Выдержка из текста работы
Актуальность работы. Спортивная практика последних лет со всей убедительностью свидетельствует о том, что дальнейшее совершенствование спортсмена, специализирующегося в каком-нибудь виде спорта, требует непрерывной круглогодичной тренировки. Эта круглогодичная спортивная тренировка разделяется на отдельные периоды, во время которых интенсивность тренировочной нагрузки, соотношение общей физической и специальной подготовки, а также методы и средства подготовки и тренировки спортсмена существенно различаются между собой. В особенности полезной для овладения любым видом борьбы является борьба греко-римского стиля (неспроста она ранее именовалась «классической»). Объясняется этот факт тем, что правила соревнований вынуждают спортсменов бороться в плотном захвате, а это предопределяет использование бросков, реализуемых за счет грудной моторики, обеспечивающей базовые для всех видов борьбы движения туловищем.
Цель работы состоит в изучении периодизации спортивной тренировки.
Достижение цели работы предполагает решение ряда исследовательских задач:
1) описать развитие спортивной формы как отправное начало периодизации тренировки;
2) рассмотреть календарь спортивных соревнований и сезонно-климатические условия как факторы, влияющие на построение периодов спортивной тренировки;
3) охарактеризовать особенности построения тренировки в средних, малых и больших циклах;
4) исследовать периодизацию спортивной тренировки на примере греко-римской борьбы.
Объектом изучения в работе выступает особенности построения спортивной тренировки.
Предметом исследования является периодизация спортивной тренировки.
Степень изученности темы. Основой для написания нашей работы послужили труды в области методики физического воспитания Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. Вопросам спортивной тренировке в борьбе посвящены работы И.И. Иванова, А.С. Кузнецова, Р.В. Самургашева, А.П. Купцова, Е.М. Чумакова и др.
Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и обзора литературы.
1. Теоретические основы периодизации спортивной тренировки
1.1. Развитие спортивной формы как отправное начало периодизации тренировки
Спортивная форма ― это «состояние спортсмена на том этапе развития тренированности, когда он подготовлен к показу наиболее высоких спортивных результатов в своем виде спорта» [8, с. 46]. Спортивную форму нельзя рассматривать как неизменное, застывшее состояние. Спортивная форма ― переменчивый процесс спортивного совершенствования, представляющий собой чередование трех фаз: 1) приобретения, 2) сохранения (относительной стабилизации) и 3) временной утраты спортивной формы.
С психологической точки зрения спортивная форма характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быстрее протекают психические процессы (реакции, восприятие, ориентировка, принятие решения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля и управления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах, спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое, жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственной деятельности («чувство лыж», «чувство воды», «чувство планки» и т.д.). В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.
Наиболее общим показателем состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнованиях. Анализ спортивных результатов позволяет судить об уровне спортивной формы в динамике ее изменения в годичном цикле тренировки.
Первая фаза (приобретение спортивной формы) включает в себя два этапа. На первом этапе ― формирования и развития предпосылок спортивной формы ― происх……
Обзор литературы
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков. ― М.: Академия, 2009. ― 386 с.
2. Грачев, О.К. Физическая культура студента / О.К. Грачев. ― Ростов-на-Дону: МарТ, 2009. ― 464 с.
3. Донской, Д.Д. Биомеханика / Д.Д. Донской. — М. : Просвещение, 2005. — 239 с.
4. Иванов, И.И. Греко-римская борьба / И.И. Иванов, А.С. Кузнецов, Р.В. Самургашев, Ю.А. Шулика. ― Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. ― 796 с.
5. Изуткин, Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. Изуткин. // Здравоохранение. — 2007. — № 11. — С. 8-11.
6. Конева, Е.В. Физическая культура / Е.В. Конева. ― Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. ― 361 с.
7. Купцов, А.П. Спортивная борьба / А.П. Купцов. ― М.: Физкультура и спорт. 2008. ― 422 с.
8. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся / В.И. Лях, М.Я. Виленский. — М.: Просвещение, 2008. — 125 с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. — М.: Юрайт, 2007. — 321 с.
10. Практическая биомеханика / под ред А.Н. Лапутина. — М.: Научный свет, 2010. — 298 с.
11. Преображенский, С.А. Вольная борьба / С.А. Преображенский. ― М. Физкультура и спорт, 2009. ― 127 с.
12. Решетников, Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников. ― М.: Академия, 2010. ― 152 с.
13. Савин, В.П. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / В.П. Савин. — М.: Академия, 2009. — 250 с.
14. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — М.: АСТ, 2009. — 410 с.
15. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2009. — 374 с.
16. Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009. – 445 с.
17. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике обучения физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Академия, 2010. — 144 с.
18. Чумаков, Е.М. Физическая подготовка борца / Е.М. Чумаков. ― М.: Рос. гос. акад. физ. культуры, 2006. ― 106 с.