Выдержка из текста работы
Введение | 3 |
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций | |
1.1. Понятие инвестиция | 5 |
1.2. Виды инвестиций | 6 |
1.3. Участники инвестиционного процесса | 12 |
Глава 2. Государственное регулирование инвестиционных процессов | |
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности |
15 |
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности |
18 |
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах |
20 |
Заключение | 24 |
Литература | 25 |
Введение
Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.
Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.
На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.
Цель работы: раскрытие форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности.
В соответствии цели сформулированы задачи данной работы:
1. Охарактеризовать экономическую сущность инвестиций;
2. Рассказать о государственном регулировании инвестиционных процессов.
Литература по данному вопросу достаточно обширна: учебники, пособия, правовые акты, а также материалы из Интернета.
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций
1.1. Понятие инвестиция
В системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.
Термин «инвестиции» имеет латинское происхождение –investure (облачать), в экономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка – to invest (вкладывать). В широкой трактовке понятие инвестиции применяют как вложение капитала с целью последующего возрастания.
Инвестиции – это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).
Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата.
Роль инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях несколько отличается.
На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется в следующих направлениях:
· осуществление расширенного воспроизводства;
· ускорение научно-технического прогресса;
· повышение качества продукции;
· обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства;
· осуществление решения социальных проблем;
· обеспечение охраны природной среды;
· обеспечение национальной безопасности государства.
На микроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решения таких задач:
· осуществление расширенного воспроизводства;
· повышение технического уровня производства;
· повышение качества продукции;
· обеспечение конкурентоспособности предприятия;
· получение дополнительной прибыли путем осуществления финансовых инвестиций;
· проведение природоохранных мероприятий.
При этом каждое из перечисленных направлений можно детализировать. Так, осуществление расширенного воспроизводства возможно за счет внедрения новой технологии, расширения сферы деятельности, повышения эффективности использования ресурсов предприятия и др.
1.2. Виды инвестиций
В целях анализа инвестиционной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях необходимо классифицировать инвестиции по ряду признаков. В специальной литературе можно встретить несколько классификаций, которые различаются по признакам, элементам классификации.
Основными классификационными признаками, применяющимися на практике, являются следующие:
·по объектам вложений;
·по периоду инвестирования;
·по характеру участия в инвестициях;
·по формам собственности инвестируемого капитала;
·по уровню доходности;
·по уровню инвестиционного риска;
·по воспроизводственной направленности;
·по региональным источникам привлечения капитала.
По объектам вложения различают реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции – вложение средств в материальные и нематериальные активы. Важнейшая их часть – вложения, осуществляемые в форме капитальных вложений, в основной капитал.
Финансовые инвестиции – вложение средств в различные финансовые активы (ценные бумаги, паи, доли участия, банковские депозиты).
По периоду инвестирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Все вложения, сроком до 1 года относят к краткосрочным инвестициям, свыше года и до 3 лет – к среднесрочным, а инвестиции свыше 3 лет относят к долгосрочным инвестициям. При учете на предприятии применяют деление на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
По характеру участия в инвестициях принято выделять прямые и непрямые (косвенные) инвестиции.
Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении средств.
Непрямые (косвенные) инвестиции предполагают наличие инвестиционного посредника.
По формам собственности инвестируемого капитала деление происходит по правоотношениям собственности на инвестиции. В соответствии с российским законодательством можно выделить:
·частные инвестиции – средства, вложение которых осуществляется гражданами и частными предприятиями;
·государственные – средства, вложение которых осуществляется государственными органами власти и управления, государственными унитарными предприятиями за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, иных источников инвестиционных средств;
·муниципальные – средства, вложение которых осуществляется муниципальными органами власти и управления, муниципальными унитарными предприятиями. Если инвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных) инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции.
По уровню доходности различают:
·высокодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке;
·среднедоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке;
·низкодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым значительно ниже средней нормы прибыли на инвестиционном рынке;
·бездоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты, по которым инвестор не ожидает получение дохода; это относится прежде всего к проектам социального, экологического назначения.
По уровню инвестиционного риска деление существенно, поскольку инвестиционная деятельность ведется в условиях неопределенности. По этому признаку можно выделить низкорисковые, среднерисковые и высокорисковые инвестиции. В качестве критерия отнесения инвестиций к той или иной группе применяется среднерыночный уровень риска.
С воспроизводственной точки зрения также важно выделение валовых инвестиций, реновационных инвестиций и чистых инвестиций.
Валовые инвестиции представляют собой всю совокупность инвестиций, направленных на воспроизводство основных средств и нематериальных активов за определенный период.
Реновационные инвестиции характеризуют объем инвестиций в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых нематериальных активов за определенный период.
Чистые инвестиции характеризуют капитал, инвестируемый в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Чистые инвестиции образуются за счет уменьшения объема валовых инвестиций на величину реновационных инвестиций.
По региональным источникам привлечения капитала выделяют внутренние (национальные) инвестиции и иностранные инвестиции . Внутренние инвестиции осуществляются резидентами (юридическими и физическими лицами), иностранные инвестиции – за счет нерезидентов (юридических и физических лиц), а также иностранными государствами, международными организациями).
Представляется, что важным классификационным признаком является также организационная форма инвестиций. По данному признаку различают инвестиционный проект и инвестиционный портфель.
Инвестиционный проект – это план вложения инвестиций, обоснование их целесообразности, объема, сроков, предполагает получение законченного объекта инвестиционной деятельности.
Инвестиционный портфель – целенаправленно сформированная совокупность объектов реального (финансового) инвестирования, предназначенная для осуществления вложения средств в соответствии со стратегией предприятия. Такое деление существенно, поскольку применяется разное управление инвестициями, разные методы финансирования.
Определяющее значение для экономического роста и повышения эффективности производства имеют реальные инвестиции, в основном представленные капитальными вложениями.
Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательских работы и ряд других затрат.
Различают воспроизводственную, технологическую, отраслевую структуру капитальных вложений.
Воспроизводственная структура – по этому признаку различают капитальные вложения на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства.
Новое строительство – это комплекс объектов основного, вспомогательного назначения вновь создаваемых предприятий и организаций либо новых производств на новых площадках действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию будут иметь самостоятельный баланс. К новому строительству относится также строительство предприятия взамен ликвидируемого предприятия, эксплуатация которого в дальнейшем признана нецелесообразной в силу технических, экономических или экологических условий.
Расширение действующих предприятий – это строительство дополнительных цехов, производств на действующем предприятии, а также строительство новых филиалов, производств, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
Реконструкция действующих предприятий включает полное или частичное переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения (как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений), связанное с совершенствованием производства, повышением его технического уровня для увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции, изменения ее номенклатуры, а также улучшения условий труда и условий окружающей среды.
Техническое перевооружение – комплекс мероприятий для повышения технического уровня отдельных производств, цехов на основе внедрения более совершенной техники и технологий, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего оборудования, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Технологическая структура капитальных вложений означает выделение затрат на строительно-монтажные работы, машины и оборудование, прочие затраты (изыскательские работы,
проектные работы, содержание дирекции строительного объекта, подготовка кадров). Чем большую долю занимают затраты на активную часть основных фондов, тем эффективнее технологическая структура.
Отраслевая структура капитальных вложений предполагает их разделение по назначению сооружаемых объектов, например:
·строительство объектов промышленного назначения;
·строительство объектов сельскохозяйственного назначения;
·строительство объектов транспорта и связи;
·жилищное строительство;
·строительство объектов социальной сферы;
·геолого-разведочные работы.
Следует выделить объекты капитальных вложений и субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Объектами капитальных вложений являются различные виды реальных активов, за исключением изъятий, установленных законодательно.
Применение воспроизводственного подхода для определения инвестиций позволяет говорить об их двойственном характере:
·выступают как инвестиционные ресурсы, которые отражают величину неиспользованного для потребления дохода;
·инвестиции представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской деятельности в целях прироста стоимости капитала.
Рассматриваемые в ресурсном аспекте инвестиции существуют в материальной, денежной форме, а также в форме имущественных прав и прочих ценностей. По сути, все они представляют аккумулированный с целью накопления доход. С точки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступают как объекты инвестиционной деятельности. Они включают:
·основной капитал;
·оборотный капитал;
·ценные бумаги и целевые денежные вклады;
·нематериальные активы.
В процессе реализации инвестиций происходит трансформация объекта инвестиций из ресурсной формы во вложения. В результате использования вложений формируется доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов для следующего цикла.
Определение субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
1.3. Участники инвестиционного процесса
Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется видами инвестирования. Прежде всего речь идет о реальных и финансовых инвестициях.
В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два этапа:
1) принятие решения об инвестировании;
2) осуществление и эксплуатация инвестиций.
Первый этап принято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых инвестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три:
а) формирование целей инвестирования
б) определение направлений инвестирования
в) выбор конкретных объектов инвестирования
Инвестиционный процесс обладает всеми признаками системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда). При этом связь выступает системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое. Системный подход позволяет исчерпывающе описать сущность инвестиционного процесса и дать действенные определения основных понятий.
Рис 1. Участники инвестиционного процесса
Инвестиционный процесс — специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.
Инвестиционная среда — единичная или множественная сфера деятельности, преимущественно определяющая специфику и предметное содержание инвестиционного процесса.
Инвестиция — вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект. Инвестиции могут быть не только финансовыми, но, например, управленческими или научными.
Инвестирование — процесс непосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств.
Инвестор — субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении.
Инвестиционный объект — объект, нуждающийся в привлечении инвестиций для обеспечения дальнейшего существования или развития и готовый разделить с инвестором инвестиционный доход.
Объект инвестиций — объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход.
Инвестиционный доход — измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора.
Глава 2. Государственное регулирование инвестиционных процессов
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
Рис 2. Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.
Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемое в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:
— контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
— экспертиза инвестиционных проектов. Оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:
— установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
— защиты интересов инвесторов;
— предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
— прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
а) разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
б) размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.
в) выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.
Механизм государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих ф ункций :
1) устан овочную (целеполагающую);
2) мобилизующую;
3) стимулирующую;
4) контролирующую.
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвести ци онной политики на предстоящий период. Ф орм ирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ рез ультатов, выявление наиболее острых социально-эконом ических и политических проблем, определение наиболее активных м ероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источ ников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных зад ач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением ме жду структурными подразделениями национального хозяйства. Основным и инстру ментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных з адач инвестиционной политики. Эта функция реализ уется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Госуда рственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
В содержании современной инвестиционной политики следу ет выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятель ности: стратегию и тактику.
Стратегия — долговрем енный курс государства, направленный на ком плексное решение крупномас штабных народнохоз яй ственных (макроэконом ич еских) за дач. К элементам стратегии относят:
1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
2) определение основных источников и р езервов долговременных вложений ;
3) обоснование направлений и способов использования инвести ций (направлений достижения целей).
П онятие «тактика» выраж ает совокупность приемов (методов), инструм ентов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя приз наками:
1) она предусма тривает решени е оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каж дой отдельно взятой стратегической задачи;
3) и спользует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая так тика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, е е логическим завершением.
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
Инвестиционная деятельность в США регулируется также с помощью механизма инвестиционного кредита — скидки с прибыли, направленной на капиталовложения. В середине 1980-х годов налоговая система США, механизмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному реформированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активизация рыночного механизма и создание условий для формирования рациональной структуры потоков капитала. Концепция этого закона, действующего и поныне, направлена на создание одинаковых условий для всех видов предпринимательства, а также на снижение налогового пресса без существенных потерь для бюджета.
Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизационной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвестиций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедлились сроки амортизационных списаний для части высокотехнологичного оборудования. Политика ускоренной амортизации достаточно широко проводилась в последние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способствуя активизации инновационно-инвестиционной деятельности. В целом государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых странах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку экономики, включающих повышение роли и ответственности региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном планировании и зонировании территорий, управлении инвестиционными программами. Именно они занимаются вопросами привлечения инвесторов и деловых партнеров.
Испанское законодательство предусматривает различные формы коммерческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инвесторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.
Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен переходный период, в течение которого испанское законодательство об иностранных инвестициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капиталов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капиталов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по либерализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС. В этом декрете указывается, что поступления и платежи с заграницей осуществляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвестициях, подлежащих предварительному административному контролю.
В дальнейшем была предусмотрена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. Законодательством предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при условии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства экономики и финансов Испании.
Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую систему экономических отношений на основе проводимой политики экономических реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведенных рыночных реформ были значительно сокращены требования по лицензированию производственной деятельности, устранены ограничения на создание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие законодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к огромным материальным и людским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и технологиям промышленного и сельскохозяйственного производства.
Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению иностранных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона является разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за границу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской экономики, как энергетика, инфраструктурные проекты, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.
Французское правительство с 1985 г. проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции возложен на министерство экономики, финансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимающимся координацией финансовых отношений страны с иностранными государствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.
В действующем французском законодательстве существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).
В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.
Заключение
В своей работе я рассмотрел очень интересную тему. Думаю, что я справился с поставленной целью, а именно:
1. Охарактеризовал экономическую сущность инвестиций;
2. Рассказал о государственном регулировании инвестиционных процессов.
Эта тема очень важна и актуальна, ведь в системе воспроизводства инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста.
Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.
Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.
Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.
Литература
1. Федеральный закон №39–ФЗ от 25.02.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007)
2. Аюпова С.Г. «Инвестиции» Учебно-методологическое пособие для студентов заочной формы обучения
3. Жилина В.И. Инвестиционная деятельность в переходной экономике: учебное пособие.-Волгоград: Вол-ГУ.-2003
4. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007
5. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности// Финансы.-№9.-2005
6. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006
7. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006
8. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики.-2001
9. Материалы с сайта ru.wikipedia.org
10. Материалы с сайта www.vedomosti.ru