Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ3
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС РЫНКА (РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ) И РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ. ОСНОВНЫЕ РАЗЛЧИЯ МЕЖДУ НИМИ.5
3. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ, РАБОТАЮЩЕЙ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ.11
4. КРИТЕРИИ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ.17
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.33
Выдержка из текста работы
Глубокие социально-экономические преобразования в российской экономике затронули все сферы и отрасли народного хозяйства. В условиях децентрализации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается на муниципальный уровень вопросы муниципального управления приобретают особую значимость.
Осуществляемое в России экономическое реформирование резко повысило в воспроизводственном процессе роль и значение сферы обмена, обращения товаров, торговли. Эта сфера перестала быть чисто организационно-технологической структурой, призванной осуществлять доведение товаров, производимых на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и других производственных отраслей, до потребителя. В рыночных условиях сфера обращения товаров, чутко реагируя на складывающийся на внутреннем рынке спрос и самостоятельно формируя цены, оказывает определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства, а с другой — на уровень жизни населения. Тем самым сфера обращения товаров практически формирует масштабы и характер воспроизводственных процессов и, как следствие, является одним из важных факторов обеспечения устойчивости и безопасности экономического развития.
Особенно велика в этом роль торговых предприятий, функционирующих на потребительском рынке и формирующих характер взаимосвязей в воспроизводственном процессе производства товаров и услуг для населения.
Проблемы управления деятельностью торговых предприятий в процессе формирования и устойчивого функционирования потребительского рынка в значительной мере требуют своего решения на муниципальном уровне. В отличие от рынка товаров производственно-технического назначения, потребительский рынок, его структура и объем зависят, прежде всего, от организации деятельности торговли и структуры платежеспособного спроса в данном регионе.
Вместе с тем, будучи встроенным в воспроизводственный процесс в целом по России и определяющим этот процесс, потребительский рынок в каждом муниципальном образовании значительно зависит от проводимой в стране социально-экономической политики, от той модели экономического развития, которая принята к осуществлению. Поэтому теоретическое осмысление роли торговых предприятий в формировании и поддержании устойчивости муниципального потребительского рынка и проблем управления развитием сферы торговли должно осуществляться в рамках определенной доктрины экономической науки.
Актуальность курсовой работы обусловливается необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной экономики — сферы торговли.
Главной проблемой является недостаточная разработанность экономических основ управления функционированием предприятий торговли в условиях формирования регионального рынка услуг и, как следствие, отсутствие научно-обоснованной стратегии реформирования данной сферы. В аналитическом плане проблема состоит в оценке состояния и установлении тенденций развития отрасли торговли в социально-экономическом развитии муниципального образования, определении особенностей механизма муниципального управления торговым комплексом, анализе сложившейся системы координации деятельности различных муниципальных и коммерческих структур и взаимоотношений между ними.
1. Теоретические основы функционирования торговых предприятий на муниципальном потребительском рынке
1.1. Содержание, цель, задачи и особенности торгового обслуживания населения
Коренные изменения, произошедшие в российской экономике с начала реформ, тесно связаны с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предприятий, их приватизация.
Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Процессы торговли потребительскими товарами протекают в рамках рынка; их развитие направляет, организует торговля. Поэтому мы склонны рассматривать торговлю как организатора рынка и регулятор рыночных пропорций. В этом контексте торговля выступает не просто как совокупность операций купли-продажи на потребительском рынке, но как регулятор и организатор рыночных отношений (рис. 1)
Рис. 1. Торговля как форма обмена в сфере воспроизводственных процессов
Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка, выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как организатор денежного обращения. Торговля является источником поступления текущих денежных средств, а, следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.
Исходя из большого экономического и социального значения торговли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основные цели:
• Определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечественных товаропроизводителей на потребительской рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промышленности и сельского хозяйства;
• Усовершенствовать организационную и технологическую структуру внутренней торговли, провести реформу торговых предприятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования;
• Определить пути взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны и развития внутреннего потребительского рынка;
• Обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торговлю, розничную торговлю и общественное питание;
• Создать отраслевую информационную систему внутренней торговли и службу мониторинга торговых предприятий;
• Ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.
Как вид деятельности торговля подразделяется на розничную и оптовую; к торговой деятельности относятся также производство и реализация собственной продукции и других товаров в предприятиях общественного питания, включая деятельность по обслуживанию населения…..
Заключение
На основании выше изложенного можно сформулировать следующие выводы.
Формирование социально ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации основной своей целью ставит повышение уровня качества жизни населения. Немаловажное значение в ее достижении принадлежит торговой сфере. В определение понятия «торговой сферы» необходимо рассматривать такие категории как торговая сеть (система взаимосвязанных торговых предприятий), торговая инфраструктура (специализированный транспорт, хранилища, информационные, рекламные, сервисные центры, тарное хозяйство и т.п.) и потребители. Сущность ее деятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Основными функциями торговой сферой при этом являются:
• функция количественного выравнивания (между спросом и предложением);
• преодоление расстояний;
• хранение;
• регулирование производства;
• консультирование и информация.
При формировании системы муниципального управления торговой сферой необходимо учитывать, во-первых, специфику отрасли как посредника в товародвижении, основные закономерности ее хозяйственного механизма и управления им; во-вторых, принципы местного самоуправления и муниципального менеджмента, и, естественно, особенности переходного периода развития российской экономики.
Литература
Официальные источники
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.).
2. Постановление Правительства Москвы № 405-ПП от 26 мая 1998 г. «О Программе развития торговли и общественного питания в Москве на
3. 1998-2000 годы»
4. Постановление Правительства Москвы № 87-ПП от 9 февраля 1999 г. «О развитии сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан»
5. Постановление Правительства Москвы № 281-ПП от 7 апреля 1998 г. «О Концепции приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве на 1998-2000 годы и перечне объектов приватизации в 1998 году»
6. Постановление Правительства Москвы № 444 от 25 мая 1999 года. «О Программе создания в г. Москве сети продовольственных магазинов сниженных цен»
Литература
1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997
2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.:ИНФРА ,1999
3. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в В 2т. – М., 1997..
4. Дашков Л.П., Памбухчиянс В. К. «Коммерция и технология торговли». М.: «Дашков и К», 2005
5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002
6. Древаль И.В. Местное самоуправление в мегаполисе. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. СПб: 1997.
7. Зеленов Л.А. Социология города: учеб. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2000
8. Ивченко Б.П., Мартыщенко Л.А., Табухов М.Е. Управление в экономических и социальных системах. Системный анализ. Принятие решений в условиях неопределённости. – СПб.: «Нордмед – Издат», 2001
9. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации//Торговая газета. – 2000. – №2. – С.3; №3 – С.3.
10. Кравченко Л. Ш. Анализ хоязйственной деятельности в торговле: учебник. Новое издание, 2004
11. Мандрица В. М. «Российское предпринимательское право», Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999
12. Овечкин А. П. «Правовое регулирование товарного рынка». М.: Сирин, 2002г.
13. Редько В.П., Редько Н.Г. «Инфраструктура товарного рынка», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
14. Торговое дело: экономика, маркетинг и организация: Учебник/под общ. Ред. Проф. Л.А. Брагина, Т.П. Данько, — М.: ИНФРА-М, 2000