Содержание
1. Что является приоритетом в системе наказаний французского права XIX столетия: исправление преступника; возмездие ему; устрашение потенциальных правонарушителей; компенсация пострадавшей стороне (жертве)?…………………………………………………………..
2. Охарактеризуйте основные изменения в государственном механизме Великобритании в Новейшее время…………………………………………
3. Сколько правовых систем существует в США? Что такое дуализм американского права?…………………………………………………………………………..
4. Проанализируйте английский Закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах 1927 г…………………………………………..
5. Задача: Жак Шерар продал принадлежавшее ему имение за 40 тыс. франков Люсьену Леруа. Однако спустя некоторое время он узнал о том, что действительная стоимость проданной земли составляет, не менее 150 тыс. франков. На этом основании Жак Шерар обратился в суд с требованием о признании договора недействительным. Ответчик в суде возражал, ссылаясь на то, что все условия договора были соблюдены.
Какое решение должен признать суд в соответствии с требованием Французского гражданского кодекса 1804 г.?……………………
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Кодекс законов Хаммурапи был найден в начале XX века на территории современного Ирана. В 1901 году французские археологи, под руководством Жака де Моргана, проводила раскопки на Сузах. Там во времена Древней Месопотамии находилось государство Элам — соперник древнего Древнего Вавилона. Нашли три осколка базальтового столба высотой чуть более 2 метров. Когда их соединили, то стало понятно, что это уникальная находка. В верхней части стелы было изображение царя (Хаммурапи) или правителя, обращающегося к богу Шамашу, который держал в руках что-то похожее на свиток. Ниже рисунка и на обратной стороне стелы шли строчки клинописных знаков.
Собрание законов Хаммурапи можно назвать вершиной законотворчества древних цивилизаций. Он был создан в эпоху расцвета Вавилонского царства в XVIII веке до н. э. Это было совершенное по тем временам государство с сильной, хотя и ограниченной царской властью. Считавшийся служителем верховного божества царь правил, опираясь на жрецов, и его действия так же, как и поведение любого другого жителя Вавилона, регламентировались законами. Это отражает кодекс Хаммурапи, статьи которого посвящены правам и обязанностям граждан.
Основой экономики Древнего Вавилона было сельское хозяйство, и обязанностью правителя являлся контроль за состоянием полей, тем более что большинство земли принадлежало государству. Развитая система чиновников позволяла успешно решать самые сложные проблемы управления государством, а постоянная армия защищала не только внешние границы, но также внутренний порядок и власть царя.
Текст судебника Хаммурапи, разделен на три части.
В первой вводной части текста указано, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:
1.Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
2.Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
3.О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
4.Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
5.Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
6.Семейное право (127-195 пункты).
7.Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
8.Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:
Полноправные жители – авилум.
Неполноправные жители – мушкенум.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.
Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук…
2. Государственный строй «Священной римской империи германской нации». «Золотая булла» 1356 г.
Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.
Рейхстаг. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство и крестьянство не имело в рейхстаге особого представительства. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и другое. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.
Император. Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда.
Ландтаги. Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) — сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две- духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и другое. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи….
3. Ознакомившись с текстом Конституции Франции 1791 г., определите форму правления, форму государственного строя, систему органов государственной власти Франции.
Для определения формы правления, формы государственного строя, системы органов государственной власти Франции необходимо рассмотреть Раздел третий Конституции «О государственных властях».
« 1. Суверенитет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление.
2. Нация, которая является единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия. Французская конституция имеет характер представительный; 117 представителями являются законодательный корпус и король.
3. Законодательная власть вверяется Национальному собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определенный срок, и осуществляется названным Собранием с утверждения короля в порядке, предусмотренном ниже.
4. Форма правления – монархическая. Власть исполнительная вверена королю и осуществляется под его главенством министрами и прочими ответственными органами в порядке, предусмотренном ниже.
5. Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок.»
Форма государственного строя. Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:
— в области финансов – ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;
— в области административного управления – учреждение и упразднение государственных должностей;
— в области юстиции – привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;
— в области военных дел – издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны;
— в области внешних отношений – ратификация договоров с иностранными государствами…
Список использованной литературы
1. История государства и права зарубежных стран: в 2 ч., Ч. 1: учебник /
под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. — М.: Норма, 2006 .- 2006 . — 720 с.
2. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2-х ч. Ч. 2 /
под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.: Норма, 2004. — 720 с.
3. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с.
4. Конституция Франции, 3 сентября 1791 г. Режим доступа: ER/Etext/cnst1791.htm