Содержание
Содержание
Введение.
1.Государственно-правовое положение Мордовской АССР по Конституции республики 1978 года.
2.Создание Конституционного суда республики, причины, структура, компетенция.
Заключение.
Список используемых источников.
Выдержка из текста работы
Актуальность. Конституция России 1978 года была принята и введена в действие Декларацией Верховного совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 года. Предпосылками принятия Конституции России 1978 года были принятие Конституции СССР 1977 года и то, что Конституция России 1937 года устарела и нуждалась в дополнениях и пересмотрах некоторых её положений.
Новая Конституция воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей — советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития — построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения — системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства (общественные отношения, которые регулировались Конституцией РСФСР 1978 года).
Предмет исследования — это характерные черты Конституции России 1978 года.
Основными задачами являются:
)проанализировать теоретические подходы к пониманию сущности Конституции России 1978 года;
)рассмотреть правовую характеристику Конституции 1978 года;
)охарактеризовать структуру и оценку Конституции России 1978 года как источника конституционного права России.
.Теоретические подходы к пониманию сущности Конституции России 1978 года
В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя.
Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII вв., хотя государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-то заданным правилам. Представления о конституции были разработаны раньше (в частности, Аристотелем), но они вращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы не привились в древних государствах. Во времена Римской империи этим термином назывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальных вольностях.
Демократические революции XVII-XVIII вв. были вызваны потребностью переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Английская конституционная система и писаные конституции США и Франции в первую очередь решали именно эту задачу. В США это было сделано с определенной "осечкой", ибо создатели Конституции, принятой в 1787 г., попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан, посчитав достаточными английский принцип "что не запрещено, то дозволено", а также законодательство штатов. Но народ быстро заставил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые десять поправок к Конституции).
Таким образом, конституция является элементом определенной философии государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека.
Впервые характеристика сущности конституции была высказана германским социалистом Ф. Лассалем (1825-1864) в его известных речах «О сущности конституции». Он, в частности, говорил: «Действительная конституция страны, это фактическое соотношения сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». В данном случае под соотношением сил Ф. Лассаль понимал не соотношение классов, а соотношение разнородных групп, начиная от различных сословий и кончая общественным мнением.
Наука советского государственного права придерживалась в этом плане теоретических суждений и выводов В.И. Ленина относительно сущности конституции. В.И. Ленин несколько видоизменил определение сущности конституции, данное Ф. Лассалем. Он указывал: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные органы, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе».
Особенностью российского конституционализма в 1970-х гг. являлась также непротиворечивость союзных конституций и конституций республик, чем фиксировалась органическая связь принципов построения союзного государства с принципами Конституции РСФСР и других республик, входящих в состав СССР.
Российский конституционализм — это саморазвивающаяся система, которая представлена на трех взаимосвязанных уровнях: конституционных идей; конституционных учреждений в их историческом становлении; конституционных норм в их практической реализации. Развитие этой системы зависит от экономических, политических, географических, этнических факторов и исторических особенностей развития государства и общества. Это система, определяющая строй политических отношений в обществе, учитывающая культурно-организационный опыт в области устройства отношений государства и общества, граждан и политических структур, основывающаяся на совокупности национальных традиций, порожденных опытом различных исторических стадий. Этот опыт имеет исключительно важное значение для уяснения принципов конституционализма; объяснения многих проблем конституционного развития на современном этапе, а также выработки перспектив развития конституционализма в России.
С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.
В политической сфере функции конституции неразрывно связаны с ее сущностью. Во многом от того, какую сущность приобретает конституция, зависит эффективность ее действия в сфере политики. Ведь сущность конституции — это ее социально-политическое содержание. В отечественном государствоведении в 1970-1980-х гг. разграничивали классовую сущность конституции и ее содержание. Под классовой сущностью понимали основную социально-политическую характеристику конституции. Она находит свое проявление в ее содержании, принципах, свойствах и функциях, оказывает решающее воздействие на ее форму, определяя ее принципиальные черты. Содержание конституции — это конкретизация ее классовой сущности. Причем содержание может изменяться в рамках данной сущности под воздействием объективных и субъективных факторов.
Вывод: в настоящее время под конституцией (в качестве обобщенного ее определения) понимают писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают, регулируют и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного или конституционного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов государственной власти и самоуправления, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Кроме того, конституции стали характеризоваться как законы, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
конституция социализм право политический
2.Правовая характеристика Конституции России 1978 года
Науку конституционного права России в последние почти три четверти века нельзя было назвать самостоятельной, так как она входила в состав единой науки «советского государственного права».
В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи учения о праве, государстве, демократии. Научные разработки способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, проблем систематизации государственно-правового законодательства.
Конституция России 1978 года первоначально не расходилась в основных положениях с Конституцией СССР 1977 года. С 1989 года в период бурного реформирования политической и экономической систем, отказа от коммунистической идеологии, курса на суверенитет России в российскую конституцию стали вноситься многочисленные изменения и дополнения (около 300). Данные поправки имели принципиальный характер, среди которых можно отметить следующие:
·изменена преамбула (введение) Конституции, из которой были исключены марксистко-ленинские постулаты;
·кардинально изменена ст. 3 Конституции России — если в ней ранее закреплялся принцип полновластия Советов, то в новой редакции был закреплен противоположный принцип разделения властей;
·ст. 6 Конституции 1978 года перестала содержать указание на руководящую роль Коммунистической партии, а наоборот, провозгласила политическое равноправие всех партий;
·изменены почти все статьи 2 главы Конституции 1978 года «Экономическая система», стало признаваться многообразие форм собственности и равная их защита перед законом;
·глава 5 Конституции 1978 года «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» стала называться «Права и свободы человека и гражданина»; в новой редакции ст. 31 Конституции 1978 года провозглашалось, что права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью;
·впервые закреплены такие права человека, как право на жизнь, право на информацию, право на альтернативную военную службу, право на свободное определение своей национальной принадлежности, право на предпринимательскую деятельность, право на необходимую оборону, право на судебную защиту, а также свобода мысли и передвижения.
Начавшийся процесс перестройки, демократизация всех сторон жизни общества в правовой форме в РСФСР был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми 1989 г.
В Конституции РСФСР 1978 г. подчеркивалась преемственность идей и принципов первых трех российских конституций и их развитие на новом историческом этапе. Конституция развивала разработанные еще В.И. Лениным черты конституции социалистического типа, ленинские принципы государственного строительства. Так, в ней закреплялась установленная прежними конституциями политическая основа РСФСР — Советы. Вместе с тем их новое наименование — Советы народных депутатов — должно было символизировать построение, как казалось руководителям КПСС, общенародного социалистического государства, развитого социализма. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества.
Конституция отразила новое наименование государства. Она объявляла, что незыблемым основанием конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.
Касаясь принципа разделения властей, Конституция закрепляет его в двух аспектах: между органами законодательной, исполнительной и судебной власти и между уровнями — Российская Федерация, ее субъекты, местное самоуправление.
В Конституции также был закреплен принцип подотчетности государственных органов и должностных лиц народу.
Существенным изменениям подвергся раздел Конституции, посвященный государству и личности. На конституционном уровне были закреплены новые основы статуса личности, исходя из международно признанной и распространенной категории «права и свободы человека и гражданина». При этом на первый план выдвинуты нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека.
Ряд конституционных новелл связан с органами законодательной и исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления. В частности, в Конституцию были включены отдельные нормы, подчеркивающие приоритет представительных органов, например о том, что важнейшие вопросы решаются на заседаниях соответствующих Советов, которые могли вынести решения этих вопросов на референдум. К ведению Съезда народных депутатов РФ были отнесены ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции, утверждение республиканских программ военного строительства Российской Федерации.
Классовый характер демократии наиболее ярко выражался в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г., закреплявшей руководящую роль КПСС в политической системе общества.
При разработке Конституции РСФСР учитывался опыт конституционного творчества других социалистических стран, где в 1970-е гг. были приняты новые конституции. Некоторые положения конституций этих стран были восприняты Конституцией РСФСР 1978 г. Так, в ряде конституций (Болгария, ГДР) закреплялись собственность общественных организаций, право на жилище, которые нашли отражение и в Конституции РСФСР 1978 г.
Другой характерной чертой Конституции РСФСР 1978 г. стало расширение круга прав и обязанностей российских граждан. Развитие статуса личности при этом шло по двум направлениям.
Во-первых, в Конституцию были введены многие новые права и свободы. В их числе: право на охрану здоровья; право на жилище; право на пользование достижениями культуры; свобода творчества; право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации и критики недостатков в их работе; государственная защита семьи; право на судебную защиту и на возмещение причиненного ущерба.
Во-вторых, в Конституции РСФСР 1978 г. была укреплена взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностями. Конституция исходила из тесной связи прав граждан с их обязанностями. Обеспечение широких прав и свобод граждан РСФСР предполагает уважение каждым из них интересов общества и прав других граждан. Конституция РСФСР 1978 г. впервые закрепляла такие обязанности граждан, как: обязанность беречь природу, охранять ее богатства; всеобщее обязательное среднее образование молодежи; долг граждан заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей; обязанность уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей в российском многонациональном государстве; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
Начиная с 1989 г., в период перестройки существовавших тогда в России политической и экономической систем, в Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено более 300 поправок. Была учреждена новая система высших представительных органов государственной власти: Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР. Учрежден пост Президента РФ и Конституционный Суд РФ, проведена реформа судебной власти. Из официального названия страны и республик в составе РСФСР были исключены определения «советская» и «социалистическая», что означало отказ от социалистической модели развития страны, монопольного положения КПСС в политической системе общества, В Конституцию были включены нормы о признании частной собственности на средства производства, разделении властей, местном самоуправлении, политическом плюрализме. В содержание Конституции были включены нормы принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая значительно расширила круг прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их реализации.
Существенные изменения были внесены в федеративное устройство России. Бывшие автономные республики и ряд областей добились статуса республик в составе Российской Федерации. Повысился статус краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые стали субъектами РФ. Изменилась государственная символика России.
В результате внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. ее объем увеличился почти в два раза, она стала внутренне непоследовательным и противоречивым документом.
Измененная Конституция 1978 года все равно имела массу недостатков. Многие ее положения не соответствовали новым политическим и социально-экономическим реалиям. Среди этих недостатков серьезнейшие последствия вызвало заложенное в Конституции 1978 года противоречие между новой редакцией ст. 3 Конституции 1978 года, закреплявшей принцип разделения властей, и фактическим положением дел, когда официально высшим органом власти, правомочным решать любой вопрос оставался Съезд народных депутатов РФ, возглавлявший единую систему Советов. Т.е. продолжал действовать принцип «Вся власть Советам!» Кроме того, заложенный в Конституции 1978 года советский тип республики никаким образом не мог быть совмещен с введенным в 1991 году постом Президента РСФСР.
В переходный период — до 1993 г. — продолжала действовать Конституция России 1978 года, с ее более чем 300 изменениями и дополнениями. Постепенно она стала юридическим актом с электрически собранными нормами, нередко концептуально и содержательно противоречащими друг другу. В условиях, когда в общественном сознании формировалась идея, что Конституция и формально, и фактически является основополагающим политико-правовым актом, выстраивающим всю систему правоотношений в стране, данная Конституция не могла быть действительно основным, системообразующим законом, и более того, в известной мере становилась опасной для общества и государства.
Вывод: данные противоречия привели к противостоянию законодательной власти в лице Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета Российской Федерации и исполнительной власти в лице Президента Российской Федерации, что вылилось к осени 1993 года в глубокий конституционный кризис, закончившийся роспуском Советом всех уровней, прекращением действия Конституции России 1978 года и принятием ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.
По структуре и содержанию соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции РСФСР стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР, в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.
Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей:. Основы общественного строя и политики РСФСР (статьи 1-30)
Глава 1. Политическая система (статьи 1-9)
Глава 2. Экономическая система (статьи 10-18)
Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-27)
Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30). Государство и личность (статьи 31-67)
Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан (статьи 31-36)
Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР (статьи 37-67). Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР (статьи 68-84)
Глава 7. РСФСР — союзная республика в составе СССР (статьи 68-77)
Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика (статьи 78-81)
Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84). Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания (статьи 85-103)
Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85-90)
Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98)
Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103). Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130)
Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121)
Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи 122-130). Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (статьи 131-136)
Глава 15. Верховный Совет автономной республики (статьи 131-132)
Глава 16. Совет Министров автономной республики (статьи 133-136). Местные органы государственной власти и управления в РСФСР (статьи 137-151)
Глава 17. Местные Советы народных депутатов (статьи 137-144)
Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов (статьи 145-151). Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР (статьи 152-162)
Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР (статьи 152-157)
Глава 20. Государственный бюджет РСФСР (статьи 158-162). Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (статьи 163-169)
Глава 21. Суд и арбитраж (статьи 163-175)
Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179). Герб, флаг, гимн и столица РСФСР (статьи 180-183). Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения (статьи 183-185).
Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру:. Основы общественного строя и политики Российской Федерации (статьи 1-30)
Глава 1. Политическая система (статьи 1-9)
Глава 2. Экономическая система (статьи 10-15, 17-18)
Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-25, 26-27)
Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30). Государство и личность (статьи 31-67.11)
Глава 5. Права и свободы человека и гражданина (статьи 31-67.3)
Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации (статьи 67.4-67.11). Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации (статьи 68-84)
Глава 7. Российская Федерация — суверенное государство (статьи 68, 70, 71-72, 75)
Глава 8. Республика в составе Российской Федерации (статьи 78-81.5)
Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84.6)
Глава 9-1. Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 84.7-84.15). Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания (статьи 85-103)
Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85, 86, 86.1, 87 90)
Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98)
Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103). Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации (статьи 104-130)
Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации (статьи 104-121)
Глава 13-1. Президент Российской Федерации (статьи 121.1-121.11)
Глава 14. Совет Министров Российской Федерации (статьи 122-125, 127-130). Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации (статьи 131-136)
Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации (статьи 131-132)
Глава 15.1 Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (статьи 132.1-132.2)
Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации (статьи 133-136). Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136.1-136.6)
Глава 16-1. Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136.1-136.2)
Глава 16-2. Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения (статьи 136.3-136.6). Местное самоуправление в Российской Федерации (статьи 137-151)
Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления (статьи 138-145)
Глава 18. Местная администрация (статьи 146-150). Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 152-162)
Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации (статьи 152-157)
Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 158, 160-162). Правосудие и прокурорский надзор (статьи 163-169)
Глава 21. Судебная система Российской Федерации (статьи 163-174)
Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179). Герб, флаг, гимн и столица Российской Федерации (статьи 180-183). Действие конституции Российской Федерации и порядок ее изменения (статьи 183-185).
Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в 1978 году была принята Конституция в РСФСР, как конституции в других союзных республиках.
На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, изменялась часто и самым радикальным образом.
Конституция РСФСР 1978 г. в качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. В основу организации государственной власти Конституция формально закладывала принцип верховенства Советов, которые из Советов депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов, как органы власти общенародного государства. Фактически же Советы подменялись партийными органами КПСС. Конституция в ст.6 откровенно и прямо закрепила КПСС в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра всей политической системы, государственных и общественных организаций».
В первые 10 лет вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.
. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», как записано в ст.6 Конституции СССР 1977 года и в ст.6 Конституции РСФСР 1978 г. Это была самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл.1 Конституции СССР (в прежней — статья о партии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст.126). Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества".
Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.
. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).
. Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.
Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия.
Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных черт.
Начавшийся процесс перестройки был ознаменован законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР", принятыми в 1989 году. Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом. В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.
Отметим изменения Конституции, которые проводились поэтапно:
а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия» и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;
б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст.6, означающее конституционное признание многопартийности;
г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; допущение свободы экономической деятельности;
д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; введение института Президента.
Все вышеперечисленные изменения в Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании её сути.
Вывод: все республики, в том числе и Россия приняли декларацию о своём государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции России на основе провозглашенных в ней принципов.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря 1993 года.
Заключение
После августа 1991 года в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Начался поэтапный распад ранее существовавшей системы организации власти в стране.
Однако нельзя было сразу уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию 1978 года.
Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она уже ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех преобразований, которые осуществлялись в России. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране общественные отношения по сравнению с теми, которые существовали в Советском Союзе.
Причинами принятия новой Конституции являлись:
·издание Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»;
·распад Союза Советских Социалистических республик;
·начало радикальной экономической реформы, которая не соответствовала социалистическому укладу в экономике;
·отход в конце 80-х — начала 90-х гг. от социалистического строя;
·закрепление руководящей роли КПСС не соответствовало реальности (в 1991 г. КПСС прекратила свое существование). Реальностью стала многопартийность.
Эти причины послужили основанием для принятия новой Конституции России 1993 г.
Библиографический список
Нормативно-правовой акт
1)«Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России» (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992). «Ведомости ВС РСФСР», 1978, N 15, ст. 407.
Учебная литература
2)Авакьян С.А. Конституция России — природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. — 488 с.
3)Александрова М.А. История создания Конституции РФ // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 11. — С. 41-45.
4)Беспалый, И.Т., Полянский, В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. / И.Т. Беспалый, В.В. Полянский; Федеральное агентство по образованию. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. — 539 с.
5)Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России. Курс лекций. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
6)Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации современная версия новейшей истории государства: учеб. пособие. — Новосибирск: Наука, 2010. — 376 с.
7)Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 608 с.
8)Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций) // Правоведение. — 2002. — № 2. — С. 43-57.
9)Кутафин О.Е. Российский конституционализм. — М.: Норма, 2008. — 258с.
)Меньшов В.Л. Конституционное право России: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.- 208 с.
11)Нудненко Л.А. Конституционное право России : учебник для бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 581 с.
12)Манхрейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов вузов. — изд. 2-е, исправ. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 446 с.
13)Шувалов Е.В. Конституционное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ, 2006. — 140 с.