Выдержка из текста работы
В комедии А.П.Чехова вишнёвый сад- реликвия Раневских, с которой у этой семьи связаны трепетные воспоминания. Продавать имение- последняя крайность для них. Они надеются на спасение сада, надеются на то, что его удастся выкупить на торгах. И тут его приобретает один из персонажей пьесы, купец Лопахин. В своём монологе он открыто заявляет, что хочет вырубить сад, его эмоции отражаются через риторическое восклицание: «Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!». Сад является не только местом, с которым у членов семьи Раневских связаны воспоминания, но и символом красивой, но теперь не нужной жизни. Лопахин разрушает эту жизнь, и именно поэтому его нельзя считать подлинным спасителем вишнёвого сада.
С1- Какова функция образа кометы в контексте событий романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Образ кометы в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» является символом новой, благополучной жизни. Автор характеризует её с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как эпитеты: «белым светом», «огромная, яркая комета», сравнение: «вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, впилась тут». Несмотря на то, что для всех светлая звезда предвещала апокалипсис, для Пьера она олицетворяет счастливое будущее. Это подтверждают строки: «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе». Образ кометы является «духовным путеводителем» героя Пьера Безухова в новую, светлую жизнь.
С2- В каких произведениях русской литературы 19-го – 20-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий?
Русские писатели часто прибегали к символике природных явлений, как знамение грядущих событий в произведении. В поэме «Двенадцать» А.А.Блока метель- это неконтролируемая стихия, которая олицетворяет революцию. «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». В романе М.Булгакова «Белая гвардия», так же, символичным является образ «красного, дрожащего Марса». Он выступает как знак войны и связанных с нею кровопролитием, смертью и страданием. Природные явления в этих произведениях имеют большое смысловое значение, авторы превращают их в символы будущего.
С5- На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу(по «Войне и миру»)?
«Война и мир»- это роман-эпопея, который написан Л.Н.Толстым в 1863-1869 годах. Это произведение отражает глубину мироощущения и философии автора. Писатель в своём романе противопоставляет такие понятия, как война и мир, зло и добро, ложь и правда, ненависть и любовь.
И персонажи произведения тоже олицетворяют философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Всех главных героев можно разделить на 2 полюса: люди «мира» и люди «войны». Первые живут ради добра, правды и любви, вторые же считают жизнь игрой, и всё ими совершается ради собственной выгоды.
Люди «мира»- положительные герои романа, к ним относятся Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская. Наташу Ростову можно охарактеризовать такой фразой: «сущность её жизни- любовь». Доброта и положительное начало в ней отражается через стремление к светлому, искреннему чувству. В первых главах романа Наташа предстаёт в образе весёлой, наивной «живой девочки». Она ведёт себя непринуждённо, бегает с одного места к другому, веселится, но, несмотря на свой неусидчивый характер, в эпизоде «ночь в Отрадном» она удивляет глубиной своей души, чуткостью и романтичностью. В силу своего открытого и доверчивого характера героиня влюбляется сначала в Андрея Болконского, потом попадает в коварные сети Анатоля Курагина, а в эпилоге появляется, как счастливая замужняя женщина, супругом которой является Пьер. Он трепетно и нежно относится к своей возлюбленной. Союз Наташи и Пьера- воплощение идеальной семьи, которая олицетворяет спокойствие и мир.
Андрей Болконский- человек чести, ему противны светские интриги, ложный патриотизм, неблагодарные устремления. В этом персонаже Л.Н.Толстой воплотил образ идеального человека. Ему присущи такие черты, как смелость, честность, патриотизм. Перед смертью Андрей испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения, он обрёл веру и неземную любовь.
К людям «войны» относятся такие персонажи, как Элен Безухова, Анатоль Курагин, Наполеон. Этим героям присущи эгоизм, бездушие, самовлюблённость. Жизнь для них- это игра. «Шахматы расставлены, игра начнётся завтра»- так говорил Наполеон перед сражением, которое для него было не больше, чем шахматная партия. Так же, людям «войны» характерна наигранность, театральность поведения. Элен- душа общества, её лицо и улыбка статичны, она вызывает восхищение: «Елена Васильевна, никогда и ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире,- думал Пьер,- представляется людям верхом ума и утончённости, и перед ней приклоняются».
По отношению к себе и к окружающим людей можно разделить на 2 полюса: добрые и злые. Первые готовы пренебречь собой для тех, кто в этом нуждается, вторые же живут только ради себя. Эту идею отразил в своём произведении Л.Н.Толстой.
С1- Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?
Сон, о котором рассказывает Софья в монологе, играет важную роль в раскрытии душевных терзаний героини. Она влюблена в Молчалина, секретаря её отца, но Фамусов хочет выдать её замуж за другого- богатого Скалозуба, и даже говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». На этом и основаны терзанья Софьи. Автор показывает, насколько сильны чувства главной героини к Молчалину через сон, при описании которого использует такие изобразительно- выразительные средства, как эпитеты: «цветистый луг», «тёмной комнате», сравнение: «бледны, как смерть, и дыбом волоса», риторические восклицания: «и дыбом волоса!», «он вслед кричит!». Таким образом, сон играет важную роль в раскрытии душевного состояния и переживаний главной героини.
С2- В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?
Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали сны героев. Так же, как и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С.Пушкин и М.Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин»(А.С.Пушкин) является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи(«И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»(М.Булгаков) также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри(«Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»). Сны Понтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сновидением Софьи- они раскрывают персонажей с другой стороны(внутреннего мира), они помогают понять эмоции и переживания персонажей.
С5- Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
Комедия в стихах «Горе от ума» А.С.Грибоедова, который совмещает в ней традиции классицизма и романтизма, является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.
Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем так ездить далеко?». Так же, к объективным причинам относится то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, обрекли Чацкого на неудачу в фамусовском обществе. Как говорил герой: «Молчалины господствуют на свете».
Одной из ярких субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг»(Фамусов). Любовник-слуга- «идеальный роман», как будто из французских книг. Чацкий унижает избранника героини, тем самым вызывает её недовольство, и после она пускает слух о его безумии.
Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характеры персонажей(Софьи, Чацкого, Молчалина). Финал пьесы является драматичным- узнав правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что её возлюбленный оказался негодяем.
С2- Каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими и чем они схожи с героем «Старухи Изергиль»?
Чувство превосходства над другими, как и герою «Старухи Изергиль», было присуще персонажам произведений М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Печорин(роман «Герой нашего времени») скучает, равнодушно относится к свету и, в общем, потерял интерес к жизни, он закрылся от всех людей(«Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…»). Герой возвышает себя над остальными и делает несчастными людей, которые его окружают. Раскольников же(роман «Преступление и наказание») возносит себя над другими немного по-иному, он разрабатывает собственную теорию. По ней все люди делятся на 2 разряда: «обыкновенные» и «необыкновенные», первые должны жить в послушании, вторые имеют дар или талант сказать в своей среде новое слово, и могут позволить своей совести перешагнуть через закон. Эти герои, Раскольников и Печорин, схожи с Ларрой из рассказа «Старуха Изергиль»- все они обречены на одиночество.
С1- В чём заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека»?
Андрей Соколов- главный герой шолоховского рассказа «Судьба человека». На его долю выпали серьёзные жизненные испытания: война лишила его семьи(жену и дочерей убило бомбой, а сына пристрелил снайпер), так же Соколов испытал ужасы немецкого плена. В тяжёлых условиях Андрей вёл себя достойно, как настоящий герой. Сказовая форма повествования произведения помогает увидеть и прочувствовать все события вместе с персонажем: «На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша артиллерия, и, знаешь, браток, как сердце забилось? Холостой еще ходил к Ирине на свиданья, и то оно так не стучало!». Автор изображает Соколова, как «человека несгибаемой воли», который испытал муки, страдания, тяготы во время войны, но всё же не уронил достоинства русского солдата. В этом и заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе «Судьба человека».
С2- В каких ещё произведениях русской литературы XX века представлена тема подвига и в чём заключается сходство и различие её художественного решения по сравнению с «Судьбой человека»?
Тема подвига представлена, так же как и в «Судьбе человека», в таких произведениях 20 века, как «Сашка»(В.Кондратьев) и «А зори здесь тихие…»(Б.Васильев). Главный герой Сашка одноимённой повести В.Кондратьева, несмотря на юный возраст, во время войны проявляет мужество и смелость. Он, рискуя жизнью, во время обстрела отправился за валенками ротному. Сашка для других готов сделать то, чего ради себя не сделал бы- в этом и заключается его героизм. Так же смелость, мужество и самопожертвование проявили персонажи повести «А зори здесь тихие…»(Старшина Васков, Рита, Женя, Галя, Лиза, Соня). Во имя Родины они вшестером отважно противостояли 16 немцам. В произведениях Б.Васильева, В.Кондратьева и М.Шолохова тему подвига авторы раскрывают через судьбы простых солдат, которые рискуют жизнью ради отечества, не жалеют сил, чтобы победить врага России.
С1- Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А.И.Солженицына(Матрёнин двор)?
Автобиографический рассказчик играет важную роль в произведении А.И.Солженицына. С помощью этого образа автор раскрывает сущность Матрёны и показывает её жизнь глазами Игнатьича. Лишь он разглядел в неё непонятого праведника, без которого «не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Матрёна является тем столбом, что удерживает окружающий мир благодаря своей духовной чистоте и доброте. Она помогает людям, не требуя ничего взамен, этому герою присущи такие черты, как терпимость, тактичность и трудолюбие(даже в данном эпизоде Матрёна не сидит без дела, она «возится за перегородкой»). У Матрёны щедрая, добрая, бескорыстная душа, только Игнатьич разглядел эту сторону праведного человека и его истинную сущность.
С3- Как в стихотворении отражён конфликт лирического героя и его жестокого времени(Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков»)?
В этом стихотворении конфликт лирического героя и его жестокого времени автор отразил с помощью изобразительно-выразительных средств. Сквозь строфы тянется цепь тропов- эпитеты: «хлипкой грязицы», «кровавых костей», «голубые песцы», «первобытной красе», метафоры: «шубы сибирских степей», «доблесть грядущих веков», сравнение: «запихай меня лучше, как шапку в рукав». Автор употребляет такие стилистические фигуры, как анафора: «За гремучую доблесть грядущих веков, за высокое племя людей», инверсия: «Чтоб сияли всю ночь голубые песцы мне в своей первобытной красе». Так же, во второй строфе О.Э.Мандельштам использует символ «века-волкодавов». Лирический герой с уверенностью отчуждает себя от этого течения времени(«века-волкодавов»). Он заявляет: «Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей». Таким образом, все эти художественные средства отражают внутренний мир лирического героя и его отношение к современной жестокой эпохе.
С4- Кто ещё из русских поэтов XX-го века показал в своём творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе, и в чём сходство и различие такого изображения с мандельштамовским?
А.А.Блок и Б.Л.Пастернак, так же как и О.Э.Мандельштам, в своём творчестве показали сложный характер отношения к современной им эпохе. В «Нобелевской премии» Б.Л.Пастернак отразил внутреннее состояние лирического героя, который чувствует себя пропавшим, как «зверь в загоне» в такое «страшное» время. Но, не смотря на это, он, все же, не перестаёт верить в лучшее: «Верю я, придет пора — силу подлости и злобы одолеет дух добра». В стихе «Рождённые в года глухие» А.А.Блок даёт характеристику времени, в котором он живёт: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — кровавый отсвет в лицах есть». Эти стихотворения А.А.Блока и Б.Л.Пастернака можно соотнести с произведением О.Э.Мандельштама, их объединяют эмоции лирических героев, которые обусловлены событиями, происходящими в современной поэтам эпохе.
С3- Какую деталь «вещного мира» лирической героини А.А.Блок делает психологическим знаком беды(Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе»)?
Детали играют важную роль в стихотворении А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе». Они помогают автору раскрыть угнетённое внутреннее состояние лирического героя, который переживает из-за расставания со своей возлюбленной: «Когда твое лицо в простой оправе перед мной сияло на столе», «Твое лицо в его простой оправе своей рукой убрал я со стола». Так же детали становятся своеобразными символами: «заветное кольцо»- союз двух сердец, «синий плащ»- холод в отношениях и горе расставания. Такое средство выразительности, как повтор акцентирует внимание на одном предмете одежды героини: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь ты из дому ушла», « Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…». Тем самым эту деталь автор делает психологическим знаком беды, прошедшей любви и крушения мечты о счастье.
С4- В каких произведениях русской лирики изображается переломный момент в жизни лирического героя- подведение итогов «молодости», прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами?
В произведениях М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина, так же как и в стихотворении А.А.Блока, изображается переломный момент в жизни лирических героев. Они подводят итоги «молодости», прощаются с любовью, надеждами и юношескими мечтами. В стихотворении С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» лирический герой анализирует своё прошлое и сравнивает его со своим настоящим(сравнивает своё предыдущее состояние с нынешним): «Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств». Тем самым он подводит итог всей жизни. Так же рассматривает своё прошлое и делает печальные, иронические выводы лирический герой лермонтовского произведения «Как часто пёстрою толпою окружён»: «Забыться, — памятью к недавней старине лечу я вольной, вольной птицей; и вижу я себя ребенком; …», «Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, и шум толпы людской спугнет мечту мою, на праздник незванную гостью, о, как мне хочется смутить веселость их, и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..». Таким образом, произведения М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенина и А.А.Блока объединяет не только то, что в них изображены переломные моменты в жизни, но и общим является настроение: оно грустное и трагичное.
С5- Какое значение в творчестве А.А.Блока имеет образ стихии?
Александр Александрович Блок- великий русский поэт конца 19- начала 20 века. Его творчество является яркой страницей в истории искусства. Он написал такие известные произведения, как «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О, я хочу безумно жить», «Россия» и многие другие. Так же ему принадлежат такие циклы стихов, как «Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Снежная маска», «Страшный мир» и так далее.
Но одной из признанных вершин творчества А.А.Блока и русской поэзии в целом считается поэма «Двенадцать». Она была написана в 1918 году и в ней изображена октябрьская революция. Блок говорил после написания своей поэмы: «Сегодня я- гений». Действительно, я считаю что он написал величайшее произведение. Блок был захвачен стихийностью революции и изобразил её в поэме. Образ ветра сопровождает события от начала до конца произведения, и к финалу он перерастает во вьюгу: «Чёрный вечер, белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек»(первые строки произведения), « Впереди с кровавым флагом, и за вьюгой невидим…»(одни из последних строк произведения). Гуляющая стихия, которая превращается в пылящую пургу, является символом революции, хаоса, перемен. «Мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови». В этих строках появляется образ другой стихии- огня. С одной стороны, он символизирует жар, тепло революции- перемены к лучшему, с другой разрушения и горе народа.
Так же образ стихии нашёл своё отражение и в других произведениях А.А.Блока. Например, «Снежная вязь», «На зов метелей». Так же он частично изображён в стихотворении «В ресторане». «Пожар зари»- символ современного «страшного мира». Он задаёт тон дальнейшим строкам произведения: «…пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви….».
В творчестве А.А.Блока важную роль играет образ стихии. Через него автор раскрывает сущность тех или иных событий, описываемых в произведении. Этими неоднозначными символами А.А.Блок так же показывает несколько сторон одного явления и его неопределённость.
С5- Каким образом финал поэмы «Двенадцать» А.А.Блока связан с её основным содержанием?
Поэма "Двенадцать" А.Блока изображает события истории начала 20 века, а именно революцию 1917 года. Автор показывает новый и старый мир, это проявляется в резком противопоставлении(антитезе) на протяжении всей поэмы, например: "Чёрный вечер. Белый снег". А.Блок таким образом подчёркивает неоднозначность этого события, он и поддерживает революцию, и одновременно осуждает её. С одной стороны: Иисус Христос, который "несёт в себе освобождение народа", а с другой: горе и убийства, которые приносят красногвардейцы.
Финал поэмы "Двенадцать" отражает её основное содержание. Он показывает старый мир, который "ковыляет позади, как голодный пёс", и противопоставляет ему новый мир, революционное движение, которое "идёт державным шагом" вслед за Иисусом Христосом. Автор изображает его с помощью антитезы и ярких эпитетов: "С кровавым флагом,…В белом венчике из роз".
Но кроме противостояния нового и старого мира с политической и идеологической точки зрения, поэма имеет более широкий философский характер, в ней изображено столкновение разных стихий- народной, природной, и внеземной. Конфликт произведения- столкновение добра и зла, хаоса и спокойствия, мира и войны, света и тьмы в каждом человеке.
"Двенадцать"-число апостолов, учеников Иисуса. Весь путь, которым идут герои поэмы- это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии, Иисус Христос наставляет и направляет в верном направлении. И это ярко изображено в финальных строчках произведения. "В белом венчике из роз- Впереди- Исус Христос", эти слова олицетворяют надежду на светлое будущее и, несмотря на убийства со стороны революционеров, возрождение человечности в людях.
Борьба миров- это основное содержание поэмы А.Блока "Двенадцать". Это, прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе всего тёмного и страшного, становление и "истинный" гуманный путь, которое может обеспечить светлое будущее всему человечеству.
С3- Почему в стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе(«Определение поэзии»)?
В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это — круто налившийся свист, это — щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это — с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку». Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.
С4- Чем стихотворение Б.Л.Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX- XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений.)
Многие писатели 19-20 века, так же как и Б.Л.Пастернак, обращались к теме поэта и поэзии, например, М.Ю.Лермонтов и М.И.Цветаева. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов изображает непростую судьбу творца, который «восстал … против мнений света один, как прежде… и убит». Автор осуждает убийц поэта: «Его убийца хладнокровно навел удар… спасенья нет: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Но всё же Лермонтов считает творчество Пушкина бессмертным и восхваляет его талант. Так же восхищается Блоком М.Цветаева в произведении «Имя твоё- птица в руке»: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ имя твое — пять букв…». Марина Ивановна проявляет в звучании имени Блока сущность его творчества. Стихотворения М.Цветаевой, М.Ю.Лермонтова и Б.Л.Пастернака объединяет идея о назначении поэзии, которая бесценна, бессмертна и прекрасна.
С3- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения(М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»).
Лирический герой данного стихотворения М.Ю.Лермонтова является романтичным, чувственным и одиноким. Образ дороги навевает на него философские размышления о жизни и смерти: «Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы…». Изображая мысли лирического героя, автор использует различные средства художественной выразительности. Например, такие как риторическое восклицание: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», анафора: «Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб дыша вздымалась тихо грудь», риторический вопрос: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?». Эти приёмы помогают автору сделать акцент на эмоциональном состоянии лирического героя, которому «так больно и так трудно». Он несчастен и желает для себя другой жизни: «Уж не жду от жизни ничего я,… я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!»
С4- Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы мотив дороги играет ведущую роль?
Образ дороги играет значимую роль в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Он символизирует жизненный путь лирического героя. Так же, как и в лермонтовском стихотворении, образ дороги встречается и в других произведениях, например «Железная дорога» Н.А.Некрасова и «Россия» А.А.Блока. В «Железной дороге» в центре внимания автора- острая социальная тема(строительство железных дорог). Образ пути в этом произведении является символом страданий людей: «Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… сколько их!». В произведении А.А.Блока история России тесно связана с дорогой, которая проходит через родную сторону, обожаемую поэтом: «Дорога долгая легка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка…». В стихотворениях М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и А.А.Блока образ пути имеет большое значение, он является символом жизненной тропы, по которой идёт либо один человек («выхожу один я на дорогу»), либо страна(«Россия»), либо весь народ(«Железная дорога»).