Выдержка из текста работы
Понятия и подходы к определению продукции с точки зрения маркетинга и производства различны. С точки зрения маркетинга продукт, товар — это набор свойств, которые обеспечивают человеку получение определенных выгод за его деньги.
В понятие товар в маркетинге включают не только изделие, но и все остальные его составляющие, такие как цвет, внешний вид (дизайн), специфическая упаковка, марочное название, этикетка.
В маркетинге используют следующие характеристики товара:
— собственно товара (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция, наличие дефектов);
— рыночные (цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки, привлекательность);
— потребления (прочность, простота ухода, срок замены)
Производственные характеристики
В производстве используют технические параметры, и характеристики продукции (размеры, качество и материал, из которого производят товар, плотность, масса, прочность)
Номенклатура показателей качества, используемых при оценке характеристик товаров на определенных стадиях, установлена соответствующими ГОСТами. В них показатели качества и характеризующие их свойства делятся на следующие: назначения (в том числе надежности, долговечности), эргономические (в том числе гигиенические), эстетические, стандартизации и унификации.
При анализе товароведных характеристик товаров надо изучить потребительские свойства товаров.
— Строение, структура и состав
— свойства (линейная плотность, разрывная нагрузка, жесткость, относительное удлинение, устойчивость окраски к физико-химическим воздействиям)
— общая характеристика (износостойкость, гигиенические свойства, физико-химическая устойчивость, прочность, термостойкость)
Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере они участвуют в процессе производства, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров: материалы и детали, капитальное имущество и вспомогательные материалы и услуги (см. рис. 1).
2. Экспертные методы оценки функций продукции
Методы индивидуальных экспертных оценок основаны на высказанном мнении экспертами независимо друг от друга, и использование этих мнений как конечного результата экспертизы.
В стоимостном анализе выделяют следующие экспертные методы оценки продукции:
Экспертные методы делятся на группы:
1. по степени охвата экспертизы:
o индивидуальные
o коллективные;
2. По характеру обработки результатов
o Без математической обработки
o С математическим аппаратом
3. По возможности автоматизации
o Безмашинные
o С применением машин.
Среди индивидуальных методов при проведении ФСА используются метод попарного сравнения и метод расстановки приоритетов. Результаты оценки представляются в виде матрицы.
Прежде всего, необходимо выбрать критерий оценки, затем в разрезе каждого критерия попарно сравниваются все варианты исполнения изделия. Далее определяется комплексный приоритет по формуле:
, где
B — относит приоритет (значимость j-критерия)
P — относит приоритет J-варианта по J-критерия
n — кол-во критериев
Для получения более точных данных при проведения ФСА используется метод коллективной экспертизы. К участникам экспертизы предъявляются следующие требования:
· Высокий уровень общей эрудиции
· Глубокие знания в области оценки
· Способность к адекватному восприятию и отображению объекта
· Наличие научного интереса, оцениваемого объекта
· Наличие производственного или исследовательского опыта по данной проблеме.
Основные этапы проведения коллективной экспертизы.
· Формировании экспертной группы
· определение компетентности экспертов
· Вычисление репрезентативности
· Получение индивидуальных суждений эксперта
· Определение обобщенного коэффициента мнений экспертов
· Оценка степени согласованности мнений экспертов
Компетентность эксперта определяется степенью его осведомленности по данному вопросу.
Источники аргументации при определении компетентности эксперта
· Проведенный теоретический анализ
· Производственный опыт
· Обобщение работ зарубежных и отечественных авторов
· Интуиция
3. Провести анализ и составить матрицу функций изделия
(авторучка)
Провести анализ и составить матрицу функций авторучки чернильной.
Первоначально необходимо определить внешние функции выполняемые объектом анализа.
Главная: Оставлять след на бумаге (F1)
Второстепенные: Использовать вместо указки (F2)
Использовать вместо закладки (F3)
Далее для полного анализа необходимо составить структурную и функциональную модели ручки чернильной.
1) Структурная модель
Для построения функциональной модели необходимо составить таблицу выявления функций элементов ручки чернильной:
Наименование элемента |
Наименование функции |
Индекс функции |
Вклад элемента в выполнение функции |
|
Стержень |
Способствует написанию Передает чернила из трубки Отмеряет необходимое количество |
F11 F111 F112 |
0,6 0,4 |
|
Трубка от стержня |
Способствует написанию Хранит чернила Фиксирует пружину |
F11 F113 F114 |
1 |
|
Шарик |
Способствует написанию Рассеивает чернила на бумагу |
F11 F115 |
1 |
|
Нижняя часть корпуса |
Создает форму Создает удобство пользования |
F12 F121 |
1 |
|
Верхняя часть корпуса |
Создает форму Создает удобство пользования |
F12 F121 |
1 |
|
Кольцо |
Создает форму Соединяет две части |
F12 F122 |
1 |
|
Шток |
Создает удобство использования Удерживает стержень в нужном положении |
F13 F131 |
1 |
|
Пружина |
Создает удобство использования Поддерживает стержень |
F13 F132 |
1 |
2) Функциональная модель
I уровень — главные и второстепенные функции
II уровень — основные функции
III уровень — вспомогательные функции
3) Функционально-структурная модель (Авторучки)
Элементы |
Функции |
F1 |
F2, F3 |
||||||||
F11 |
F12 |
F13 |
|||||||||
F111 |
F112 |
F113 |
F114 |
F115 |
F121 |
F122 |
F131 |
F122 |
|||
Стержень |
X |
X |
|||||||||
Трубка от стержня |
X |
X |
|||||||||
Шарик |
X |
||||||||||
Нижняя часть корпуса |
X |
||||||||||
Верхняя часть корпуса |
X |
||||||||||
Кольцо |
Х |
||||||||||
Шток |
Х |
||||||||||
Пружина |
Х |
4) Определить удельный вес каждого структурного элемента в себестоимости изготовления изделия.
6. Сопоставляем значимость функций с затратами на их реализацию. Построим функционально-стоимостную диаграмму. Определим несоответствие затрат.
0.1 0.04 0.03 0.03 0.2 0.05 0.15 0.02 0.28
10% 5% 5% 10%
100%
Как видно из диаграммы, корпус занимает в себестоимости ручки больший объем, чем несет в себе функциональной нагрузки — разница составляет 30%.
Пружина же, наоборот, при 5% в себестоимости несет 15% функциональной нагрузки ручки.
7. Сформулируем предложения по совершенствованию изделия и снижению затрат.
Идея, подлежащая обработке |
Достоинства |
Недостатки |
Принимаем- не принимаем |
|
1.Удешевить материал изгот-ия 2. Изменить дизайн 3. Изменить количество стержней |
Снизится себест-ть Увеличится привлекательность Увеличится привлекательность, спрос |
Изменится технология Изменится технология Увелич-ся себест, изменится технология |
+ + +- |
Список использованных источников
1. Акулич И.Л. «Маркетинг» Мн.: Выш. школа., 2002. 447с.
2. Евдокимов Ф.И. Гавва В.М.«Азбука маркетинга» Д.: Сталкер, 1998. 432 с
3. Влчек Р. Функционально-стоимостной анализ в управлении: Сокр.пер. с чешского.-М.. Экономика, 1986-176 с.