Содержание
1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина…….3
2. Психическое развитие в младенчестве……………………………………………..6
3. Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте……………………………10
4. Развитие потребностно-мотивационной сферы подростка………………………13
5. Становление морального сознания и мировоззрения в юношеском возрасте…14
Список используемой литературы……………………………………………………17
Выдержка из текста работы
Первый год жизни ребенка разделяют на два периода: новорожденности и младенчества. Период новорожденности — это промежуток времени, когда ребенок физически отделен от матери, но связан с ней физиологически и длится он, от рождения до появления «комплекса оживления» (в первые 4–6 недель). Младенчество, в свою очередь, охватывает период длительностью с первых 4–6 недель жизни до одного года.
Младенчество — это период, когда ребенок переходит от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния, к активному, развивается и становится интенсивным и веселым. Он быстро учится устанавливать зрительный контакт со взрослым, хватать предметы, а затем и манипулировать ими. Малыш начинает исследовать и рассматривать окружающий его мир в ближайшем пространстве; ощупывает предметы руками, тянет их в рот и таким способом знакомится с ними; начинает прислушиваться и искать источник звука; он беспрестанно манипулирует всеми предметами, что попадаются под руку. Ребенок довольно быстро развивается и становится способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом — человеческими способами. При этом, в его действиях прослеживается закономерность, он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и вести себя определенным образом, начинает различать отдельные слова, обозначающие предметы и значимых людей.
Младенчество является началом пути, началом становления первичных и вторичных свойств индивидной организации человека. Этот период характеризуется созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия со взрослыми. Чрезвычайно важное значение имеет среда обитания, а также активное участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка, которые обогащают содержание детского сознания и помогают в развитии двигательных структур.
1.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
В первый год жизни ребенка происходит становление эмоциональных контактов с окружающими людьми, развиваются зрение, слух, восприятие, речь, память, мышление.
Поскольку зрение является одним из главных органов чувств человека, оно начинает развиваться в первую очередь. Ребенок может сосредоточить взгляд на предмете только в течение короткого промежутка времени, после второго месяца жизни такое сосредоточение становится более длительным. У ребенка появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца он занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда сыт и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих его предметов, но зрение все еще остается слабым.
К трем месяцам отмечается более высокий уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения на одном предмете может достигать 7–8 минут. Он начинает различать формы предметов, может некоторое время, следить за их перемещением. Налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может тянуться к лицу, хлопать в ладоши. Большинство новорожденных, уже к концу 3 месяца, способны переворачиваться на бок или на животик. С каждым днем жизни у детей формируются новые навыки и умения, детки меньше времени спят, и все больше пытаются познавать мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у родителей, поскольку это позволяет увидеть больше интересного в окружающем мире.
Как правило, к 4 месяцам ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает. В этом возрасте любимая игрушка малыша – это он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где он находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе ручки и попеременно играть каждой из них.
Одной из важнейших особенностей данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде родителей, ребенок выражает свою радость не только улыбкой, родители впервые слышат его смех. Он реагирует на их внимание, радуется разговорам и играм, активно пытается что-то сказать. Все это – признаки желания и готовности к общению с окружающими.
Отечественный психолог А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом:
— в возрасте 3 месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений,
— а дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве [3]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего выше изложенного следует, что младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослыми, открывает зрительно свои руки, научается хватать предметы, а затем и манипулировать ими.
Ребенок исследует и рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве, ощупывает предметы руками, тянет их в рот и знакомится с предметами таким младенческим способом. Он прислушивается и ищет источник звука. Ребенок беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими взрослыми, а также начинает испытывать тревогу при виде незнакомого ему человека.
Фактически от существа асоциального, младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающий мир улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, повторяющиеся ситуации, слова, обозначающие предметы, и значимых для него людей, ребенок начинает проявлять себя определенным образом.
В итоге, младенчество – это период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время огромный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца. Ребенка, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться и переживать при появлении близких ему людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., 2003.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М: Издательство «Педагогика», 1986
4. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. М., 1996.
6. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
7. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. М., 2004.