Выдержка из текста работы
Жизнь-центральное понятие 19 в, культура становится понятной всем, она строится на жизни. Но с другой стороны, раскрыть смысл становится гораздо сложней.
Занятия человека в свободном мире, путь постигания искусства.
1907г-поворотная точка для русской культуры, выставка Голубой розы. 19 в – отличает от 18 в тем, что культурой руководит монарх.
В 19 в сменились акценты: заказчиками были не только монархи, вокруг этого складывались кружки и частная деятельность. Серьезный вклад в создание русской культуры 19 в внесло дворянство, особенно в 1/3 19 в. Частный заказ.
Понятие дворянской усадьбы появилось именно в 19 в. Детство это понятие было также развито в 19 в, появился настоящий детский портрет.
Периодизация.
1929 – История искусства, Сойкин, но 19 в там представлен мало и он никак не делится
Начиная с 1950х гг (1956) начинают выпускать книги, в которых появлятся исследование 19 в. Алпатов (2 тома), 16 томов И.Э.Грабаря. Г.Ю. Стернин начинает работать. Представители московской школы: Федор Давыдов, Сарабьянов (История русского и совесткого искусства, 1979 г, МГУ: ½ и 2/2 19в и к. 19-н.20вв).
А.Эфрос «2 тома русского искусства»: он разделяет эпоху Александра, эпоху Никлай, 2/2 19 в и к. 19-н.20вв.
Сначала делили на ½ и 2/2-н. 20 в (до 1917г). Грабарь делит на 1/3, 2/3 и 2/2 19в, к 19-н.20в (8 том-2 книги: 1 книга – 1 треть 19в, 2 книга-2 треть 19в; 9 том-2 половина 19в –снова с 50х гг). Дальше выделяется искусство к.19-н.20 (10 том).
Машковцев (1950-е, 2 т Русского искусства), он делит искусство 19 в, на дворянский, разночинный и пролетарский, то есть по исторической периодизации Ленина (по революционной ситуации).
11 том-история советского периода искусства (постыдный том). Авангард считал революцию своей. Малевич, Татлин, Маяковский, Филонов.
1 период: 1/3 19 века (с прихода к власти Ал 1: подкорректировал устав АХ)
Самодержавие, православие, народность – приняты в 1830е, автор Уваров
Фев 1929 – визит Николая 1 в АХ и АХ перешла в ведение Императорского двора. «Академию надо слегка повымыть», влияние императорского двора.
Это время зрелого классицизма (просветительского, мб ампир – это понятие наукой полностью не принято). 1/3 19 в- золотой «век» искусства.
Появляются черты Романтизма, его тенденции. Идет подготовка и накопление черт реалистического метода. Оформляется жанр, появляется настоящий пейзаж, разрабатывается теория перспективы Венецианова.
Реалистический метод – на основе анализа реальной жизни, повседневной, он создает те самые реалии.
2 период:
2/3 19 века. Классицизма как такового нет. Существует его стройная система. Приходит 2 волна романтизма – становится более стереотипным.
Академическое искусство оживляет себя чертами романтизма.
Складывается искусство критического реализма (П.А. Федотов, Т.Г. Шевченко).
Формируется новое искусство по сравнению с АХ, которая была в центре внимания в 1/3 19в.
С 1863- Санкт-Петербургская артель художников, с 1870 – Товарищество передвижников (СПб+мск художники)
3 период: 3/3 19 в.
Русское демократическое искусство (передвижники)
Появилось с 1880-х, неоромантическое движение (М.А.Врубель, Васнецов, Левитан). Значение академизма падает, а работ выпускается все больше. Русское реалистичное искусство, буржуазно-реалистическое искусство. Создание новой реальности в 20в. Логическое завершение-1907г-революция.
1910г – Врагель пишет Грабарю «единственная граница периода – революция»