Выдержка из текста работы
Государственные и муниципальные финансы – это важнейшее звено финансово-кредитной системы страны. Они представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения функций и задач государства и местных органов власти. Через бюджетную систему происходит перераспределение валового внутреннего продукта страны между сферами общественной деятельности, территориями и отдельными группами граждан.
В настоящее время предъявляются все более растущие требования к процессам формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов, их обоснованности, к эффективности и гласности бюджетных расходов, направленных на долгосрочный рост экономики.
Государственные и муниципальные финансы эффективно и комплексно воздействуют на реальный сектор экономики. Их развитие определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала на всех уровнях бюджетной системы.
Знания в области государственных и муниципальных финансов необходимы не только специалистам государственных и муниципальных служб, работникам бюджетных учреждений и организаций, но и всем работающим в сфере экономики и финансов.
Эти требования к практической реализации знаний и умений в области государственных и муниципальных финансов тесно связано с организацией самостоятельной работы студентов, важной частью которой является написание контрольной работы.
Выполнение контрольной работы приобщает студентов к научно-исследовательской работе, готовит к решению сложных задач в практической деятельности, обобщает опытом и знаниями, необходимыми в дальнейшем при выполнении курсовых и дипломных работ.
Цель данного методического пособия – углубить знания студентов по государственным и муниципальным финансам, привить им навыки самостоятельного изучения и обобщения информации и способность к самоконтролю.
Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» содержат методику написания и тематику контрольных работ.
Цель и задачи контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» является важным элементом учебного процесса, способствующим повышению уровня знаний студентов.
Цель контрольной работы — закрепление теоретических знаний студентов по курсу «Государственные и муниципальные финансы» и овладение навыками самостоятельного их использования при решении практических задач.
В контрольной работе необходимо показать глубокие знания в области государственных и муниципальных финансов и умение применять финансово — экономические методы исследования в практической деятельности.
Основными задачами контрольной работы являются:
· раскрытие сущности финансовых категорий и проблем по избранным вопросам;
· обобщение собранного теоретического и практического материала и его всесторонний анализ на основе творческого использования накопленных навыков;
· правильное формулирование выводов по результатам проведённых исследований.
Требования, предъявляемые к контрольной работе
Контрольная работа должна отражать общий уровень теоретических знаний и практических навыков студента в области финансов.
К контрольной работе, как к самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
— контрольная работа должна быть написана на высоком теоретическом уровне, предполагающем обобщение теоретического материала по выбранным вопросам, в ней должны быть использованы соответствующие законы, постановления правительства, нормативные документы, периодическая литература;
— контрольная работа должна быть написана самостоятельно с логической последовательностью в изложении материала и полным освещением вопросов, убедительно аргументирована, насыщена фактическими данными;
— контрольная работа должна быть четко и грамотно изложена и правильно оформлена.
Требования по оформлению контрольной работы
Объем контрольной работы – 10-15 страниц. Текст рукописи должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги, размер бумаги А4, ориентация книжная, межстрочное расстояние 1,5 интервала, кегль 14, шрифт Times New Roman, выравнивание по ширине, красная строка 1,27 см. Размер левого поля 30 мм, правого 10, верхнего 20, нижнего 20 мм.
Контрольная работа должна содержать:
— титульный лист;
— основную часть, содержащую один вопрос;
— практическую часть, содержащую одно творческое задание;
— библиографический список.
Вопросы контрольной работы и творческие задания выбираются студентом из предложенного списка по 2-м последним цифрам номера зачетной книжки.
Разделы (вопросы) должны иметь заголовки. В конце заголовка точка не ставится. Подчёркивание заголовков и перенос в них слов не допускаются.
Расстояние между названием раздела (вопроса) и текстом должно быть равно двум интервалам. Страницы контрольной работы нумеруются цифрами в середине верхнего поля страницы. Отсчёт страниц начинают с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы. Название таблиц следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Таблицы с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. Над перенесенной частью таблицы справа пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Иллюстрации (графики, схемы, чертежи, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Все иллюстрации называют словом «Рисунок». Название помещают под иллюстрацией без абзацного отступа.
Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках [13, с. 12-15]; [15, с. 17]; [26]
Перед приложениями помещается страница, в центре которой прописными буквами указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, допускается использовать букв латинского алфавита и арабских цифр. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова «Приложение».
Таблица для выбора вопроса контрольной работы
Предпоследняя цифра № зачетной книжки | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
Таблица для выбора творческого задания контрольной работы
Предпоследняя цифра № зачетной книжки | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
Вопросы к контрольной работе
1. История происхождения и развития финансов
2. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу
3. Институциональная структура финансовой системы
4. Понятие и содержание финансовой политики государства
5. Типы финансовой политики
6. Финансовая политика России на современном этапе
7. Процесс управления государственными и муниципальными финансами и его функциональные элементы
8. Сущность и функции бюджета
9. Принципы построения бюджетной системы
10. Бюджетный федерализм и его принципы
11. Модели бюджетного федерализма
12. Межбюджетные отношения и их реформирование
13. Бюджетная классификация и ее назначение
14. Участники бюджетного процесса
15. Организация бюджетного процесса
16. Государственный и муниципальный кредит и его формы
17. Государственные заимствования РФ
18. Внутренние и внешние кредиты РФ
19. Государственные гарантии
20. Государственные ценные бумаги
21. Пенсионный фонд РФ и его функции
22. Пенсионная реформа в РФ и ее последствия
23. Модели пенсионного обеспечения
24. Фонд социального страхования РФ и направления его деятельности
25. Механизм взаимодействия между субъектами системы обязательного медицинского страхования
26. Реформирование системы обязательного медицинского страхования
27. Межбюджетные трансферты
28. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
29. Структура и организация органов Министерства финансов РФ
30. Структура государственного внутреннего и внешнего долга РФ
6. Творческие задания:
1. Проанализируйте доходы и расходы федерального бюджета на текущий год. Рассчитайте процентное соотношение статей доходов и расходов. Выявите бюджетообразующие доходы и приоритетные расходы федерального бюджета.
2. Проанализируйте бюджет субъекта РФ в котором живете за последние 3 года. Выявите приоритетные статьи доходов и расходов. Охарактеризуйте динамику произошедших изменений в структуре бюджета.
3. Проанализируйте доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда РФ на текущий год. Рассчитайте процентное соотношение статей доходов и расходов. Выявите бюджетообразующие доходы и приоритетные расходы.
4. Проанализируйте доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования РФ на текущий год. Рассчитайте процентное соотношение статей доходов и расходов. Выявите бюджетообразующие доходы и приоритетные расходы.
5. Проанализируйте доходы и расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на текущий год. Рассчитайте процентное соотношение статей доходов и расходов. Выявите бюджетообразующие доходы и приоритетные расходы.
6. Проанализируйте отчет об исполнении Федерального бюджета за прошедший финансовый год. Сравните его с бюджетом, утвержденным в начале года. Выявите статьи доходов и расходов, по которым имеются значительные отклонения и их причины.
7. Проанализируйте бюджет муниципального образования, в котором живете за последние 3 года. Выявите приоритетные статьи доходов и расходов. Охарактеризуйте динамику произошедших изменений в структуре бюджета.
8. В федеральном бюджете найдите, проанализируйте и охарактеризуйте динамику произошедших за последние 3 года изменений следующих параметров:
— размер валового продукта;
— размер государственного долга;
— объем предоставляемых бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета;
— перечень федеральных целевых программ;
— источники финансирования дефицита федерального бюджета.
9. В бюджете субъекта РФ, в котором живете найдите, проанализируйте и охарактеризуйте динамику произошедших за последние 3 года изменений следующих параметров:
— размер регионального валового продукта;
— размер государственного долга субъекта РФ;
— объем предоставляемых бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта РФ;
— перечень региональных целевых программ;
— источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
10. В бюджете муниципального образования, в котором живете найдите, проанализируйте и охарактеризуйте динамику произошедших за последние 3 года изменений следующих параметров:
— размер муниципального валового продукта;
— размер муниципального долга;
— объем предоставляемых бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета;
— перечень региональных целевых программ, финансируемых за счет бюджета;
— источники финансирования дефицита местного бюджета.