Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. Создание, определение функций и компетенции органов полиции в период петровских преобразований4
2. Развитие полицейских органов в связи с реорганизацией системы государственного управления во второй половине XVIII века. «Учреждения для управления губерний».10
3. Органы политической полиции при Петре I, его приемниках и Екатерине II15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ18
Выдержка из текста работы
23. Шмидт С.О., Гутнова Е.В., Исламов Т.М. Абсолютизм в странах Западной Европы и в России (опыт сравнительного изучения)// Новая и новейшая история. 1985. № 3. С. 42-58.
24. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989.
Модуль 2. Династический кризис II четверти ХVIII в. Россия эпохи дворцовых переворотов. (21 час)
Практическое занятие
Династический кризис II четверти ХVIII в. Дворцовые перевороты.
План практического занятия
1. Развитие российской государственности в послепетровский период.
2. Роль гвардии в политической жизни страны.
3. Фаворитизм в истории России.
3. Внешняя политика России 20 — 50-е гг.
Источники и литература
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986.
2. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. М., 1988.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
4. Курукин И.В. Дворцовый переворот 1741 года: причины, «технология», уроки // Отечественная история. 1997. N 5.
5. Лурье С.С. Из истории дворцовых переворотов в России XVIII века // Вопросы истории. 1965. N 7. С. 214–218.
6. Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России. Сб. док-тов и мат-лов. Л., 1991.
7. Троицкий С.М. Историография «дворцовых переворотов» в России в XVIII века // Вопросы истории. 1966. — N 2. С. 38–53.
8. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г. Петрозаводск, 1997.
9. Шмидт С.О. Внутренняя политика России середины XVIII века // Вопросы истории 1987. N 3. С. 41–58.
Модуль 3. Россия второй половины XVIII в. «Просвещенный абсолютизм». Павел I и завершение российских реформ XVIII в.
УЭ 3.2. Россия 1762-1796 гг.: «просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой.
Практическое занятие
Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в.
План практического занятия
1. Соотношение понятий “абсолютная монархия” и “Просвещенный абсолютизм”.
2. Елизавета Петровна и ее внутренняя политика.
3. Идейная основа внутренней политики Екатерины Второй.
4. Абсолютизм и дворянство во второй половине XVIII в. Расширение сословных привилегий.
5. Внешняя политика России второй половины XVIII в
Рекомендуемая литература:
1. Абсолютизм в России: Сб. статей. М., 1964.
2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1997.
3. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: борьба за наследие Петра. М., 1986.
4. Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России // Дружинин Н.М. Избранные труды. Социально-экономическая история России. М., 1987. 244-263.
5. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопр. истории. 1989. № 3. С. 62-88.
6. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.
7. Каменский А.Б. “Под сению Екатерины…”. Вторая половина XVIII в. СПб., 1992.
8. Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762-1914. М., 1995.
Модуль 4. Российская империя первой половины XIX столетия. Проблема модернизации и последующей консервации государственно-правовой и политической системы
УЭ 4.2. Проблема модернизации политической системы России первой четверти Х1Х в.
Практическое занятие
Проблема модернизации политической системы России
Первой четверти Х1Х в.
План практического занятия
1. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.
2. Идейные основы политической программы Александра
3. Отечественная война 1812 г.
4. Имперский регионализм первой четверти Х1Х в.
5. М.М.Сперанский и Сибирь.
6. Легенда о старце Федоре Кузьмиче.
Рекомендуемая литература:
1. Аракчеев: свидетельства современников. М., 2000. (Россия в мемуарах).
2. Александр Первый: Сб. М., 1998.
3. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и “общее мнение” России александровской эпохи. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1997.
4. Давыдов М.А. Оппозиция Его Величества. М., 1994.
5. Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовая общественная мысль России в начале XIX в. Саратов, 1982.
6. Мирзоев Е.Б. “Записка” Н.М. Карамзина и проекты М.М. Сперанского: два взгляда на российское самодержавие // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, История. 2001. № 1. С. 61-75.
7. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
8. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.
9. Мироненко С.В. Как Россия в начале XIX в. чуть не стала конституционной монархией // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991. С. 254-292.
УЭ 4.3. Империя в эпоху Николая I. Консервативная модернизация.
Цель:изучение особенностей развития России второй четверти XIX в.
Практическое занятие
Общественное движение 20-40-х гг. Х1Х в. в России
План практического занятия
1. 1.Особенности общественного движения и общественной мысли в России в 30-50-е гг.
2. Основные направления общественного движения .
3. С.С.Уваров и теория официальной народности, ее содержание и смысл.
4. «Философические письма» П.Я.Чаадаева.
5. «Западники» и славянофилы: варианты ответа на вопрос об исторической судьбе России.
6. Теория «общинного социализма». Кружки 30-50-х гг.
Рекомендуемая литература:
1. История России XIX в.: В 2 тт: Т. 1: Учебник для вузов (под ред. док.ист.наук, проф. Тюкавкина В.Г.) — 256 с. {Учебник для вузов} (Проскурякова Н.А., Ляшенко Л.М., Клименко А.В. и др.)
2. История России с начала XVIII до конца XIX вв.: Учебное пособие для вузов (под ред. чл.-корр. Сахарова А.Н.) — 544 с. (Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н.)
3. Русское общество 30-х гг. XIX в. Мемуары современников. — М., 1989
4. Цимбаев Н.И. Славянофильство. — М., 1986
5. Записки Б.Н.Чичерина. — М., 1991
III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карта СРС
Месяц | Учебная неделя | Кол-во часов | Учебное задание по модулю | Вид контроля | Форма отчетности | Баллы |
Модуль 1 | ||||||
Подготовка доклада / реферата по предложенным темам | текущий | Доклад / реферат | 5 – 10 | |||
Составить схему высших и центральных органов управления к 1725 г. | текущий | Письменная работа | 5 – 10 | |||
Составить рейтинг и хронологию петровских реформ | Рубежный | Письменная работа | 20 – 40 | |||
Модуль 2 | ||||||
Подготовка доклада / реферата по предложенным темам | текущий | Доклад / реферат | 5 – 10 | |||
Составить сравнительную таблицу и выставить рейтинг политики российских монархов эпохи дворцовых переворотов | Рубежный | Письменная работа | 20 – 40 | |||
Модуль 3 | ||||||
Составить рейтинг административного законодательства Екатерины Второй | текущий | Доклад / реферат | 5 – 10 | |||
Составить сравнительную таблицу «просвещенного абсолютизма» Елизаветы Петровны и Екатерины Великой | Текущий | Письменная работа | 20 – 40 | |||
Подготовка доклада / реферата по предложенным темам | текущий | Доклад / реферат | 5 – 10 | |||
Контрольная работа по предложенным вопросам | Рубежный | Письменная работа | 20 – 40 | |||
Модуль 4 | ||||||
Подготовка двух докладов/ рефератов по предложенным темам | текущий | Письменная работа | 10 – 20 | |||
Составить сравнительную таблицу и провести анализ программ первых тайных обществ (декабристов) | текущий | Письменная работа | 20 – 40 | |||
Подготовка доклада / реферата по предложенным темам | текущий | Письменная работа | 5 – 10 | |||
Составить сравнительную таблицу законодательства по крестьянскому вопросу первой половины XIX в. | рубежный | Письменная работа | 20 – 40 |