. Многие годы в общественном сознании нашей страны безраздельно господствовала одна идеология, официально считавшаяся единственно научной, качественно отличаю-
10