Содержание
ВОПРОС 1.
Разберите статьи «Великой хартии вольностей» 1215 года, характеризующие установленный в Англии порядок введения новых налогов и сборов. Какие существовали исключения из этого порядка? Что представляет собой Общий совет королевства — феодальный съезд орган сословного представительства, парламент?
ВОПРОС 2.
Разберите положения конституции США, касающиеся судебной власти. Какую систему судебных органов закрепляет конституция США? Какое влияние на судебную власть оказывают законодательная и исполнительная ветви власти? Какими полномочиями наделены судебные органы США в сфере конституционного надзора? Откуда проистекают эти полномочия (Конституция США не упоминает о подобных полномочиях)?
ВОПРОС 3.
Разберите статьи Конституции Франции 1946 года, определяющие взаимоотношения между национальным собранием и Правительством.
Выдержка из текста работы
1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
2. Подготовка квалифицированных сотрудников МЧС России, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками в области международного сотрудничества в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.Воспитание у обучающихсятаких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
II. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Предмет науки Истории государства и права зарубежных стран. Цели и задачи учебной дисциплины истории государства и права зарубежных стран. 2. Методология науки и курса Истории государства и права зарубежных стран. 3. Место науки и курса Истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и периодизация курса. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
Основная
1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В. Г. Графский; ИГиП РАН. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2007.
2. История государства и права зарубежных стран: учебник / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов; ред. К.И. Батыр. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби: Проспект, 2012.
3. Прудников, Михаил Николаевич. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / М. Н. Прудников. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой – М.: «Норма», 2010.
5. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой – М.: «Норма», 2010.
Дополнительная
1. Прудников М.Н.. История государства и права зарубежных стран. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
2. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / авт.-сост. Н. Н. Ягур. — Минск : Тесей, 2004.
3. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. – СПб.: «Питер», 2003.
4. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «ТК «Велби», 2003.
5. История государства и права зарубежных стран : альбом схем : учебное наглядное пособие / ред. В. П. Сальников. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Фонд "Университет", 2007.
6. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран. М., 2000.
7. Щаблов Н.Н. Виноградов В.Н. Дар Прометея. СПб.: 2000.
8. Юдовская А.Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.). СПб., 2000.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
2. Слайды.
V. Текст лекции
Вводная часть
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 1.1 «Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран».
Во вступлении необходимо познакомить слушателей с программой курса истории политических и правовых учений, тематическим планом, научной, монографической, учебной и методической литературой.
Необходимо также объяснить порядок изучения темы и количество часов отведенных на ее изучение. Затем следует назвать основные вопросы лекции.
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
Предмет науки Истории государства и права зарубежных стран. Цели и задачи учебной дисциплины истории государства и права зарубежных стран.
Методология науки и курса Истории государства и права зарубежных стран.
Место науки и курса Истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и периодизация курса.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
Вопрос 1.
Истории государства и права зарубежных стран.
История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.
В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.
Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т.д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII—XIX в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савинъи и др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем, труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Ла-буле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Поста — в Германии, Л. Г. Виноградова и Н. И. Кареева — в России и др.).
Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М. М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.
В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX—XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной «Истории права» немецких ученых Й. Колера и Л. Венгера (1914), «Панорамы правовых систем» (1928) и «Истории права» (1924) американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов.
Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по «праву знатнейших древних и нынешних народов», а в начале XX века (1907 — 1908 гг.) профессор В. Г. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.
Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.
Таким образом, завершая рассмотрение вопроса нужно сказать, что предметом истории государства и права зарубежных стран являются:
• изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;
• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;
• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.
Вопрос 2.
Методология науки и курса Истории
государства и права зарубежных стран.
Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.
Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными. теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.
В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пяти-членной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.
При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.
Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда обществ, например восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций — Запада и Востока.
Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, «азиатской», системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.
В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и следующих основных методов Метод (от греч. methxodos — путь) — способ исследования, планомерный путь научного познания и установ-ления истины, подход к изученным явлениям; вообще — прием, способ или образ действия.:
• исторического;
• сравнительно-исторического;
• системно-структурного;
• статистического.