Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и классификация форм государства в конституционном праве зарубежных стран………………………………………………………………4
2. Понятие и классификация форм правления в зарубежных странах……….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………17
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Актуальность темы определяется, прежде всего, политико-правовым значением формы государственного правления, как ведущего элемента формы государства, лежащего в основе системы организации государственной власти. Форма правления позволяет определить характер государства с позиций организации верховной власти, выяснить содержание и механизм осуществления государственной власти.
Современная организация государственной власти не может быть научным образом идентифицирована без выяснения формы государственного правления. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Проблематика формы правления неразрывно связана с природой функционирования ведущих институтов государственной власти — главы государства, парламента, правительства, статус и характер взаимоотношений которых предопределяются конкретной формой правления.
Форма государственного правления в России обладает рядом отличительных особенностей, конструирующих национальную модель формы правления, требующую развернутой научной классификации.
Объектом исследования. Выступают конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, выражающие содержание и структуру формы правления.
Предмет исследования. Составляют теоретические, нормативно-правовые и практические основы существования и функционирования формы государственного правления
Цель и задачи. Целью является системный научный анализ правовой природы, политического назначения и юридического строения формы государственного правления в ее теоретических, законодательных и практических посылках, определение ее оптимальных характеристик с учетом потребностей и перспектив государственного развития. В соответствии с этой общей целью мною ставятся следующие научные задачи:
теоретический анализ формы государства, определение ее элементного состава;
определение понятия формы государственного правления, классификация форм государственного правления;
Глава 1. Форма государства
1.1 Понятие формы государства, ее структура
Понятие формы государства нашло обстоятельное выражение в отечественном государство ведении. Отмечается, что для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержания и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях, форма же представляет собой внешнее выражение содержания.
Форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть. Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.
На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как национальный состав, населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Близкими по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Механизм государства представляет собой совокупность государственных органов, необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства[21, С. 89].
Под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последнее позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране [23, c.385].
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и
управленческой деятельности .
Сложность понятия формы государства справедливо подчеркивает В.Е. Чиркин, который указывает, что с позиций современных знаний понятие формы государства является очень сложным образованием, имеющим семиотический, логический и гносеологический аспекты. С точки зрения семиотики, указывает автор, форма государства — это общее имя, выступающее как специфированная переменная, где предикат выражает видовое отличие предметов (различных форм государства), а переменная представляет род, в который сводятся обобщенные в понятии предметы. С логической точки зрения, понятие формы государства является определенной абстракцией, логическим способом выделения явлений данного качества из других явлений государственности. Наконец, с гносеологических позиций понятие формы государства представляет собой специфическую форму отражения предметов данного качества, специфический метод познания их. С точки зрения гносеологии, понятие формы государства как духовно конкретное возникает на основе анализа чувственно-конкретного — форм отдельных государств, являющихся отправным пунктом познания [26, c.15].
Внедрение этого термина в теорию государства советского периода
связано с исследованиями А. Г. Лашина , В. С. Петрова и А. И. Денисова . В работах советских авторов категории государство ведения рассматривались обычно по аналогии с философскими категориями. Выводы советской юридической науки опирались на методологический подход марксистско- ленинской философии в качестве основного инструмента познания, что неизбежно влекло экстраполяции философских категорий в государство ведение.
В советской правовой науке форма государства определялась в соответствии с классовой концепцией государства и права, сквозь призму понятия «сущность государства», в котором выражалась его классовая принадлежность. Государство рассматривалось, прежде всего, с точки зрения его отношения к классам, как орудие классового принуждения, назначение которого состоит в обеспечении политического и экономического господства одного класса над другим. Форма государства оказывалась производной от классовой сущности государства, которую она выражала. Активно использовалось известное изречение В.И. Ленина о том, что «формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» [13, c.35]. Сущность государства, указывал советский автор B.C. Петров, заключается в том, что оно представляет собой политическую организацию власти в классовом обществе, особую машину принуждения, находящуюся в руках определенного класса, служащую для выражения воли этого класса и закрепления общественных порядков, угодных и выгодных этому классу. Иными словами сущность государства состоит в том, что оно является особым аппаратом для поддержания принуждения в обществе в соответствии с классовыми интересами господствующих классов [17, c.39].
Сущность государства в советской правовой науке, как правило, отождествлялась с типом государства. Так, А. Денисов под типом государства понимал находящиеся в развитии его существенные черты, обусловленные характером экономического строя, которыми оно отличается от государств, покоящихся на других экономических основах [6, c.6].
Исторические типы государства в силу этой научной версии соответствуют общественно-экономическим формациям классового общества. В зависимости от этого советская правовая теория различала четыре исторических типа государства — рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. «Следовательно, тип государства — это такая категория, которая отражает единство коренных начал всех государств одной общественно-экономической формации, обусловленное общностью их экономической основы, классовой сущности и основных принципов организации» [15, c.226-227].
Сущность государства в свою очередь опосредовалась его содержанием, от которого, собственно, и была производна форма государства. Содержание государства определялось как конкретная характеристика классовой сущности государства данной общественно- экономической формации.
Форма государства в этом случае оказывается способом организации содержания политической власти соответствующих классов и внешним выражением этого содержания, которое проявляется во взаимоотношениях верховных органов государства. По выражению Ленина, «и самодержавие, и конституционная монархия, и республика суть лишь разные формы классовой борьбы» [14, c.346].
В.Е. Чиркин в работах советского периода отстаивал широкий, системный подход к явлению формы государства, который в познавательном отношении выглядел вполне продуктивным. В соответствии с этим автор выделял три аспекта термина «форма государства»: понятие, категория и государственно-правовой (а также политический) институт.
Как понятие, форма государства, согласно доктрине автора, отражает наиболее общие признаки определенного класса предметов (явлений, а в данном случае также свойств и отношении) — способа организации конкретных государств. Эти признаки, будучи общими для всех государств, вместе с тем специфичны, т. е. они выделяют форму государства (как способ его организации) из множества других явлений государственности (типа государства, функций государства и т.д.).
Как категория форма государства хотя и очень близка к понятию (в основе всяких категорий лежат наиболее общие понятия), в то же время обладает несколько иной характеристикой. Она фиксирует не просто структуру, отношения элементов формы государства и не только ее существенные признаки, а ее наиболее общие свойства, определенный тип связей и отношений. Поэтому категория формы государства — не просто основное понятие, а такое понятие, которое в рамках государство ведения отражает формы движения социально-организованной материи (в данном случае — государства).
Как категория, форма государства применима к анализу всех типов государства, к разнородным и даже противоположным социальным явлениям, обладающим однопорядковостью лишь на уровне внешних признаков (формы). Стремясь всесторонне проанализировать то или иное государство, мы рассматриваем его в аспекте различных категорий: сущности, содержания, функций, формы и т. д. В рамках типов этих связей и отношений мы выявляем разновидности (например, формы государства), особенности формы отдельных государств, их содержания, функций.
Наконец, форма государства — это не только понятие, категория, но и институт. С позиций государственного права это такой же институт, как, например, гражданство, глава государства, конституционный надзор и т. д. Как особый институт действующего государственного права конкретно взятой страны форма государства представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм обособленной части отрасли права, регулирующих рассматриваемое явление в его правовых взаимосвязях.
В реальной жизни, однако, указывал автор, форма государства не может быть понята только через призму норм права. В Англии многие взаимоотношения важнейших органов государства, определяющие, например, особенности формы правления, сложились на основе политической практики, обычая. «Поэтому марксистско-ленинская наука оценивает форму государства не только с позиций правовых норм, но и как политический институт. В социалистическом государственном праве, в отличие от формального анализа многих буржуазных ученых, форма государства, будь то в б……..
Список использованной литературы
1. Безуглов A.A., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3 т. Т. 1. М.,
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2002.
3. Вильсон. В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М., 1905.
4. Гаджи-Заде Э.А. Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ: Дис…. канд. юрид. наук, Волгоград, 2005.
5. Гаянов А.Р. Эволюция формы правления российской государственности TB XX в.: Автореф…. канд. юрид. наук. Казань, 1994.
6. Гончаров B.B. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир. 2008. № 4. С. 35.
7. Денисов А. Сущность и формы государства. Изд-во МГУ, Москва. 1960.
8. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.: Норма, 2007.
9. Конституции государства Европы: В 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001
10. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник под ред. Б.Н. Страшуна. М.: БЕК, 2000.
11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Баглая и др. М.: Норма, 2005.
12. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
13. Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений. Т. 33.
14. Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции // Полное собрание сочинений. Т. 17.
15. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М.: Юрид. лит., 1970.
16. Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2003.
17. Петров B.C. Тип и формы государства. ЛГУ, 1967.
18. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Юристь, 2002.
19. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996.
20. Теория государства и а: Учебник / Под ред. A.C. Пиголкина. М.: Юрайт-Издат, 2005.
21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2006.
22. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2005.
23. Теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 2001.
24. Хутинаев И. Д. Институт президента и проблемы формы государства. М., 1994.
25. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном мире // Государство и право. 1994. № 1.
26. Чиркин В.Е. Формы социалистического государства. М.: Юрнд. лит. 1973.