Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие государственной службы…………………………………………….4
2. Место службы в органах внутренних дел в системе государственной службы………………………………………………………………………….9
3. Правовая основа службы в органах внутренних дел…………………………9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………15
Выдержка из текста работы
Одно из центральных мест в правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Перед органами внутренних дел встают важнейшие задачи повышения уровня политического правосознания, общей и профессиональной культуры своих сотрудников.
В последние годы происходит существенное структурные изменения во всей системе правоохранительных органов в целом, в системе органов внутренних дел в частности. Поэтому, актуальность темы исследования обусловлена как научно-теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с формирование в России действенного механизма обеспечения общественного правопорядка. Актуальность темы, кроме того обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением места и роли органов внутренних дел в государственном механизме современной России. К числу наиболее дискуссионных проблем в этой области, следует отнести комплекс вопросов, касающихся определения понятия «органы внутренних дел», а также выяснения функциональных особенностей системы и ее составляющих.
Объектом исследования являются содержание и специфические особенности общественных отношений, обуславливающие правовой статус органов внутренних дел и отражающие их современное состояние.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие исследуемую область отношений, определяющие статус органов внутренних дел, системные свойства, которые закреплены в конституционном праве.
Исследованию вопросов, связанных с понятием, системой и направлениями деятельности органов внутренних дел, а также деятельностью органов внутренних дел в механизме государства посвящена следующая юридическая литература: Административная деятельность ОВД. Часть Общая и Часть Специальная: ЦОКР МВД России; Гайдов В. Б. Правоохранительная служба в ОВД РФ; Барбин В.В., Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД; и многие другие.
Целью исследования является анализ функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить понятие и систему ОВД РФ;
- изучить нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД;
- изучить место и роль ОВД в системе правоохранительных органов;
- определить основные направления деятельности ОВД;
- обосновать перспективы организационно-правового совершенствования ОВД в РФ.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные приемы и принципы познания. Конструктивно критически оценивая теорию и практику организационно-правового строительства ОВД, были использованы методы сравнительного исследования. В ходе работы использовались методы теоретического моделирования, интерпретации нормативных правовых актов.
Современная система ОВД – это целостное, сложное структурное образование, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Элементный состав, тенденции развития и особенности ОВД находятся в непосредственной зависимости от их системных качеств и свойств, обуславливающих их функциональную направленность.
Проблемы совершенствования ОВД следует рассматривать сквозь призму их социально-правового статуса, объема и дифференциации полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Таким образом, все это обуславливает необходимость общетеоретического исследования самого понятия и системы ОВД, направления деятельности в современном российском государстве и обществе.
Глава 1. Понятие и система органов внутренних дел Российской Федерации.
Характеристика правового положения Министерства внутренних дел Российской Федерации и его органов на местах позволяет рассматривать их в качестве единого субъекта права – органов внутренних дел (ОВД).
В юридической науке вопросам, касающимся понятия органов внутренних дел как субъекта правоохранительной деятельности, его правового статуса и проблемам реализации последнего, уделялось значительное внимание1. В частности, подчеркивалось, что органы внутренних дел осуществляют властные полномочия в различных сферах нередко посредством применения принудительного воздействия на участников многочисленных подконтрольных отношений. Подобная возможность субъектов применения мер принуждения с необходимостью требует четкого определения их места в современной правоохранительной системе, объема и содержания компетенции по реализации соответствующих правовых средств.
Говоря о системе ОВД, нельзя раскрыть ее без структуры. Общая структура служб и подразделений Министерства внутренних дел РФ определена в п.2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утвержденный Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., №1039, с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г.).
В систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В систему МВД также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.
При этом следует иметь в виду, что нормативно закрепленного понятия органов внутренних дел не существует. В литературе, посвященной деятельности правоохранительных органов, система органов внутренних дел рассматривается в широком и узком смысле слова.
Широкая трактовка предполагает включить в систему ОВД практически все органы государства, общественные объединения, организации и граждан, что аргументируется участие их в обеспечении управления внутренними делами1, оцениваемой в качестве одной из форм административно-политической деятельности2. Однако такое понимание трудно согласуется с тем, что органы внутренних дел являются правоохранительными3, характерной особенностью которых выступает наличие только субординационного метода правового регулирования отношений между отдельными элементами этой системы.
Критической оценки заслуживает также тезис об отождествлении органов внутренних дел с милицией, что, к сожалению, нашло свое выражение в законодательстве Российской Федерации4. В то время как в действительности понятия «органы внутренних дел» и «милиция» различаются как в смысловом, так и в функциональном плане.
Во-первых, из содержания ст. 7, 8 и 9 Закона РФ «О милиции» следует, что подразделения милиции структурно входят в соответствующий орган внутренних дел и назначение на должность их начальников (милиции) осуществляется руководителями соответствующих ОВД5, а не наоборот.
Во-вторых, отбор кадров в ОВД и милицию осуществляется по различным критериям. Это, в частности, касается возрастных ограничений. Так, на службу в милицию имеют право поступать граждане России не старше 35 лет, в то время как этот показатель для иных структур ОВД может не превышать 40 лет6.
В-третьих, в составе органов внутренних дел имеются подразделения, осуществляющие функции, не свойственные для милиции. Такими функциями являются: обеспечение системы органов внутренних дел квалифицированными сотрудниками, подготовка и переподготовка кадров, осуществляемая подразделениями кадрового обеспечения и учебными учреждениями системы МВД России; организация централизованного обеспечения ОВД техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами, реализуемая финансовыми подразделениями и подразделениями материально-технического и военного снабжения; управление и руководство деятельностью органов внутренних дел, которое возлагается на организационно-инспекторские (штабные) аппараты.
К расширенному толкованию системы органов внутренних дел можно отнести утверждения ряда авторов о включении в их состав внутренних войск МВД России1. Представляется, что данная позиция недостаточно аргументирована. Деятельность внутренних войск регулируется самостоятельным Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»2. Их задачи отличаются от тех, которые решают ОВД (за исключением охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности)3. Личный состав внутренних войск осуществляет военную службу, а не правоохранительную, как сотрудники органов внутренних дел. Следовательно, данные лица приобретают статус военнослужащих, который отличается от статуса сотрудников органов внутренних дел.
Важным также представляется и то, что в соответствии с указанным выше Федеральным законом внутренние войска решают задачи совместно с органами внутренних дел4, а не в их составе.
Аналогичным образом решен вопрос о следственных подразделениях МВД России, которые на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»5 выведены из органов внутренних дел. Однако ряд авторов по-прежнему включает их в структуру ОВД6.
Таким образом, на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов система органов внутренних дел представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. При этом, как справедливо отмечает А.Г. Спиркин, все элементы настолько тесно связанны друг с другом, что вступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое1.
Действительно, органы внутренних дел относятся к органам отраслевого государственного управления (или органам специальной компетенции), по порядку образования – к производным, по способу принятия решения – к едино-начальным, по срокам полномочий – к постоянным и т. д. Но когда очевидные оценки исчерпаны, то оказывается, что сущностную характеристику органов внутренних дел дать весьма непросто.
В качестве общей тенденции следует отметить последовательное сужение сферы их деятельности, освобождение от функций, не отвечающих их прямому назначению. Тем не менее до настоящего времени они продолжают оставаться многоотраслевыми. Хотя периодически все же поднимается вопрос о перераспределении функций, передаче тех или иных звеньев системы органов внутренних дел другим органам (ИТУ, Госпожнадзор, Наркоконтроль и др.).
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, следует более детально охарактеризовать саму сферу внутренних дел.
Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства. Наименование рассматриваемой сферы носит традиционный характер и отражает ее исторически сложившееся содержание. Сфера внутренних дел является многоструктурной. Она включает в себя ряд сложных групп общественных отношений, которые связанны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Каждая из таких групп является составной частью рассматриваемой сферы, и лишь в совокупности эти группы дают представление о сфере внутренних дел государства в целом.
Существующая взаимосвязь указанных общественных отношений, их специфика позволяют объективно рассматривать сферу внутренних дел как самостоятельный объект государственного управления, т. е. комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы.
Как уже было замечено, наряду с различными государственными органами специальными субъектами управления в данной сфере являются органы внутренних дел, возглавляемые МВД России.
При выполнении своих функций органы внутренних дел и их структурные элементы (звенья) вступают в управленческие и иные отношения. При рассмотрении системы данных органов в управленческом плане, обнаруживается закономерность, связанная с их способностью проявлять себя в двух ролях: как управляющих субъектов, так и управляемых объектов.
Управление осуществляется как внутри самой системы ОВД, с целью обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений в решении стоящих перед ними задач, так и во внешней сфере во взаимоотношениях ОВД с гражданами, предприятиями и организациями. Представляется важным подчеркнуть внешне властный характер полномочий ОВД, поскольку они предоставлены им для управления субъектами, не состоящими с ним в иерархических связях. В этом проявляется одна из основных особенностей правоохранительных отношений с участием органов внутренних дел, выражающихся в юридическом неравенстве сторон1.
Система органов внутренних дел построена по двум критериям: административно-территориальному и функциональному. Так, главное управление МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, сформированы с учетом административно-территориального критерия, а управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, окружные управления материально-технического и военного снабжения – с использованием критерия функционального.
Целостность системы ОВД объясняется общими задачами и функциям, закрепленными за ними действующим законодательством. При этом задачи ОВД представляют собой круг тех вопросов, которые требуют своего непосредственного повседневного решения и направлены на достижения основной цели – защиты от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства.
В решении этих задач участвуют все звенья органов внутренних дел, которые можно классифицировать в зависимости от масштаба обслуживаемой территории и специфики обслуживаемых объектов на федеральные, региональные, ОВД по субъектам РФ и местные органы внутренних дел; органы внутренних дел на транспорте; органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах2.
Анализ юридической литературы и законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие элементы сущности и содержания органов внутренних дел:
- принадлежность к государственным органам исполнительной власти;
- системность в их построении;
- цель, связанная с защитой интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, являющей понятия «внутренние дела»;
- осуществление деятельности в сфере внутренних дел;
- возможность применения мер принуждения, в том числе с использованием специальных средств и огнестрельного оружия, для выполнения стоящих перед ними задач.
Рассмотрев все перечисленные признаки в совокупности, можно вывести следующее определение: органы внутренних дел (как специальные субъекты правоохранительной деятельности) представляют собой возглавляемую МВД России систему органов исполнительной власти и их подразделений, осуществляющих публичные функции в сфере внутренних дел и наделенных в установленных законом случаях полномочиями по применению принудительных мер воздействия на участников контролируемых правоотношений1.
Необходимым элементом правового статуса любого государственного органа, в том числе органа внутренних дел, является его компетенция.
При этом каждый орган внутренних дел, ровно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т. е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств, составляющих их элементов2. Так, управления (отделы) уголовного розыска, управления (отделы) государственной инспекции безопасности дорожного движения и другие подразделения имеют свои задачи и функции. Однако лишь МВД как целостная система способно решить задачи, возложенные на органы внутренних дел в полном объеме.
Система органов МВД представляет собой сложную, одновременно управляющую и управляемую социальную систему , включающую в себя в качестве элементов несколько порядков подсистем, в рамках которых управление осуществляется на различных уровнях. Сколько бы порядков систем не насчитывало то или иное образование, функционирующее в рамках единой системы МВД, нижний уровень управления непременно будет «обслуживать» сферу внешних управленческих воздействий и будет направлен на решение уже не собственно «управленческих», а сугубо служебных задач, решаемых органом внутренних дел или каким-либо из его структурных подразделений3.
Таким образом, поскольку каждый орган внутренних дел любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой.
Функциональное назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создается орган внутренних дел. Задачи, стоящие перед органами внутренних дел, определяют их компетенцию, которая в свою очередь находит выражение в правовом положении данных органов. Так, по отношению к органу исполнительной власти общей компетенции республики в составе РФ, республиканское Министерство внутренних дел является управляемой системой. В то же время оно само осуществляет управление входящими в его структуру элементами – отделами внутренних дел по городу, району либо иному муниципальному образованию.
Необходимо отметить, что в настоящее время претерпел существенные изменения такой важный принцип организации деятельности органов внутренних дел, как двойное подчинение (по вертикали – вышестоящему органу внутренних дел, а по горизонтали – местному органу представительной власти и местной администрации).
Это выражается, в частности, в назначении руководителей органов внутренних дел п субъекту РФ и их заместителей, руководителей криминальной милиции и следственных подразделений данного уровня, а также руководителей иных подразделений ОВД, должности которых отнесены к разряду высшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно Президентом РФ без значимого участия органов местной власти.
По сути, о двойном подчинении можно вести речь лишь в отношении подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых из местных бюджетов и формируемых на местном уровне. При этом следует иметь в виду, что аппараты управления такими подразделениями финансируются из федерального бюджета и к местной милиции не относятся (например, УГИБДД и УЛРР ГУВД по г. Москве).
Структура механизма двойного подчинения органов внутренних дел характеризуется преобладанием в ней линии ведомственного подчинения. Централизация – ведущее начало в управлении правоохранительной деятельностью органов внутренних дел1. Это вызвано необходимостью сосредоточения руководящих функций в руках профессионально подготовленных должностных лиц, проведения в жизнь единых требований центра, установление единых основ в деятельности всех подразделений органов милиции, осуществления квалифицированного ведомственного контроля за их работой. Место ОВД в системе органов государственной власти, как уже было указанно выше, определяется спецификой их организации и деятельности, опосредованной правовыми нормами.
На сегодняшний момент решена одна из главнейших задач – создана основа новой нормативной правовой базы функционирования органов внутренних дел, которая по своим главным чертам принципиально отличается от прежней – союзной. Это касается всех видов деятельности ОВД.
Прежде всего, следует заметить, что единого нормативного акта, который регулировал бы подобную сферу, не существует, так как невозможно одним документом охватить весь спектр разноплановой внутриорганизационной и внешней административной работы органов внутренних дел. Таких нормативных правовых актов – огромное количество. Причем приняты они не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях, носят как законодательный, так и подзаконный характер.
Глава 2. Основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
2.1. Административная деятельность.
Административная деятельность – это наиболее объемная составная часть деятельности органов внутренних дел, осуществляемая подразделениями, службами и сотрудниками с помощью различных административно-правовых методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами, в том числе гражданами, по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод. В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое мнение занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многое из них. Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, органы внутренних дел создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими прав на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т. д. Органы внутренних дел обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений.
Обеспечение порядка и безопасности граждан в условиях функционирования железнодорожного, воздушного и водного транспорта имеет свои особенности. Здесь осуществляется надзор за соблюдение правил, действующих на объектах транспорта, пресечение их нарушений, применение мер воздействия к нарушителям. Применяются и специальные меры, направленные на охрану жизни, здоровья, имущества граждан (например, комплекс мероприятий по предупреждению различных происшествий, провоза запрещенных предметов и веществ, случаев захвата и угона самолетов, террористических актов). Необходимость обеспечения безопасности полетов воздушных судов сосредоточивает усилия органов внутренних дел на предупредительных мерах, включая досмотр пассажиров перед вылетом.
Органам внутренних дел принадлежит особая роль в обеспечении порядка и безопасности в ситуациях чрезвычайного характера: во время стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, вооруженных межнациональных конфликтов, террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии органами внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты. Еще более возрастает значение деятельности этих органов в данной сфере в условиях установления специального правового режима чрезвычайного положения. Профессиональная деятельность органов внутренних дел по обеспечению порядка и безопасности в особых, экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, спасти людей, не допустить совершения тяжких преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и в конечном счете гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов. Подтверждение тому – деятельность сотрудников органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Административная деятельность органов внутренних дел проявляется и в других, более конкретных формах (например, деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения)1. Сотрудники этой службы, контролируя соблюдение Правил дорожного движения и регулируя его, осуществляют регистрацию, учет автомототранспортных средств и надзор за их техническим состоянием, оценивают подготовку водителей, обеспечивают правильное осуществление прав и обязанностей участников дорожного движения, что означает в свою очередь безопасность реализации права собственности на транспортное средство, права на жизнь, здоровую окружающую среду и др.
Органы внутренних дел, осуществляя административную деятельность, охраняют личное имущество граждан, другие формы собственность. Эту работу на основе договора выполняют подразделения службы вневедомственной охраны2. На охрану и защиту прав граждан направлены и иные виды административной деятельности органов внутренних дел, в частности выдача разрешений (лицензий) на право приобретения и хранения огнестрельного оружия3.
Самостоятельный вид административной деятельности органов внутренних дел образуют мероприятия по организованному и правовому содействию в реализации и защите определенных прав личности. К ним традиционно относятся розыск без вести пропавших лиц и родственников, с которыми человек утратил связь; оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии; хранение находок и возврат их собственникам; содействие в бытовом и трудовом устройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы и т. д. Эта деятельность нередко не редко именуется обслуживание населения.
Имеются и другие особенности в осуществлении органами внутренних дел мероприятий организационного характера. Например, на МВД возложена специальная обязанность по охране материальных ценностей в местах прибытия российских граждан, эвакуированных из зарубежных государств4. В целом же возложение на эти органы функций, непосредственно не относящихся к борьбе с преступностью, обосновывается тем, что название органы чаще любых других структур оказывается в ситуациях необходимости оказания кому-либо помощи, а так же контактируют с гражданами, вследствие, круглосуточного режима работы; имеют широкие возможности в области информации, использования средств связи и транспорта; могут быть быстро мобилизованы; воспринимаются населением как всегда способные прийти на помощь.
2.2. Оперативно-розыскная деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность является не менее важным направление работы органов внутренних дел.
Оперативно-розыскная деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств1.
К задачам оперативно-розыскной деятельности относят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование документов и предметов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Организация и тактика проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий регламентируется нормативными актами МВД России и иных государственных органов, уполномоченных на это федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, органа дознания; указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве: ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершивших, если нет достаточно данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; и некоторое другое.
Органы внутренних дел вправе для решения задач оперативно-розыскной деятельности создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Факт заведения дела оперативного учета не является основание для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранить в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Закон запрещает проводить оперативно-розыскные действия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать в негласное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступлений не доказана в установленном порядке, храниться один год, и затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.
При нарушении органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии в законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного ущерба.
2.3. Уголовно-процессуальная деятельность.
Уголовно- процессуальная деятельность органов внутренних дел занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Она основана на требованиях уголовно-процессуального законодательства и осуществляется по трем направлениям. Первое из них – это производство по делам, по которым предварительное следствие обязательно. К ним относятся большинство преступлений против жизни, здоровья, свободы, собственности, политических и экономических прав граждан. Органы внутренних дел при поступлении к ним заявления, сообщения о преступлении возбуждают уголовное дело и затем производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей).
В целях закрепления законности в собственной деятельности о начатом дознании сообщается прокурору. После проведения неотложных следственных действий уголовное дело передается в следственные органы не позднее 10 суток со дня его возбуждения. При необходимости могут осуществляться оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление.
Второе направление связанное с деятельностью органов внутренних дел по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (например, делам о хулиганстве, связанном с посягательством на личность, ее здоровье, честь, достоинство). По таким делам расследование ведется в полном объеме, начиная с возбуждения уголовного дела, проводятся все требуемые следственные действия, составляется обвинительное заключение, и тем самым обеспечивается защита прав граждан, нарушенных в результате преступлений.
Третьим направление деятельности органов внутренних дел в данной сфере является исполнение определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя а производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а так же оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.
2.4. Предупредительная работа.
Важное место в деятельности органов внутренних дел занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Профилактические мероприятия, осуществляемые в процессе управления внутренними делами, состоят из мер общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Индивидуальные профилактические меры применяются непосредственно к личности с антиобщественными установками и ориентациями с целью убедить ее в необходимости законопослушного поведения.
В процессе профилактики органами внутренних дел предупреждаются также несчастные случаи, вредные и общественно опасные последствия, возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях.
Глава 3. Государственная политика совершенствования правового регулирования в сфере внутренних дел.
Государственная правовая политика в сфере внутренних дел
основывается на политико-правовой доктрине Российской Федерации,
демократических принципах построения общества и правового государства
и призвана выработать эффективные подходы к правовому обеспечению
сферы внутренних дел1.
Для достижения указанной цели необходимо:
1) повышать перспективность и научную обоснованность
государственной правовой политики в сфере внутренних дел;
2) определять наиболее эффективные средства реализации
государственной правовой политики в сфере внутренних дел;
3) выявлять несоответствия отдельных направлений правового
обеспечения сферы внутренних дел потребностям и ожиданиям общества, а
также внутренние противоречия в организации и подходах к правовому
обеспечению сферы внутренних дел;
4) вырабатывать прогнозы потребностей в правовом обеспечении сферы
внутренних дел;
5) разрабатывать предложения по совершенствованию государственной
правовой политики в сфере внутренних дел, предусматривающие, в том
числе, разработку частных концепций правового обеспечения сферы
внутренних дел, деятельности органов внутренних дел и внутренних
войск;
6) обеспечивать средствами нормативно-правового регулирования
действие механизмов проведения административной реформы в части,
касающейся системы МВД России.
Повышение качества нормативно-правового регулирования имеет своей
целью построение целостной, структурированной, взаимосогласованной
системы нормативных правовых актов, которая позволит оптимизировать
деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.
Для достижения указанной цели необходимо:
1) совершенствовать нормативно-правовое регулирование обеспечить безопасность граждан, соблюдать и защищать их права и
законные интересы;
2) расширять нормативно-правовое регулирование в области
обеспечения защиты конституционного строя и государственной
целостности Российской Федерации;
3) дальнейшее развитие правовых основ противодействия наиболее
опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму,
организованной и транснациональной преступности, коррупции, а также
незаконному обороту наркотиков;
4) развивать правовое обеспечение процессов профилактики
правонарушений, участия в ней государственных органов, органов
местного самоуправления и населения;
5) усиливать правовые средства государственного контроля за
оборотом оружия, взрывчатых веществ;
6) совершенствовать правое нормы уголовного и
уголовно-процессуального законодательства, законодательства об
административных правонарушениях;
7) обеспечивать развитие правовых основ оперативно-розыскной
деятельности;
8) совершенствовать правовое обеспечение сферы безопасности
дорожного движения;
9) повысить качества правового обеспечения внутрисистемных
процессов в органах внутренних дел и внутренних войсках.
Заключение.
Прогрессивное развитие российского государства зависит от стабильности отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.
Из вышеперечисленного мною, следует, что органы внутренних дел – это возглавляемая МВД России система органов исполнительной власти и их подразделений, осуществляющих публичные функции в сфере внутренних дел и наделенных в установленных законом случаях полномочиями по применению принудительных мер воздействия на участников контролируемых правоотношений.
Система органов МВД представляет собой сложную, одновременно управляющую и управляемую социальную систему , включающую в себя в качестве элементов несколько порядков подсистем, в рамках которых управление осуществляется на различных уровнях. Сколько бы порядков систем не насчитывало то или иное образование, функционирующее в рамках единой системы МВД, нижний уровень управления непременно будет «обслуживать» сферу внешних управленческих воздействий и будет направлен на решение уже не собственно «управленческих», а сугубо служебных задач, решаемых органом внутренних дел или каким-либо из его структурных подразделений.
Деятельность органов внутренних дел имеет следующие направления:
- административная;
- оперативно-розыскная;
- уголовно-процессуальная;
- предупредительная (профилактическая).
Деятельность органов внутренних дел направлена на выполнение следующих задач:
- разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- охрана общественного порядка;
- безопасность дорожного движения;
- государственный контроль за оборотом оружия;
- государственная охрана имущества и организаций;
- Предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также административных правонарушений.
Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют: Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
Целесообразно заметить, что в последние годы произошло существенное обновление законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, что послужило необходимой правовой базой для реформирования института государственной службы и системы в целом в органах внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации 1993 г.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2010.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. М., 2010.
- «Об оружии» Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.
- «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» Федеральный закон от 6 февраля 1996 г. № 27-ФЗ.
- «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ.
- «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
- Закон о милиции Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026 -1 с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2010 г.
- Положение о службе в ОВД от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2010 г.
- «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» Постановление РФ от 30 декабря 1994 г. № 1451.
- Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
- Приказ МВД России от 4 августа 2006 г. №609 «Об организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».
Основная литература:
- Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
- Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
- Барбин В.В., Бутылин В.Н., Гончаров И. В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
- Гайдов В. Б. Правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Зерцало-М, 2003 г.
- Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. – М., 1988.
- Мищенко А.А. Правовой статус начальника как основного субъекта управления горрайорганом внутренних дел: Дисс. …канд. юрид. наук. – М.: Академия МВД ССР, 1989 г.
- Журавлев Н.Н. Конституционно-правовое регулирование нормотворческой деятельности органов внутренних дел // Роль органов внутренних дел в формировании правового государства. – М. 1991 г.
- Рудяков Н.М, Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов. – Хабаровск: ВШ МВД СССР, 1990 г.
- Герасимов А.П. Закономерности управления правоохранительной деятельностью. – М., 1988 г.
1 См.: Ямпольская Ц.А. Субъекты советского права: дисс. … д-ра юрид. Наук – М., 1958; Мицкевич А.В. Субъекты советского права. – М., 1962; Бахрах Д. Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. №2; Никифоров М.В. Граждане как субъекты административного права: Афтореф. дисс. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000; Виссаров А. В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. – М., 2003.
1 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. – М.: МЮИ МВД РФ, 1996, С. 12; Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. – М.: Московская академия МВД РФ, Щит – М, 2001. С. 12.
2 См.: Алехин А.П., Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М: Зерцало – М, 2003, С. 29-33, 117, 556-557.
3 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. – М.: Московская академия МВД РФ, Щит – М, 2001. С. 3.
4 Так, в гл. 23 КоАП РФ среди органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ст. 23.3 КоАП РФ выделяет ОВД, или милицию.
5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. №214-О «По запросу Главы администрации Псковской области о проверке конституционности отдельных положений ст. ст.7, 8 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции».
6 См.: ст. 19 Закона РФ «О милиции» и ст. 8 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202 -1.
1 См.: Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000, С. 368; Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. О.А. Галустяна, А.П. Кизлыка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2005. С. 170.
2 СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
3 В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на внутренние войска возлагаются следующие задачи: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации.
4 См.: ст. 2 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
5 СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.
6 См.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова: В 2 ч. Ч. 1. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 54.
1 См.: Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. – М., 1988. С. 179.
1 Эта особенность административно-правовых отношений детально обоснованна Ю.М. Козловым (см.: Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. – М., 1967).
2 В учебной литературе встречается другая позиция по вопросу о системе органов внутренних дел (см.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П, Сальникова: В 2 ч. Ч. 1. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 53-54).
1 Целесообразность законодательного закрепления понятия органов внутренних дел уже обосновывалась учеными (см.: Мищенко А.А. правовой статус начальника как основного субъекта управления горрайорганом внутренних дел: Дисс. …канд. юрид. наук. – М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 15, 117, 118; Журавлев Н.Н, конституционно-правовое регулирование нормотворческой деятельности органов внутренних дел // Роль органов внутренних дел в формировании правового государства. – М.: 1991. С. 238.; Рудяков Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. – Хабаровск: ВШ МВД СССР, 1990. С. 41 и др.).
2 См.: Основы управления в органах внутренних дел. – М., 1988. С. 40.
3 См.: Туманов Г.А. Организация управления в сфере общественного порядка. – М., 1972. С. 94-95.
1 См.: Герасимов А.П. Закономерности управления правоохранительной деятельностью. – М., 1988. С. 75.
1 См.: Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
2 См.: Приказ МВД России от 4 августа 2006 г. № 609.
3 См.: Ред. Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ.
4 См.: Постановление от 30 декабря 1994 г. № 1451.; разд. 6.
1 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».
1 См.: Приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 5 «Об утверждении основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства Внутренних Дел Российской Федерации на 2007-2017годы».