Содержание
Введение………………………………………………….…………………..
1. Сущность и культура абсурда…………….………………………………
2. Драматургия 20века……………………………………………………….
3. Театр абсурда в драматургии 20 века……………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………….………..………………
Выдержка из текста работы
1.Древнерусская литература как словесность средневекового типа. Особенности древнерусской литературы: учительность, философичность, религиозность, историзм, анонимный характер, соборность, этикетность, традиционность, текучесть текста.
Периодизация древнерусской литературы. Эпохи и стили. Стиль монументального историзма (11-13 вв.), стиль эмоционально-экспрессивный (14-15 вв.), 16 век: возвращение Средневековья, стиль официального биографизма (второго монументализма), 17 век – литература века перехода к Новому времени.
2.Жанровая система древнерусской литературы. Функциональный принцип деления на жанры. Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, воинская повесть, патерик, патристика, красноречие. Пять признаков характеристики жанров древнерусской литературы: тема, автор, композиция, образы героев, стиль.
Вершины литературного творчества Древней Руси. «Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума».
Тема 2. Русская литература XVIII века.
1.Русская история и культура 18 века. Основные общественно-исторические процессы Новой России. Литература как отражение нового мировоззрения.
Литературный процесс 18 века. Особенности развития словесности в России Нового времени: стремительный характер, резкая смена и сосуществование нескольких направлений и стилей, поиск новых средств выражения, становление филологической науки, разработка силлабо-тонической системы стихосложения, формирование литературного языка.
2.Главенствующие направления русской литературы 18 века: барокко, классицизм, сентиментализм, ранний русский реализм.
Главные представители русской литературы 18 века: М.Ломоносов, В. Тредиаковский, А.Сумароков, Н.Новиков, Г.Державин, А.Радищев, Н.Карамзин, Д.Фонвизин. Жанры русской литературы 18 века.
Тема 3. Литературное движение в России первой половины XIX века.
Литературная жизнь первой трети 19 века.
Журналы «Вестник Европы», «Сын Отчества»; своеобразие журналистики и критики начала века. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас», «Зеленая лампа»: состав обществ, суть их литературной полемики, значение в развитиии литературного процесса.
Романтизм в русской литературе первой трети 19 века. Поэзия В.А. Жуковского и поэтов-декабристов.
Творческая эволюция Пушкина. Лирика, стихотворные поэмы («Полтава», «Медный всадник»). Драматургия Пушкина. «Борис Годунов», творческая история драмы. Особенности поэтики. «Маленькие трагедии». Драматическое новаторство.
Проза Пушкина. «Повести Белкина»: особенности поэтики. «Капитанская дочка»: идейно-художественное своеобразие.
«Евгений Онегин». Творческая история. Особенности жанра. Идейно-художественное содержание.
Творчество М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирики Лермонтова. Поэмы: «Мцыри», идейно-художественное содержание. «Демон», творческая история.
Роман «Герой нашего времени». Творческая история романа. Идейно-художественное содержание. Своеобразие образа главного героя.
Творческий путь Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: идейно-художественное своеобразие. «Миргород» как цикл. Идейно-художественное своеобразие. «Петербургские» повести Гоголя. Поэтика повестей. Драматургия Гоголя.
«Мертвые души». Творческая история. Особенности жанра. «Мертвые души» как этап в русской литературе.
Тема 4. Литература 1840-1860-х гг.
Возникновение и развитие реализма. Натуральная школа и ее представители.
Становление романа в творчестве Герцена, Тургенева, Гончарова. Роман-утопия Чернышевского.
Поэзия: творчество Фета, Тютчева, Некрасова.
Драматургия: становление национального театра и творчество Островского.
Примерные темы контрольных работ
1. Новаторство И.А. Крылова-баснописца
2. Возникновение, деятельность и распад общества “Арзамас”.
3. Анализ одной из баллад Жуковского.
4. Комедии А.С. Грибоедова “Студент” и “Горе от ума” (сравнительный анализ).
5. Герой-декабрист в комедии Грибоедова “Горе от ума”
6. Исторические события XVIII века в изображении К.Ф. Рылеева (поэма “Войнаровский”) и А.С. Пушкина (поэма “Полтава”).
7. Эволюция темы поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
8.Философский смысл поэмы А.С. Пушкина “Анджело”.
9. “Украинские” повести Н.В. Гоголя
10. Трагическое и комическое начало в повести Н.В. Гоголя “Записки сумасшедшего”.
11. Гротеск и его идейно-эстетическое значение в петербургских повестях Н.В. Гоголя (“Невский проспект”, “Нос”).
12. «Светские повести» А.А. Бестужева (Марлинского).
13. Роль пейзажа в лирике М.Ю. Лермонтова. (“Как часто, пестрою толпою окружен…”; “Выхожу один я на дорогу…”; Парус; “Когда волнуется желтеющая нива…”; “Родина” и др.)
14. Проблематика и художественные особенности драмы Лермонтова “Маскарад”.
15. Славянофильство как первая русская идеология.
16. «Натуральная школа»: формирование, эстетическая программа.
17. Образ Рудина в одноименном романе Тургенева.
18. Идиллия русской усадьбы в романах Гончарова.
19. Нигилист Базаров и анархист Волохов («Обрыв» Гончарова) – этические и нравственные ценности представителей двух поколений.
20. Значение биографии героя в романе Герцена «Кто виновакт?».
21. Понятие литературной утопии и роман Чернышевского «Что делать?».
22. Лирика Фета: основные мотивы и образы.
23. Особенности пейзажа в лирике Тютчева.
24. Стилистические особенности «крестьянских» поэм Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».
Список произведений для обязательного чтения.
Повесть временных лет (2-3 эпизода).
«Слово о полку Игореве.
Оды Ломоносова (на выбор)
Державин «Фелица», «Евгению. Жизнь Званская».
Фонвизин «Недоросль».
Карамзин «Бедная Лиза», «Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода».
Жуковский. Баллады.
Пушкин: лирика, поэмы: «южные поэмы» («Кавказский Пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»), «Полтава», «Медный всадник». «Повести Белкина». Маленькие трагедии. «Борис Годунов». Роман «Евгений Онегин». «Капитанская дочка».
Лермонтов: лирика, поэмы: «Беглец», «Мцыри», «Демон». Роман «Герой нашего времени».
Гоголь: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (все повести), петербургские повести: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Поэма «Мертвые души».
Герцен «Кто виноват?»
Тургенев: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». Сборник «Записки охотника» (5 рассказов). Повести: «Дневник лишнего человека», «Фауст». Стихотворения в прозе.
Гончаров: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
Островский: «Свои люди, сочтемся», «Лес», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты».
Тютчев: лирика.
Фет: лирика.
Некрасов: лирика, «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Несчастные», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо».
Учебная и научная литература
История русской литературы X- XVII веков/ Под ред. Д.С. Лихачева (любое издание).
Русская литература XVIII века/Под ред. В.Ф. Федорова (любое издание).
(Хороший учебник под ред. Гуковского и т.д.)
История русской литературы XIX века (выбирайте уч. поновее)
- Из истории русской культуры. Т.5: XIX век. М., 1996.
- История русской литературы XIX века: Вторая половина. (Любое издание).
- История русской литературы: В 4 т. Л., 1980-1983. Т. 2, 3.
- Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы). М., 2003.
- Балашова И.А. Русская литература 1800-1860-х годов в вузовском изучении. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.
- Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.
- Гуревич А.М. Динамика реализма (в русской литературе XIX века) М., 1994.
- Карпенко Г.Ю. Возвращение Белинского: Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений. Самара, 2001.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. (Главы 6, 7. С.226-330).
- Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е гг.) Л., 1984.
- Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.
Дополнительная литература
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1924 (второе издание — 1969).
Тынянов Ю. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
Фомичев С.А. Грибоедов в Петербурге. Л., 1982.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983 (второе издание — 1994).
Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия «чувства и сердечного воображения». М., 1902.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985.
Цейтлин А.Г. Творчество К.Ф. Рылеева. М., 1956.
Базанов В.Г. Поэты-декабристы. М.-Л., 1960.
Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. М., 1988 (гл.: Декабрист в повседневной жизни).
Лотман Ю.М. А.С. Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.
Благой Д.Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества А.С. Пушкина. М., 1977.
Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.1-2. М.-Л., 1956-1961.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. Л., 1981.
Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. Л., 1966.
Лотман Л.М., Фомичев С.А. Комментарий к «Борису Годунову». СПб., 1998.
Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. Л., 1977.
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л., 1987.
Вацуро В.Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994.
Фомичев С.А. «Евгений Онегин». Движение замысла. М., 2006.
Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. М., 1958.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1990.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988 (гл.: Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»).
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада…». СПб., 1999.
Онегинская энциклопедия. Тт.1-2. М., 1999-2004.
Вацуро В.Э. Антон Дельвиг – литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. Л., 1986.
Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969.
Рассадин Ст. Драма Николая Языкова // Рассадин Ст. Спутники. Очерки. М., 1983. С. 59-128.
Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М., 1966.
Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех». М., 1994.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1980.
Докусов А.М. Повести Гоголя. Л., 1970.
Петербургские повести.
Маркович В.М. «Петербургские повести» Гоголя. Л., 1986.
Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор»: Комментарий. Л., 1974.
Манн Ю. «Ревизор» Н.В. Гоголя. М., 1976.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988 (гл. О Хлестакове).
Манн Ю.В. «В поисках живой души…» М., 1984.
Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Комментарий. М., 1964.
Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех». М., 1994.
Бродский Н.Л. Философские основы поэзии Лермонтова // Бродский Н. Л. Избранные труды. М., 1964.
Маймин Е.А, О русском романтизме. М., 1975.
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961.
Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. Л., 1975.
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961.
Удодов Б.Т. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.
Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. М., 1976.
Кулешов В.И. Hатуpальная школа в русской литературе XIX века. М., 1982.
Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуpальной школы» // Пpоблемы типологии pусского pеализма. М., 1969. С.241-306.
О Гончарове
Батюто А.И. «Отцы и дети» Тургенева – «Обрыв» Гончарова (философский и этико-эстетический опыт сравнительного изучения) // Русская литература. 1991. № 2.
Кpаснощекова Е.А. И.А.Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997.
Кpаснощекова Е.А. «Обломов» И.А.Гончаpова. М., 1970.
Лошиц Ю.И. Гончаров. М., 2004.
Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.
Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А.Гончарова «Обломов» // Русская литература. 1982. № 3. С. 81-100.
Недзвецкий В.А. Гончаров-романист. М., 1992.
Недзвецкий В.А. «…Прочтите эту прелесть» («Обыкновенная история») // Литература в школе. 1998. № 3. С.30-44.
Отрадин М.В. Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история» // Русская литература. 1993. № 4. С. 35-66.
Отрадин М.В. Проза И.А.Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.
Сердюкова О.И. Гончаров-романист. Самара, 1994.
Староcельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.
О Тургеневе
Батюто А.И. Туpгенев-pоманист. Л., 1972.
Батюто А.И. «Отцы и дети» Тургенева – «Обрыв» Гончарова (философский и этико-эстетический опыт сравнительного изучения) // Русская литература. 1991. № 2.
Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.
Бялый Г.А. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Л., 1968.
Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С.Тургенева: Вопросы генезиса. Л., 1980.
Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. М., 1980.
Лебедев Ю.В. Тургенев. М., 1990.
Муратов А.Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е гг.). Л., 1985.
Маpкович В.М. Человек в pоманах Туpгенева. Л., 1975.
Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М., 1991.
Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. М., 1987.
Пустовойт П.Г. Поздний Тургенев: гармония скорбящей лиры // Филологические науки. 2001. №5.
Разводова О.А. Природа конфликта в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» // Русская словесность. 1994. № 4.
Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века М., 1997.
Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.
Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1979.
Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979.
Об Островском
- Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. М., 1975.
- Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.
- Жуpавлева А.И. А.H.Остpовский-комедиогpаф. М., 1981.
- Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1986.
- Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н.Островского. Л., 1982.
- Лакшин В.Я. А.Н.Островский. М., 1982.
- Литературное наследство. М., 1974. Т.88.
- Лобанов М.П. Александр Островский. М., 1989.
- Лотман Л.М. А.Н.Остpовский и русская дpаматуpгия его вpемени. М.-Л., 1961.
- Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М, 1974.
- Холодов Е. Мастеpство Остpовского. М., 1967.
О поэзии
- Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. (Статья о Тютчеве. С.155-199).
- Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л., 1970.
- Вайман С.Т. Бальзаковский парадокс. М., 1981. (Глава «Странные отношения между «внешним» и «внутренним» в лирике Тютчева. С.282-313).
- Горелов А.Е. Три судьбы: Тютчев, А.Сухово-Кобылин, И.Бунин. Л., 1980.
- Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980.
- Князев А. «Бездны мрачной на краю…» (Тютчев и Достоевский) // Вопросы литературы. 1990. № 4. С. 77-101.
- Кожинов В.В. Тютчев. М., 1994.
- Литературное наследство. М., 1988. Т.97. Кн. 1.
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. (Глава о Тютчеве)
Из этой литературы вам нужно выбрать учебники, литературу для контрольной работы. Обязатеьно читать учебники и тексты. Если допустила опечатки, пардон.