Содержание
План
Введение
1. Институт президентства в зарубежных странах
2. Российская модель института президентства для сравнения
3. Особенности института президентства в странах СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Институт государственной службы является неотъемлемой составляющей государственного управления. Государственная служба выступает в качетсве основополагающего организационного средства становления государственности.
Актуальность темы исследования. В своем Послании народу Казахстана «Казахстан- 2030» глава государства одним из основных векторов развития выделил создание конкурентоспособного государства. Для решения задач по повышению роли и авторитета страны, в целях значительного повышения роли государственного управления требуются серьезные изменения в государственной службе. В настоящее время в Казахстане модернизация системы государственной службы является одним из приоритетных направлений, которое требует разработки новых подходов в управлении государством, адекватной подготовки и использования кадров государственной службы. Реализация новых подходов к совершенствованию государственной службы должна будет осуществляться на основе казахстанского и зарубежного опыта, с учетом исторических, национальных традиций и управленческой практики, а также современных тенденций мирового развития. В этой связи исследование процесса формирования и развития института государственной службы представляется актуальным и одновременно отвечающим потребностям ускорения развития страны.
Целью написания дипломной работы является детальное изучение института государственной службы в Республике Казахстан и формулирование возможных оптимальных направлений совершенствования государственной службы, с учетом зарубежного опыта.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
—изучить теоретико-методологические основы института государственной службы;
—изучить зарубежный опыт организации государственной службы;
—рассмотреть национальную модель государственной службы;
—определить степень эффективности государственной службы в Республике Казахстан и выявить основные проблемы ее развития;
—провести анализ приоритетные направления модернизации отечественного института государственной службы;
—опираясь на опыт зарубежных стран, разработать наиболее адекватные и эффективные пути совершенствования государственной службы в Республике Казахстан.
Объектом исследования в дипломной работе выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере формирования и функционирования государственной службы в Агентстве по делам государственной службы, Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Аппарате Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Предметом исследования служит организация института государственной службы в Республике Казахстан и в зарубежных странах.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы:
метод системного подхода, метод сравнительного и статистического анализа данных. Также был проведен социологический опрос, как количественный метод сбора эмпирических данных. Обработка и анализ результатов социологического исследования осуществлялись методом линейного анализа данных с применением универсального статистического продукта Interro-SL, версия 1.11.
Теоретическую основу написания дипломной работы составили научные труды ведущих специалистов в области государственной службы и государственного управления, среди которых Бахрах Д.Н., Демин А.А., Турисбек А.З., Уваров Н.В, Капаров С.Г. и др.
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрываются сущность и основные черты государственной службы, прослеживается история ее возникновения и развития, освещены модели организации государственной службы зарубежных стран.
Вторая глава охватывает детальное изучение казахстанской модели государственной службы, степени ее эффективности и проблемных аспектов развития.
В третьей главе дипломной работы рассматриваются современные направления и пути модернизации государственной службы в Республике Казахстан.
Практическая значимость заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего исследования института государственной службы в научных целях
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие, сущность и основные принципы функционирования государственной службы
Государственная служба имеет глубокие исторические корни. Первыми подобиями государственных служб принято считать специальные департаменты по делам юстиции, правопорядка и благосостояния древних египтян и греков. Одну из самых долгих историй имеет государственная служба Китая. Именно в Китае впервые были использованы элементы системы заслуг. При поступлении на государственную службу необходимо было пройти специальные письменные экзамены. Для объективности все тесты были анонимными — вместо указания имен на них они специально шифровались цифрами.
Основы современных систем государственной службы в Европе были заложены в начале XVIII века. На протяжении нескольких столетий развивалась система, которая дала современные формы государственных служб. Генезис этого процесса шел в направлении отказа от патронажа и построении государственных служб на принципах меритократии. Изучение истории происхождения государственной службы дает нам сознательное представление об основных причинах, закономерностях возникновения, тенденциях будущего развития института государственной службы, регулирование которого так важно для функционирования всего организма государственно-организованного общества [1, с. 5].
Для наглядного представления основного предназначения института государственной службы в системе государственного управления необходимо определение ее сущности.
Выделяют два подхода к сущностной характеристике государственной службы — институциональный и политический.
Первый подход заключается в том, что служба рассматривается как социально-правовой институт, основной целью которого является обеспечение интересов государства и общества. Функциями государственной службы выступают — административная и сервисная по существу, не имеющие политического характера.
Второй подход — деятельностно- политический. Суть данного подхода заключается в том, государственная служба рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению основных полномочий органов государственной службы и поэтому носит политический характер [2, c.13-15].
В научной литературе типичными определениями термина «государственная служба» являются, например, следующие:
—«публичный институт реализации государственной власти;
—инструмент и технология государственного управления;
—механизм формирования и реализации государственного управления;
—совокупность механизмов и процессов государственно-служебных отношений;
—единство социального, правового и организационного институтов, которые регулируют осуществление государственной власти;
—особый вид профессиональной, управленческой деятельности, реализация функций государства;
—публично-правовое отношение между государством как работодателем и государственным служащим как наемным работником» [3, c. 45-47].
Следует отметить, что ученые подходят к пониманию «государственной службы» неоднозначно. К примеру, А. Ф. Ноздрачев сводит понимание государственной службы к «установленному государством, нормативно выраженному и легитимному, признаваемому гражданами юридическому институту практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени» [4, с.14].
Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. определяют государственную службу в широком смысле как «выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях: на предприятиях, в органах государственной власти, учреждениях и иных организациях» [5, с 13]. По мнению этих авторов, государственная служба в узком смысле состоит в выполнении служащими своих основных обязанностей только в государственных органах.
Лазарев Б.Ю. трактует ее как «служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах» [6, c.5-6].
Традиционным стало определение государственной службы, данное Манохиным Василием Михайловичем: «государственная служба — это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства» [7, с.24].
Таким образом, каждое общество вырабатывает собственное понимание функций государства в зависимости от социальных характеристик, национальной философии, менталитета и идеологии, верований и традиций. Среди обстоятельств правового характера, влияющих на параметры государственной службы, прежде всего, должно быть изучено отношение соответствующего государства к какой-либо правовой системе или правовой семье.
В организационно-правовой структуре государственной службы выделяют следующие модели:
—открытая модель, к которой относятся страны англо-саксонского права — Канада, США, Австралия, Индия, Англия;
—закрытая модель, представителями которой являются страны романо-германского права — Франция, Германия, Италия.
Важно отметить, что в странах с открытой моделью государственной службы отсутствует четко организованная система правового регулирования. К особенностям открытой модели относятся: открытая система набора кадров на гражданскую службу, упрощенная система увольнения и зависимость должностного роста от результатов работы сотрудника.
Закрытой модели присущи:
—принципы четкой субординации в системе государственной службы;
—"закрытая" система набора кадров на государственную службу;
—высокий статус правовой и социальной защищенности служащих;
—сложная процедура увольнения [8, с.78].
Дифференциация государственных органов по предмету их ведения, по отраслям и сферам государственной деятельности, по объему и структуре реализуемых полномочий является основанием для разделения государственной службы на виды.
По принципу разделения властей различают государственную службу:
—представительной власти, называемой парламентской;
—исполнительной власти, называемой правительственной, т.е. осуществляемой в органах исполнительной власти и в аппарате правительства;
—судебной власти, осуществляемой в аппарате судов всех инстанций.
По предмету и компетенции государственных органов выделяют общую и специализированную государственные службы.
Общая или общеадминистративная государственная служба — это служба в органах государственной власти общей компетенции, т.е. в органах, содержание государственно-служебной деятельности которых не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К общеадминистративной государственной службе относятся:
—президентская служба, представленная в Администрации Президента, Управлении делами Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента.
—парламентская государственная служба, реализуемая в местных Советах депутатов, Национального Собрания и их секретариатах;
—правительственная государственная служба: в Правительстве и его аппарате;
—исполнительная государственная служба: в министерствах, местных исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах, иных государственных аппаратах и их территориальных подразделениях;
Специализированная государственная служба — это реализация особо установленных полномочий государственными служащими в соответствии с их профессиональной специализацией в государственных органах, имеющих особую компетенцию и осуществляющих преимущественно однородную деятельность.
Специализированная государственная служба включает в себя:
—государственные должности в дипломатических представительствах, консульских учреждениях;
—контрольно-надзорную службу: в органах Комитета государственного контроля, органах Прокуратуры;
—нотариальную службу;
—финансово-кредитную службу (в Национальном банке);
—избирательную службу (Центральный исполнительный комитет по выборам и проведению референдумов на республиканском уровне) [9, c.15].
При всем многообразии и уникальности государственных служб стран мира принято рассматривать 2 основные системы: карьерная и позиционная.
Карьерная система характеризуется сдачей конкурсных экзаменов при поступлении на низшие должности государственной службы, пожизненным назначением на должности, целенаправленным обучение, высоким уровнем профессионализма кадров, карьерным ростом внутри службы, консерватизомм и бюрократической иерархию в управлении.
Позиционная система включает высокий сервис обслуживания, мобильность, управление человеческими ресурсами, контрактная форма приема и нестабильность в карьере. При данной системе прием и продвижение по службе на любые должности осуществляется с помощью конкурсного отбора.
Нижеприведенная таблица 1 на примере стран Европейского союза относит государства в ту или иную систему, описанную выше (в зависимости от степени тяготения к определенной системе).
Таблица 1
Системы государственной службы
Примечание — составлено автором
Карьерная системаПозиционная системаБельгия Германия Греция Испания Франция Ирландия Люксембург Австрия ПортугалияДания Италия Нидерланды Швеция Великобритания
Данное деление на системы позволяет выделить отличительные и схожие черты государственной службы в различных странах и имеет целью улучшить понимание принципов и правил функционирования государственной службы.
Базовыми принципами организации системы государственной службы являются:
— «принцип законности;
принцип приоритета прав и свобод гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты;
принцип равного доступа граждан к государственной службе;
принцип единства организационных и правовых основ государственной службы, который предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
компетентность и профессионализм государственных служащих;
принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как органов государственной власти и должностных лиц, так и физических и юридических лиц» [10, c.15].
Демьян Николаевич Бахрах, подчеркивая нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия, выделил основополагающие принципы функционирования государственной службы, указывая при этом наиболее общие категории:
1)демократизм;
2)профессионализм;
3)социально-правовая защита служащих [10, c.17].
Анализ основополагающих принципов государственной службы зависит от подходов к пониманию государственной службы. Так, при трактовке государственной службы только как деятельности служащих выделяются одни принципы (равный доступ граждан на государственную службу, их сменяемость и т.д.). В случае, если государственная служба рассматривается как организационно-правовой институт в системе государственного упралвения, то тогда в принципах государственной службы должны найти свое отражение как общие принципы организации деятельности государства, так и специальные принципы, которые присущи только институту государственной службы (законность, дисциплина, народность и т.д.) [11, c.293-294].
Таким образом, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов двух групп. С одной стороны — системы институтов, которые определяют порядок формирования и осуществления функций и целей государства и применения государственной власти, а с другой стороны — совокупности людей, которые специально подготовлены и профессионально заняты в государственном аппарате для воплощения социальной роли государства.
1.2 Цели, задачи и функции государственной службы
государственный служба казахстан управление
Одной из серьезных проблем института государственной службы является определение цели и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы системы государственной службы легально определены и зафиксированы в законодательстве, то ее основные цели и задачи — нет. Поэтому «дерево целей» института государственной службы по-прежнему остается проблемным вопросом.
В научной литературе встречаются разные подходы к определению целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.
С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти — служение интересам государства, а через него — интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов — главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели [12, с. 10-15].
С отраслевой точки зрения все цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные (Таблица 2).
Таблица 2
Цели государственной службы [10]