Содержание
Введение…
1. Государственный бюджет, принципы его построения
2. Функции государственного бюджета
Заключение…
Список литературы……
Выдержка из текста работы
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Центральным звеном бюджетной системы является государственный бюджет. Он имеет силу закона и представляет собой финансовый план государства. Государственный бюджет – это денежный фонд в руках государства, он выступает инструментом поведения социально-экономической политики.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Одной из самостоятельных сфер финансовой системы является бюджетная. Она является главным инструментом регулирования экономики. Бюджетная система в РФ представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права.
Тема курсовой работы «Принципы бюджетного устройства в федеральных и унитарных государствах» особенно актуальна в нашей стране сейчас, потому что она является одним из наиболее важных институтов любого государства, в том числе и нашего в период становления рыночной экономики. Именно эффективность функционирования бюджетной системы оказывает влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния. Именно этим фактом объясняется столь серьезное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса в России.
Целью работы является анализ основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета .
В работе будут рассмотрены такие вопросы, как общие основы построения бюджетной системы, бюджетное устройство, бюджетная классификация, регулирование доходной и расходной части бюджета.
Глава 1 Теоретические основы организации бюджетного устройства в мировой практие
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы и бюджетное устройство государств
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Под которым понимается внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).
Простое или унитарное государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т.д.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Т.е. в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.
Сложные – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов – в США, земель (лэндов) – в ФРГ, провинций — в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.
Можно выделить следующие особенности унитарного государства.
— Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). В ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.
— Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.
В отличие от унитарного государства федерация характеризуется следующими чертами.
— Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. — 25 декабря; 2009. — 21 января.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 9 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 21. Ст. 3823; Российская газета. 2009. 12 апреля
3. Об общих принципах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 (в ред. от 25 декабря 2008 г.; с изменениями от 10 января 2009 г.) // Российская газета. 2003. 8 октября; Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6236.
Литература
4. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: «Дашков и К», 2006. 486 с.
5. Богов, Х.М. Основные направления оптимизации бюджетного законодательства // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — N 13. — С. 5 — 9
6. Гаджиева, М.А. Проблемы доходной базы муниципальных бюджетов // Налоги (газета). — 2008. — N 47. — C. 9 — 10.
7. Государственные и муниципальные финансы. / Под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд. — М.: Юнити, 2007. — 450 с.
8. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. М., 2007. — 560 с.
9. Кибилдс А.А. Мировая практика использования бюджетного федерализма в экономической системе государств федеративного типа // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. — № 7. — С. 70 — 76.
10. Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]/ В.П.Климович//Форум-ИНФРА-М. – 2006.
11. Кучеров И.И. Бюджетное право России. М., 2002. С. 61.
12. Мишина, С. В. О финансовых основах местного самоуправления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. — N 9. — С. 8 — 11.
13. Мишина, С.В. Направления развития доходной базы местных бюджетов Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. -N 6. — С. 14 — 18.
14. Некенов, А.В. О конституционном принципе финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансовое право. — 2007. — № 5. — С. 2-5.
15. Обсуждаются проблемы бюджетной политики регионов и муниципалитетов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2009. — N 6. — С. 5 — 9.
16. Пронина Л.И. Как увеличить налоговые доходы местных бюджетов // Российская Федерация. 2004. № 9. С. 38.
17. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 163.
18. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2007. 838 с.
19. Финансы, налоги и кредит [Текст]: учебник / А.М. Емельянов. М.: Изд-во РАГС. – 2002.
20. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевской. М.: Юрайт издат, 2005. 543 с.
21. Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ.- М: Финансы. 2007. 389 с.
Приложение 1
Рисунок 1. Функции государственного бюджета
Приложение 2
Рисунок 2. Классификация доходов государственного бюджета РФ.
Приложение 3
Рисунок 3 Классификация расходов государственного бюджета РФ.