Содержание
Введение3
1. Искусство – модель деятельности человека4
2. Диалектика искусства13
Заключение15
Список литературы16
Выдержка из текста работы
«Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» Но можно ли сказать, что этого определения достаточно, чтобы представить все многообразие смыслов, содержащихся в искусстве, чтобы уловить неповторимую специфику этого явления… Безусловно, ответ будет отрицательным. Никакое определение не сможет всех удовлетворить, в принципе, так как каждый человек имеет собственное представление об искусстве, его ценности и назначении. Любая попытка рассказать о том, что есть искусство, будет выражением предельно субъективной точки зрения. И в этом одно из самых существенных отличий искусства от других феноменов культуры.
Искусство, несмотря на кажущуюся неопределенность и субъективность восприятия, однажды вошло в жизнь человека и уже не покидает его. Из века в век, несмотря на возрастающий прагматизм человека, все еще волнует бескорыстная красота живописи или музыки.
Сегодня невозможно однозначно ответить на вопрос, для чего человеку нужно искусство. Одни утверждают, что искусство существует для украшения жизни – эти люди упорно стремятся к открытию Красоты как вечного закона бытия. Действительно, Красота волновала человека: он пытался уловить ее в природе, в окружающих людях, выявить какие-либо критерии, а затем зафиксировать ее. В истории искусства можно найти миллиарды «свидетелей» (картин, скульптур, миниатюр, стихотворений, песен) таких встреч с Красотой. Другие считают, что искусство должно воспитывать человека – они ищут в произведениях Добро, Пользу, Справедливость. А третьи убеждены, что искусство является способом познания мира, поэтому их цель в искусстве – открытие и фиксация Истины. Так получается, что искусство способно удовлетворить весьма разнообразные интересы.
Виды искусства.
Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:
1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве;
2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;
3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое — театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом.
С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться:
1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика — так называемые изобразительные искусства.; литература, актёрское искусство);
2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных
непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец);
3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному — песенному и актёрско-танцевальному — пантомимическому синтезу).
Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом
материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки — вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства — драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца — бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.
С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.
Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Изобразительное искусство как форма культуры.
Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени).
Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения.
Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама, возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.
Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой и скульптурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура.
Изобразительным искусством немедленно осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии. В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве. Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени. Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики, экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, возникновением и обособлением новых жанров.
На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство, оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация).
Литература как форма культуры
Литературе как виду искусства присуще многомерное, историческое осмысление действительности, восприятие и изображение ее как процесса. Предметом ее познания и воспроизведения является человек в жизненном процессе и все с ним связанное. Поэтому художественную литературу называют человековедением. Иван Франко назвал историю науки драмой идей. Взяв за основу эту мысль, историю литературы называем драмой идей и образов. Писатель, исследуя мир, говорит образами и картинами, которые так же влияют на ум, как и научные выводы, но еще больше на душу, эмоциональный мир читателя. Художник, вооружившись словом, рисует живые и яркие образы, создает правдивые картины жизни, влияя на фантазию читателей и их воображение.
Он ставит героя перед лицом неминуемой необходимости действовать, побуждая его руководствоваться социальными мотивами или иррациональными толчками, становясь жертвой собственных иллюзий. Мотив «утраченных иллюзий», преодоление героями своих иллюзий — давний мотив изящной словесности, который нашел яркое воплощение и в произведениях украинских художников слова. Реальность во всем разнообразии переносится в художественное произведение, становится «второй реальностью», чем-то похожей с действительностью, но преобразованной писателем согласно его вкусам, идеологическим ориентациям, эстетичным вкусам.
Моделирование реальности подчиняется логике художественного мышления художника, отвечает его замыслу — представить свою картину мира, высказать свои идеалы. Художественное новаторство или феномен творческих вкусов отбора материала и его художественное освоение обусловлены психологией художника, его этическими и моральными взглядами, сквозь призму которых он интерпретирует мир в пределах собственных знаний. Вместе с тем художественное произведениеразвивается по законам жанра, стилевого течения в искусстве.
Вопреки случайному подбору материала, условности и субъективности творчества, предоставлению преимущества тем или другим фактам, явлениям, произвольности толкований, писатель имеет конечную цель: представить читателю эстетичный образ реальности, в котором «случайное» становится средством осмысления вероятной природы частных явлений и человеческого бытия. Такая магия правдоподобия художественной картины мира достигается с помощью отдельных деталей, воспроизведенных ситуаций, описаний, диалогов, монологов и художественного обобщения. Поэтому читатель образ «другой реальности» воспринимает как возможный вариант мироздания, которое можно воспринимать или возражать. Такова природа художественной литературы как разновидности искусства.
Литературу разделяют на периоды: ХІ — ХVІІІ столетия — давняя, ХІХ столетие — новая, ХХ — начало ХХІ столетие – новейшая литература. Изящная словесность ХІХ столетия делится на меньшие самостоятельные периоды: литература первых десятилетий ХІХ столетия; 40 — 60-е годы; 70- 90-е годы, конец ХІХ — начало ХХ столетия. Каждый период характеризуется своими образами, проблематикой, жанровой, стилистической своеобразностью, определенными эстетичными открытиями, художественными достижениями. Художники ориентировались на передовые философские и эстетичные идеи, создавали в русле поисков писателей Европы. Это подтверждает функционирование стилевых течений в западноевропейских и украинской литературах: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма, модернизма, которые, в сущности, развивались в небольших временных промежутках, а под конец ХІХ столетия совпадали.
Неотъемлемым признаком литературы является ее национальная своеобразность и всечеловеческое измерение. Это означает, что искусство слова каждого народа имеет национальную самобытность, является носителем признаков, которые характеризуют нацию, отображают ментальность народа, его духовность. Общие национальные особенности мировосприятия обусловлены исторически, сформированы географическими особенностями территории страны, на которой живет народ, ее экономическими, общественными условиями, а также культурой, в частности литературной жизнью. Национальная своеобразность литературы обозначается на тематике и проблематике произведений, изображении характерных типов, которые показывают себя через индивидуализированные черты героев.
Это органическое качество художественной литературы определенного народа ярко раскрывается через систему содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих национальным художникам. Но литература каждого народа несет в себе не только национальные особенности, а и общечеловеческие, близкие читателям других народов. Литература является гуманистическим художественным феноменом, поскольку всегда несла большой заряд любви к человеку, защищала человеческое достоинство. Читателям многих стран импонирует пафос утверждения духовной ценности человека, его права на свободу, равенство, свободное развитие, защиту государственной независимости. Развитие литературы происходит в беспрерывных поисках, экспериментах, т.е. постоянно находится в процессе.
Музыка как форма культуры
Издревле человечество пыталось постичь тайны музыкального искусства в ее специфическом воздействии на духовное формирование человека, что и породило в свое время разнообразие философско-эстетических концепций в определении сущности и роли музыкального искусства в духовной жизни человека.
Начиная с эпохи античности подчеркивалась специфика музыкального искусстве как о наиболее чувственного среди других видов искусств. Основанием подобной интерпретации являются особые свойства искусства звуков. Было замечено, что такие специфические компоненты музыки как мелодия и ритм способны влиять не только на психоэмоциональное состояние человека, но и перестраивать его внутренний мир. Аристотель объяснял это тем, что в основе музыки лежат как бы зародыши нравственных состояний. Современные исследователи, отмечают, что в трудах древнегреческих философов музыка воспринималась как «мимезис», отражение человеческой жизни и космической гармонии. «Древнегреческая идея музыки сопрягает объективный космически-структурный смысл и человеческую чувственность… коммуникации между микро и макрокосмосом, между человеком и универсумом». Определяя природу музыкального воздействия на человека по-разному: как «этос», как «аффект», как «волю», древнегреческие мыслители признавали общее свойство музыкального искусства, способного формировать духовный облик человека. Созвучны этому и мысли Восточных мудрецов, которые в рассуждениях о музыке и ее свойствах подчеркивали ее значимость не только в формировании духовных, нравственных качеств личности, но и ее специфическую функциональность в управлении государством. В более поздний период также имели место гипотезы и научные догадки со стороны многих мыслителей, которые пытались объяснить общественно-значимую роль музыки в духовном и эстетическом воспитании личности.
Несмотря на различие философских подходов, современные исследователи едины в признании музыки как воплощении цельности человека, единства в нем природы и духа. Эта целостность, как и единство, сконцентрирована в музыкальном звуке. Музыка имеет свойство воздействовать на человека с помощью особым образом организованных звуковых комплексов. Музыка — искусство звуков, которых в природе не существует и носит временной характер. А.Ф. Лосев считает, что музыка есть некоторого рода специфическая структура, осуществляемая во времени, «но сама не есть ни время, ни… темп… Музыка есть искусство времени, а время в своей последней основе становление». Такое понимание музыкального феномена А.Ф. Лосев объясняет тем, что музыка в отличие от других видов искусства рисует человеку не образ, а само происхождение этого образа, его возникновение и тут же его исчезновение. Таким образом, по философии А.Ф. Лосева, феномен музыки мы понимаем как саму процессуальность жизни. Действительно, по своей природе музыка динамична. «Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний». Музыка как искусство звуко-изобразительное, существенные процессы жизни человека выражает именно в звуковых образах. В основе движения музыкальных звуков лежит эмоционально насыщенная интонация человеческой речи, которые словно сотканы из палитры человеческих чувств и переживаний. Значит, в музыке смысл и ценность коренятся в звуковой структуре, а мера ее совершенства измеряется эстетическими критериями.
В современной научной литературе музыку расшифровывают как искусство, отражающее реальную действительность в эмоциональных образах и идеях, выражаемых через звуки особого рода. Способность музыки выражать «“дух” своего времени, его ритм, эмоциональный тонус», отмечает А. Сохор. Иначе говоря, музыкальное искусство — это художественно-образное отражение действительности, особым способ мышления в образах. Следовательно, музыкальное искусство отражает действительность, а значит, социально функционирует во всех сферах человеческой жизнедеятельности, эстетически перерабатывая, пересоздавая жизненное содержание, выражая этим избирательное человеческое отношение к действительности.
В силу своей «всепроникаемой» коммуникативности, музыка является самым массовым искусством и оказывается связанной с традиционными проявлениями культуры, а значит, обладает как национальными отличиями, так и универсальными свойствами. Таким образом, «как место и роль музыки в культуре общества, так и специфика музыкальной культуры определяются в первую очередь свойствами самой музыки как вида искусства, общественного явления. Но сами эти свойства сложились под определяющим воздействием потребности общества и проявляются они по-разному в зависимости от условий социального функционирования».
Тенденции развития форм искусства
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.
Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
Представление о различиях между художественным и научным способами постижения мира, понимание сущностного единства всех видов искусства сложилось в Новое время, и это станет одной из причин, породивших эстетику как способ философско-теоретического рассмотрения всего мира искусств и его специфического, отличающегося от научного, отношения к красоте.
Заключение.
Итак, искусство — это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.
В отличие от рациональной науки, искусство — это душа человека. Художник и ученый изучают мир, создают свою картину мира. Но науки изучают мир каждая со своей точки зрения, а искусство, создавая художественный образ действительности, дает нам многограннное представление об окружающем мире.
Искусство — это "образ", образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме. В художественном образе выражается не только действительность, но и мировосприятие эпохи. Исследователи искусства видели в нем и инстинкт украшения, и способ кодирования информации, и стремление подражания природе, игру, проявление иррационального и бессознательного, способ социализации личности и т.д. Эта многогранность трактовки искусства и есть следствие колоссальной информации и колоссального опыта поколений, содержащихся в искусстве.
Существуют различные объяснения процесса зарождения художественно-творческой деятельности человека. Это связано с тем, что решая данную проблему, ученые руководствуются различным пониманием того, что вообще представляет собой искусство, каковы его основные отличительные признаки.
Когда главной чертой художественной деятельности считают саму способность человека оперировать линией, цветом, звуком и т.д. независимо от того, какой смысл имеют создаваемые таким образом формо-, цвето- и звукосочетания, тогда происхождение искусства относят к каменному веку, и произведениями искусства признаются в этом случае плиты с выдолбленными в них ямочными углублениями или так называемые "макароны", т.е. ничего не изображающие сплетения линий, обнаруженные на стенах пещер; соответственно причинами возникновения оказываются технологическими или "игровыми". Когда критерием художественного творчества полагается создание изображений предметов видимого мира, тогда уже другие более поздние группы памятников выступают в качестве исходных, например: цветные отпечатки руки на стенах, ориньякская наскальная живопись; в этом случае причины зарождения искусства трактуются иным образом. Когда сущность искусства видят в его эстетических качествах — в его ориентированности на создание красоты и на возбуждение чувства удовольствия, тогда наличие или отсутствие изобразительности в рассматриваемых произведениях становится несущественным и проблема возникновения искусства сводится к вопросу о формировании эстетического чувства. Когда основным признаком искусства объявляется его полная автономия, при которой решение художественных задач отделяется от всяких иных, тогда вообще отрицают существование первобытного искусства.
По-видимому, решающим признаком искусства является добываемая им и заключенная в нем специфическая художественная информация. Искусство потому и было изобретено человечеством, потому и было пронесено им через всю историю, что оно призвано вырабатывать такую информацию, которую ни один другой способ освоения мира добыть не может.
Искусство — это особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Мир человека предстает в искусстве через формы деятельности, общения и самореализации людей.
Список литературы:
1) Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
2) Каган М.С. Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004
3) Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975
4) Коган Л.Н. Цели и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984.
5) Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005