Содержание
1. Характеристика и отличительные особенности Интернет, как инструмента ПР-деятельности.
2. Анатомия и типология кризисов..
Список литературы
Выдержка из текста работы
Как любая государственная политика, денежно-кредитная представляет собой деятельность органов государственной власти и управления, направленную на определенную сферу общественных отношений.
Цели денежной политики можно сгруппировать следующим образом:
Конечные цели:
а) экономический рост;
б) полная занятость;
в) стабильность цен;
г) устойчивый платежный баланс.
Промежуточные целевые ориентиры:
а) денежная масса;
б) ставка процента;
в) обменный курс.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Непосредственными объектами денежно-кредитной политики (тем, на что она воздействует в первую очередь) являются денежная масса и процентная ставка (или ставка процента).
Процентная ставка (R) — размер процента, по которым банки предоставляют кредиты, денежная масса (М) представляет собой количество
Современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.
Банки составляют ядро кредитно-денежной системы. В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух- или трехуровневой. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится Центральный Банк (эмиссионный), а на втором уровне:
сеть коммерческих банков (депозитные);
филиалы и представительства иностранных банков;
другие расчетно-кредитные учреждения.
Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т. е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.
Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют кредитно-денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.
Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора. Также Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд. Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка — поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.
Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
В странах с развитой рыночной экономикой инструментами денежно-кредитной политики, с помощью которых центральный банк воздействует на коммерческие, являются:
а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
г) операции на открытом рынке.
Существуют различия между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Итак, прямое регулирование осуществляется путем инструмента — лимиты кредитования.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Теперь об инструментах косвенного регулирования:
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам), в ХХ веке изменение их нормы стало одним из главных методов денежно-кредитной политики многих стран.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
= [(cr +1)/(cr +rr)] x MB
где Ms — предложение денег,
cr — коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ),
rr — норма резервирования ( резервы — депозиты ),
MB — денежная база.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального Банка.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.
Операции на открытом рынке — третий способ контроля над денежной массой. Термином «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом1). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США — Федеральной резервной системы, для которой операции на открытом рынке выступают самым важным инструментом денежно-кредитной политики2. Механизм этого инструмента состоит в следующем.
При спаде экономики центральный банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.
При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных ценных бумаг, уменьшая таким образом свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика «дорогих» денег).
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Допустим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный Банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный Банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального Банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Эссе на тему
Особенности ставки рефинансирования как инструмента регулирования кредитно-денежной сферы России
. Анализ процентных ставок по различным видам операций ЦБ РФ
Рассмотрим как изменялись процентные ставки в период с 1999 года до настоящего времени. Следует заметить, что до этого момента ставка рефинансирования часто менялась и достигала 150% в 1998 году. Нас больше интересует время после дефолта 1998 года, когда стала зарождаться рыночная экономика.
Процентная политика Банка России в 1999 г. заключалась в регулировании процентных ставок по всем его операциям на денежном рынке с целью поддержать необходимый уровень ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000 г. — до 25%. С апреля 2002 г. Банк России установил ее в размере 22%, а с августа 2002 г. — 21 %. Соответственно, процентная ставка по кредитам «овернайт» до апреля 2002 г. действовала на уровне 22% годовых, с апреля 2002 г. — 20%, с августа 2002 г. — 18% годовых. С 17 февраля 2003 г. ставка рефинансировании была снижена до 18%. Изменились и ставки по вкладам, в основном до 13,5% годовых, что на 3/4 ниже ставки рефинансирования (планка, после которой с вкладчика берется налог в 35%). С 2003 г. наблюдается устойчивое снижение ставки, по состоянию на 2005 г. ставка рефинансирования составляет 13%.
Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам банков.
Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку — влиять на размер денежного предложения.
Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в целях регулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направлений процентной политики Центрального банка Российской Федерации. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамик рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.
В 1999-2002 гг. в целях изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операции по привлечению в депозиты средств банков. Относительно высоки уровень ликвидности в 2001-2002 гг. обусловил повышение с января 2002 г. процентной станки по депозитам, привлекаемым Банком России, на 0,5-1%-ный пункт в зависимости от сроков привлечения. На 2005 г. уровень процентных ставок по этим операциям Банка России находится в диапазоне 3-12% годовых в зависимости от сроков привлечения средств. Банк России в 2005 г. продолжил использовать в необходимых случаях депозитные операции с кредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации для регулирования уровня ликвидности средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Указанные операции осуществляются с помощью системы «Рейтере-Дилинг» и системы электронных торгов ММВБ. В первую очередь рассматривается вопрос о внедрении Системы электронных торгов ММВБ при проведении депозитных операций на условиях «до востреования».
Банк России и в дальнейшем будет обращаться к депозитным операциям как инструменту оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированости спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
Изменения ставки рефинансирования.
В течении 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Центрального Банка замедлялась, то есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1995 по 2000 год ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002 по 2007 годы ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.
В течении 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ постоянно росла, и особенно часто после начала мирового финансового кризиса. За 2008 год ставка рефинансирования менялась 6 раз, и это при том, что почти все центральные банки ведущих стран мира пересматривали ставки в сторону понижения. Несмотря на сложный финансовый период, 2008 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в размере 13,00 % и уровнем инфляции в 13,3%. В предыдущей главе нами было рассмотрено данное явление более подробно.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в течении 2009 года менялась 10 раз, и все в сторону понижения. 2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 8,75% и инфляцией в 8,8% (сведения Росстата), и это были самые низкие показатели с 1992 года, то есть за всю историю постсоветской России. Установленная регулятором столь низкая ставка рефинансирования была направлена на стимулирование кредитной активности банков, а также на сдерживание инфляционных процессов.
В 2010 году ставка рефинансирования Центробанка менялась только 4 раза, и тоже в сторону понижения. В 2010 году была также зафиксирована самая низкая за все существование Российской Федерации ставка рефинансирования в 7,75%, которая действовала с 01 июня 2010 по 27 февраля 2011 года. 2010 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 7,75% и инфляцией в размере 8,8%.
С 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования установлена 8,00%, а с 3 мая 2011 г. — 8,25 %. Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 29 апреля 2011 года принял решение повысить с 3 мая 2011 года ставку рефинансирования и процентные ставки по отдельным операциям Банка России на 0,25 процентного пункта.
На повышение ставки повлияло сохранение высокого уровня инфляционных ожиданий, превышающих ориентиры по инфляции на текущий год, а также принимая во внимание неоднозначное воздействие, которое может оказать на российскую экономику развитие ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках. При этом продолжилось замедление роста потребительских цен в месячном выражении, в первую очередь цен на ряд продовольственных товаров, что свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока внутренних цен на сельскохозяйственное сырье, поддержанного высокими темпами роста мировых цен на продовольствие.
Банка России 23 декабря 2011 года принял решение снизить с 26 декабря 2011 года на 0,25 процентного пункта ставку рефинансирования, а также процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях и повысить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях.
Указанное решение было принято с учетом оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в том числе обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации. Оно должно способствовать ограничению волатильности ставок денежного рынка и усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики с точки зрения достижения конечной цели по инфляции.
Ввиду запланированного переноса повышения регулируемых цен и тарифов на середину 2012 года, Банк России ожидает значительного снижения годового темпа инфляции в начале следующего года, однако при принятии решений в области денежно-кредитной политики будет учитывать временный характер данного эффекта и ориентироваться на среднесрочные прогнозы по инфляции.
. Проблемы процентной политики Банка России
Для проведения полноценной процентной политики Банку России необходимы действенные инструменты по изъятию и пополнению ликвидности банков. Сегодня эффективность основного инструмента рефинансирования (операций прямого РЕПО) невысока. Как показывает опыт, объема сделок часто не хватает, чтобы удовлетворить спрос банков на ликвидность. Для проведения процентной политики необходим адекватный денежный рынок. Однако развитие денежного рынка наталкивается на два ограничения: государственная долговая политика и рыночная структура банковского сектора.
Сегодня Россия входит в десятку стран с наименьшим в мире государственным долгом (на 1 января 2012 г. он составил 13,6% ВВП). У банков ощущается недостаток государственных ценных бумаг, которые выступают обеспечением по операциям РЕПО. Кроме того, доходность по госбумагам не просто низка, она отрицательна в реальном выражении. В результате держателями госбумаг являются, преимущественно, госбанки и иностранные дочерние банки. По оценкам экспертов на пятерку крупнейших госбанков приходится около 70% банковского портфеля долговых обязательств РФ и Банка России. Привлекательность и доступность госбумаг в принципе можно повысить путем наращивания размеров госдолга и повышения процентных ставок до уровня, сопоставимого с альтернативными финансовыми инструментами. Однако, фискальные власти не готовы на это пойти: между целью макроэкономической стабильности и развитием эффективного денежного рынка приоритет отдается первому. В условиях профицита бюджета нет никакого смысла наращивать госдолг, учитывая что это чревато инфляционным риском, ростом ставок в экономике и вытеснением частного сектора с рынка займов.
Таким образом, предложения качественных финансовых активов недостаточно для нормальной работы рефинансирования. Более того, в России создан механизм, позволяющий обходиться без государственных займов. Имя ему — Стабилизационный фонд РФ, который представляет собой полноценную замену долговой политике. Сегодня его размер уже достаточен для того, чтобы при смене фазы делового цикла обойтись без заимствований.
Вторая проблема, препятствующая эффективной работе денежного рынка -это рыночная структура банковского сектора. На денежном рынке доминируют госбанки, предпочитающие покупать бумаги на первичном рынке и держать их до погашения. В результате на рынках МБК, ОФЗ и ОБР наблюдается высокая сегментация. Поведение госбанков препятствует перераспределению финансовых активов от банков, имеющих возможность взять РЕПО, к банкам, которые ее не имеют. В результате динамика краткосрочных ставок денежного рынка не связанна со ставками кредитного рынка. В силу специфики рыночной структуры банки не смогут воспользоваться рефинансированием и МБК в период финансовой нестабильности.
. Перспективы проведения эффективной процентной политики Банка России
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.
В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.
В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.
Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.
Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.
В 2012-2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.
процентный банк операция кредитный
Контрольные тестовые задания
1.К инструментам кредитно-денежной политики относят:
а) прямое регулирование процентной ставки;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) изменение учетной ставки;
г) операции на открытом рынке.
Ответ: Все варианты верные
. Обязательные резервы — это:
а) часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке;
б) часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в собственном банке;
в) часть суммы депозитов, которую центральный банк должен хранить в виде беспроцентных вкладов в коммерческом банке;
г) часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде вкладов в центральном банке.
Ответ: Верный ответ А(т.к. на обязательные резервы хранятся в Банке России и проценты на них не начисляются)
Список использованной литературы
1.Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»от 10.07.2002 № 86 (ред. От 19.07.2009, с изм. от 22.09.2009 ).
2.Федеральный закон «О бaнках и банковской деятельности » от 02.12.1990г. № 395-1 /и последующими изменениями, включая 7 августа 2012 г.
.Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации » от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ
.Андрюшин С.А., Кузнецова В.В. Денежно-кредитная политика: время перемен. // Банковское дело. -2010.- №9. — с. 6-11.
.Антонов, Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ. — 2010. — 342с.
.Бакулина Т.С. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие. — Ульяновск : УлГТУ, 2009. — 147 с.
.Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник. — М.: Высшее образование, 2009. — 422 с.
.Бочаров В.В. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред.М.В. Романовского, О.В.Врублевской Учебник для вузов. — М.: Изд-во «Юрайт», 2006. — 544 с.
.Корниенко О.В. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов. -М.: Высшее образование. — 2008. — 348 с.
.Коротков П.А. Банковское дело/ П.А. Коротков// Раздел: анализ и прогноз; Аналитика- № 10.- 2010.- С.15-16
.Куликов Л.М. Банки и их роль в экономике./: Финансы и статистика, 2004.- 242с.
.Лаврушин О.И. Деньги, Кредит, Банки. — М.: КНОРУС, 2007.- 560с.
.Моисеев С.Р. Конструкция процентной политики центрального банка: международные нормы и практика Банка России // Банковское дело. — 2009. — Т. 192. — № 12. — с. 17 — 22.
.Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка : учебник Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова ; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. -3-е изд., стер. — М. : КНОРУС. 2008- 432 с.