Выдержка из текста работы
С 1993г. Министерство финансов Российской Федерации регулярно осуществляло внутренние заимствования под так называемые ГКО — государственные краткосрочные бескупонные обязательства. 25 августа 1998г. постановлением российского Правительства было установлено, что выплаты по нескольким очередным сериям ГКО будут производиться не деньгами, а иными государственными ценными бумагами, которые будут погашаться в существенно более поздний срок, чем предполагалось погашать ГКО соответствующих серий.
Большинство владельцев ГКО молчаливо согласились с решением Правительства, полагая, что последнее, будучи органом государственной власти, имеет правомочия во всякое время произвольно изменять установленные ранее предписания собственных подзаконных актов. Отдельные владельцы ГКО предъявили иски о возмещении убытков к Правительству, другие к Минфину, третьи – к Российской Федерации.
Ответ.
Пострадавшие могут защитить свои права через суд, подав иск против Правительства. Отношения между государством и владельцем ГКО регулируются нормами гражданского законодательства, недвусмысленно запрещающего односторонний отказ или одностороннее изменение условий обязательства (ст. 124, 125, 309, 310, 817 ГК РФ).
В частности п.4 ст.817 ГК РФ устанавливает: «Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается».
Чтобы обратиться в суд, пострадавшие должны обладать следующими документами:
— выпиской со счета, подтверждающей факт владения таким-то количеством облигаций;
— обращением к банку – дилеру с просьбой выплатить деньги по ГКО, обращением к Минфину с просьбой произвести погашение облигаций;
— квиточек об отправке обращений заказным письмом и уведомление о вручении – в качестве доказательства, что обращения дошли до адресатов.
В обращении должно быть указано, что потерпевшему принадлежит столько-то ГКО такой-то серии, срок их погашения истек тогда-то; при неполучении ответа в 5-дневный срок – это расценивается как отказ от исполнения обязательства, дальше следует обращение в суд с требованием о взыскании причитающихся сумм + о взыскании процентов по ст.395 ГК РФ за неправомерное пользование чужими денежными средствами в размере рефинансирования ЦБ РФ за период с момента просрочки по день вынесения решения.
Задача 2.
1 сентября 1998г. Департамент общественных связей Банка России обнародовал так называемый пресс-релиз, в котором сообщал о выпуске собственных краткосрочных бескупонных облигаций. Со ссылкой на ст.75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона о Центральном банке в пресс-релизе указывалось, что выпуская такие облигации, Банк России действует как орган публичного права, а потому имеет право не соблюдать нормы законодательства, рассчитанные в большинстве своем на частных лиц. В частности указывалось, что Банк России не обязан регистрировать выпуск своих облигаций, поскольку нормы Закона о рынке ценных бумаг, устанавливающие обязательность такой регистрации, на него не распространяются.
Ответ.
В соответствии с п.4 ст.19 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ: «Особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ».
Постановлением Правительства РФ «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций ЦБ РФ» было утверждено Положение об особенностях процедуры эмиссии облигаций ЦБ РФ от 30 декабря 2003г. № 799. Данное положение устанавливает порядок регистрации выпусков облигаций Банка России. П.4 выше указанного положения устанавливает: «Государственная регистрация выпусков облигаций, проспектов облигаций и отчетов об итогах выпуска облигаций осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Регистрационный орган ведет реестр зарегистрированных выпусков облигаций по установленной форме».
Контрольная работа по предмету: «Гражданское право».
Вариант 6.
- Какие публично-правовые образования признаются субъектами гражданских правоотношений?
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, т.е. признаются субъектами гражданским правоотношений.
- Как установить, в каком качестве выступает орган государственной власти в гражданских правоотношениях – от имени и за счет публично-правового образования или от своего имени и за свой собственный счет?
Далеко не всегда в случае действия созданного государством юридического лица имеет место, опосредованное участие государства в гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, Министерство финансов может представлять в гражданском обороте государство, но в то же время оно действует и как самостоятельное юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства (например, покупка канцелярских принадлежностей, аренда помещений, связь, энергоснабжение, оснащение мебелью и оборудованием и т.п.).
- В чем выражается специальная гражданская правосубъектность публично-правовых образований и их органов?
Она осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Вполне возможно, что государство будет представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом. Главное, что этот орган действует от имени государства в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.п. 1 и 2 ст.125 ГК РФ).
- Через какие органы публично-правовые образования осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в их собственности?
Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст.125 ГК РФ. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества.
Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ и подчиненные ему органы в субъектах РФ.
Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться государственным имуществом, являются фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества.
- Какие органы представляют публично-правовые образования в правоотношениях по осуществлению исключительных прав?
Публично-правовые образования в правоотношениях по осуществлению исключительных прав представляют органы государственной власти либо соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. По специальному поручению от имени указанных субъектов могут выступать также граждане и юридические лица в случае и в порядке предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.
- Какие органы представляют публично-правовые образования в обязательственных правоотношениях?
Государство и муниципальные образования нередко являются участниками обязательственных правоотношений. Через институты поставки товаров (ст. ст. 525-534 ГК РФ) и подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763-768 ГК РФ) обеспечивается удовлетворение соответствующих потребностей государства. Ст. 525 ГК РФ, в частности, предусматривает, что государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государство и муниципальные образования могут быть субъектами заимствований. Отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований с заимодавцами регулируются ГК РФ и другим соответствующим законодательством.
Помимо названных государство и муниципальные образования могут участвовать и в других обязательственных отношениях. В предусмотренных законом случаях государство может быть участником отношений, регулируемых наследственным, авторским и патентным правом.
Публично-правовые образования в обязательственных правоотношениях представляют органы государственной власти либо соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
По специальному поручению от имени указанных субъектов могут выступать также граждане и юридические лица в случае и в порядке предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.
- Какие органы представляют публично-правовые образования в корпоративных правоотношениях?
Публично-правовые образования в корпоративных правоотношениях представляют органы государственной власти либо соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
По специальному поручению от имени указанных субъектов могут выступать также граждане и юридические лица в случае и в порядке предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.
- В каких случаях публично-правовое образование несет ответственность за действия своих органов и должностных лиц?
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, в том числе в результате издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ).
Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятых во исполнение него других нормативных актов.
Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК РФ).
В ряде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности.
Список литературы:
I. Нормативные акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1.
- ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ.
- Положение об особенностях процедуры эмиссии облигаций ЦБ РФ от 30 декабря 2003г. № 799.
II.Учебная литература:
- Гражданское право: учебник / Под общ. ред. В.Ф. Яковлева. – М.: РАГС, 2003. – 503 с.
- Гражданское право России. Часть первая: учебник / Под ред. З.И. Цыбуленко. – М.: Юристъ, 200. – 464с.
- Российское гражданское право: учебное пособие / Под ред. З.Г. Крыловой, Э.П. Гаврилова. – М.: «ЮрИнформ», 1998. – 430с.