Содержание
1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел………………
2.Критерии определения подведомственности гражданских дел………….
3. Понятие подсудности. Её отличие от судебной подведомственности..
4. Виды подсудности……………………….……………………………….
5.Порядок передачи гражданского дела в другой суд……………………
6.Последствия несоблюдения правил подсудности………………………
Список литературы………………………………….………..…………….
Выдержка из текста работы
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные.
К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды.
К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды).
В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат. Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд.
Подведомственность суду гражданских дел позволяет отграничить круг правовых споров, разрешаемых судом, от круга дел, разрешаемых иными, несудебными органами.
Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.
Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.
Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.
Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд.
Подведомственность не следует смешивать с компетенцией. Следует различать эти два понятия. Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.
Цель настоящей работы заключается в изучении понятия и видов подведомственности гражданских дел.
гражданский процесс подведомственность суд
1. Понятие подведомственности дел, рассматриваемых в порядке
гражданского судопроизводства
Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры. Сам термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.
Можно выделить несколько смысловых оттенков термина «подведомственность»:
) межотраслевой правовой институт;
) механизм распределения компетенции государственных органов;
) основное условие обращения за разрешением дела в конкретный орган.
Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы.
Прежде всего, законом закрепляется преимущественная судебная подведомственность юридических дел.
Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров. Статья 118 Конституции РФ закрепляет осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:
) Конституционный Суд Российской Федерации;
) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в ч. 1 ст. 11 ГК РФ. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе. Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела (ad hoc) либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
Защита прав граждан в административном порядке, то есть органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях предусмотренных законодательством.
Так Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Целями деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Среди государственных органов, полномочных разрешать юридические дела особое место занимает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах федерации. В соответствии с ч. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.
Граждане также вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека (Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств).
. Виды судебной подведомственности
В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.
Исключительная судебная подведомственность означает, что данное кок рентное юридическое дело может быть разрешено только судом и ни каким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким либо органом. Подавляющее большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.
В рамках множественной подведомственности выделяются три категории — альтернативную, договорную, условную (императивную).
Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. То есть альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе. Стороны могут передать дело на рассмотрение третейскому суду.
Соглашение о размере алиментов или о разделе имущества подлежит заверению нотариуса и имеет силу исполнительного лица. Но стороны также могут обратиться в суд, что бы определить размеры материальных притязаний в судебном порядке.
Под условной подведомственностью, ее иногда еще называют императивной, понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности. Так трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий, по отношению к принявшему решение, орган, или к должностному лицу. По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.
Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Данный выбор свойственен также и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, то для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.
Таким образом, можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.
. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, то есть содержание спора. Так ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.
. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина.
. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.
. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в Конституционные суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.
. Уровень органа, принявшего акт определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.
. Категории дел, относимых к судебной подведомственности
Общий круг дел относимых к судебной подведомственности закреплен ч. 1 ст. 22 ГПК РФ. К категориям дел, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся:
) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
) дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства;
) дела, возникающие из публичных правоотношений;
) дела особого производства;
) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Исковые дела составляют большинство дел, рассматриваемых в судах. Исковое производство это производство, направленное на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей. Однако круг исковых дел ограничивается определенными требованиями: одним из участников спорного правоотношения должен быть гражданин и законом, международным договором или соглашением между сторонами не был предусмотрен иной порядок разрешения споров (например: третейское соглашение).
В порядке приказного производства разрешаются дела, основанные на бесспорных доказательствах. Статья 122 ГПК РФ регламентирует круг требований, по которым выдается судебный приказ:
) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
) заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.
Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Дела, рассматриваемые в порядке особого производства, объединяет один общий признак — отсутствие спора о праве. Статья 262 ГПК РФ закрепляет 11 категорий дел особого производства, отнесенных к судебной подведомственности:
) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
) об усыновлении (удочерении) ребенка;
) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Следующая категория дел регламентирует возможность оспаривания гражданами решений третейских судов, а также обращения за принудительным исполнением. Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. (ч. 1, 2 ст. 418 ГПК РФ)
Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда (ч. 1 ст. 423 ГПК РФ).
Поскольку на территории Российской Федерации проживают и работают также и иностранные граждане, действует множество совместных фирм, многие отечественные организации имеют экономические связи с зарубежными фирмами, государство должно обеспечить защиту их прав и свобод. В этих целях ст. 398 ГПК РФ закрепляет право иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций и международных организаций обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Кроме, того решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Наибольшую сложность при определении подведомственности гражданских дел может вызвать разграничение компетенции суда общей юрисдикции и арбитражного суда. В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом Высшего арбитражного суда РФ было принято Постановление от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», действующее и до сих пор. Согласно ч.3 указанного Постановления, гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
Если заявление гражданина, с которым он обращается в суд, содержит в себе несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть — арбитражному суду, и разделение исковых требований невозможно, то рассмотрение и разрешение дела происходит в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Заключение
Защита гражданских прав осуществляется как судами, так и иными юрисдикционными (компетентными) органами. Для определения, к компетенции какого органа относится рассмотрение и разрешение того или иного дела, устанавливаются правила подведомственности.
Подведомственность — это отнесение к ведению (сфере действия) определенного юрисдикционного органа споров о праве и иных вопросов как личного, так и общественного значения.
Несмотря на многообразие различных органов, способных осуществить защиту субъективных прав, традиционными являются три формы защиты: 1) судебная (подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам); 2) административная (государственные органы, органы местного самоуправления); 3) общественная (третейские суды и др.).
Выделяют следующие виды подведомственности: 1) исключительная; 2) условная; 3) договорная; 4) альтернативная.
Исключительная подведомственность устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает, какой компетентный орган правомочен разрешить соответствующий спор или вопрос.
Условная подведомственность определяется органом, способным разрешить спор или иной правовой вопрос при наличии условий, указанных в законе.
Договорная подведомственность возникает в случаях, указанных в законе, когда стороны договариваются передать спор, возникший между ними, определенному органу, о чем оформляется соответствующее соглашение.
Альтернативная подведомственность предполагает возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, причем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.
Судебная подведомственность разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Подведомственность дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения (эти суды рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к компетенции арбитражного суда) по правилам ст. 22 ГПК РФ, а арбитражному суду — ст. ст. 27-33 АПК РФ.
По общему правилу к подведомственности арбитражных судов отнесены исковые дела при наличии двух критериев:
) характер спора — экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности;
) субъектный состав — юридические лица и граждане-предприниматели.
Однако данное правило не действует, когда речь идет о специальной подведомственности дел арбитражным судам (ст. 33 АПК РФ).
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется по совокупности двух признаков: 1) наличие спора о праве; 2) спор не отнесен к компетенции арбитражного суда.
Характер спора в данном случае значения не имеет. Это могут быть гражданские, семейные, трудовые, экологические и другие правоотношения.
Подведомственность неисковых дел судам общей юрисдикции определяется в:
гл. 11 ГПК РФ (судебный приказ);
ст. 245 ГПК РФ (дела, возникающие из публичных правоотношений);
ст. 262 ГПК РФ (дела особого производства);
гл. 45 ГПК РФ (о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей));
гл. 46 ГПК РФ (дела об оспаривании решений третейских судов);
гл. 47 ГПК РФ (дела о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов).
В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.
Исключительная судебная подведомственность предполагает единственным органом разрешения спора или вопроса суд (общей юрисдикции или арбитражный).
В рамках множественной подведомственности выделяют:
) альтернативную судебную подведомственность — возможность рассмотрения спора о субъективном праве, как в судебных органах, так и в ином государственном органе или общественной организации по выбору заинтересованного лица;
) договорную судебную подведомственность — возможность выбора органа, разрешающего спор о праве по взаимному соглашению сторон;
) условную (императивную) судебную подведомственность — возможность обращения в судебные органы только после соблюдения досудебного порядка разрешения спора.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
. Конституция Российской Федерации — М.: ИНФРА-М, 2009.
. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 2532.
Научная литература
. Вдовина Ю.Г. Гражданское процессуальное право: Учебный курс. — М.: Юстицинформ, 2011. — 159 с.
. Гражданский процесс: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Городец, 2010. — 896 с.
. Гражданское процессуальное право: Учеб. / Под ред. Л.В. Тумановой. — М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2010. — 608 с.
. Гражданское процессуальное право: Учеб. / Под ред. М.С. Шакарян. — М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2010. — 592 с.
. Данилов Е.П. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Комментарии. Постатейные материалы. Судебная и адвокатская практика. Образцы документов. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Кнорус, 2011. — 686 с.
. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Жилина. — М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2011. — 880 с.
. Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: Учебное пособие. — М.: Издательство: Омега-Л, 2011. — 172 с.
. Треушников М.К. Гражданский процесс: теория и практика. — М.: Городец, 2011. — 352 с.