Выдержка из текста работы
Большинство ученых считают, что предметомэкономического анализа являются хозяйственные процессы предприятия, их эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, выраженные системой экономической информации.
Однако производственно-финансовая и хозяйственная деятельность является предметом исследования многих экономических наук (статистики, бухгалтерского учета, финансов, экономики предприятия).
Особенность Экономического анализа состоит в том, что он исследует причины образования и изменения результатов деятельности.
Кроме того, Экономический анализ изучает все экономические процессы, отраженные в различного рода показателях, в динамике.
Таким образом, предметом анализа являются причино-следственные связи экономических явлений, процессов, ситуаций, раскрывающих механизм производственной и иной деятельности хозяйствующих субъектов.
Объектом же анализа являются: хозяйственный субъект, экономические результаты его деятельности, финансовое состояние, объем производства и продаж, себестоимость и ресурсы.
Задачи Экономического анализа:
1. Научное обоснование планов.
2. Контроль за выполнением планов, экономным использованием ресурсов.
3. Оценка результатов деятельности предприятия.
4. Поиск резервов повышения эффективности производства
5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
2. Метод Экономического анализа, его характерные черты.
В широком смысле слова метод – это способ исследования предмета.
Каждая наука имеет свой метод, также как и предмет исследования.
Метод Экономического анализа – это способ познания и изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятий путем обработки системы показателей специальными приемами с целью повышения эффективности производства.
Метод Экономического анализа имеет ряд особенностей (характерных черт):
1) Необходимость постоянных сравнений
2) Необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, процесса, т.е. использование диалектического метода в анализе. Это означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей, т.е. каждый процесс нужно рассматривать как систему, совокупность многих элементов. Отсюда вытекает следующая особенность метода АФХД.
3) Системный подход. Он предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы, их систематизацию и синтез.
Детализация (выделение составных частей) проводится в той степени, которая необходима, она зависит от объекта и целей анализа.
Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязей.
Обобщение (синтез) является очень важным элементом анализа. При обобщении результатов анализа необходимо из множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные.
4) Дает возможность не только установить причино-следственные связи, но и дать им количественную оценку. Это делает анализ точным, а его выводы обоснованными.
Изучение причинных связей в анализе может осуществляться методами индукции и дедукции.
Индукция– исследование ведется от частного к общему, от причин к результатам.
Дедукция – от результатов к причинам, от общих факторов, к частным. Эти два метода используются в сочетании.
3. Методика Экономического анализа.
Использование метода Экономического анализа проявляется через ряд конкретных методик.
Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Методика Экономического анализа – это совокупность приемов и способов , которые применяются при изучении хозяйственных процессов.
Важнейший элемент методики Экономического анализа – технические приемы и способы анализа. Их еще называют инструментами анализа.
Эти инструменты используются на различных этапах анализа для:
— Первичной обработки информации (проверки, группировки, систематизации)
— Изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов
— Определения влияния факторов на объект исследования
— Подсчета резервов повышения эффективности производства
— Обобщения результатов анализа
— Обоснования различных предлагаемых мероприятий, управленческих решений.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относятся сравнение, группировку, балансовый и графические методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.
Математические методы: матричные методы, линейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др.
4. Система аналитических показателей.
Все объекты Экономического анализа отражаются в экономических показателях плана, учета, отчетности и др. источниках информации.
Выбор системы показателей очень важен в анализе. От того, как полно и четко они отражают сущность исследуемых явлений будут зависеть результаты анализа.
В Экономическом анализе используется большое количество различных показателей, что требует их систематизации и группировки.
По своему содержанию показатели делятся:
1. На количественные и качественные:
К количественным показателямотносятся – объем производства и реализации продукции, количество работников и т.д.
Качественные показателихарактеризуют особенность изучаемого объекта. Это производительность труда, себестоимость, рентабельность и др.
Изменение количественных показателей ведет к изменению качественных. Так, рост объема производства ведет к снижению себестоимости единицы продукции, Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства продукции.
Одни показатели используются при анализе всех отраслей национальной экономики, другие только в отдельных отраслях.
2. По этому признаку они делятся на общие и специфические.
К общимотносятся показатели : ВП, ПТ, Прибыль, себестоимость и др.
К специфическим показателям относятся: жирность молока, урожайность, калорийность угля и др.
3. Все аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютные показателивыражают в денежных, натуральных единицах. Подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные.
Натуральные выражают величину явления в физических единицах – масса, длина, объем.
Условно-натуральные применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента – условные банки на консервных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве.
Стоимостные показатели отражают величину явления в денежном измерении.
Относительные показатели — характеризуют соотношения двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах, индексах (рентабельность, фондоотдача, темпы роста объемов продукции).
5.При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.
Результативные показатели –этот результат воздействия одной или нескольких причин.
Факторные показатели – выступают причиной изменения результативного показателя. Например повышение результативного показателя производительности труда в следствии увеличения факторного показателя выпуска продукции.
5. По способу формирования различают показатели нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные).
Нормативные показатели– нормы расхода сырья, топлива, нормы амортизации.
Плановые показатели – данные планов экономического и социального развития предприятия.
Учетные показатели – данные бухгалтерской, статистической отчетности.
Аналитические (оценочные) — показатели, исчисляемые в ходе анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.
Для комплексного изучения предприятия необходима систематизация показателей. Все они в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:
1. Показатели исходных условий деятельности предприятия:
— материальные и финансовые ресурсы;
— производственная структура предприятия, структура управления, продолжительность производственного цикла, механизация и автоматизация и т.д.
— уровень маркетинговой деятельности ( изучение спроса, конкурентоспособности, рынков сбыта, организация торговли, реклама).
2. Показатели использования средств производства (фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость ОС, амортизация и др.)
3. Показатели использования предметов труда (материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за определенный промежуток времени)
4. Показатели использования трудовых ресурсов (обеспеченность трудовыми ресурсам, использование фонда рабочего времени, производительность труда)
5. Показатели производства и сбыта продукции (объемы продукции, структура производства, качество продукции, ритмичность производства)
6. Показатели себестоимости продукции (общая сумма затрат по элементам и статьям, видам продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции)
7. Показатели прибыли и рентабельности (валовая, чистая прибыль, уровень рентабельности)
8. Показатели финансового состояния предприятия (наличие и структура капитала, платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия).
В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия, в такой же последовательности должен проводится и экономический анализ.