Содержание
Введение.1
Брак.3
Условия вступления в брак.3
Заключение брака.6
Формы заключения брака.6
Виды брака.7
Прекращение брачного союза.8
Положение женщины в семье.10
Личные и имущественные отношения между супругами.11
Заключение.17
Выдержка из текста работы
Важнейшим социальным институтом является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Целью данной контрольной работы является изучение национально- этнических общностей (основные черты и этапы формирования русской нации) семьи как важнейшего социального института, а также рассмотреть основные формы брака, сделать выводы.
1.Национально- этнические общности
Видное место в общественной жизни занимают этнические общности
— этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.
Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения.
Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность. Религия же, как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов — этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестантьг Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д.
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком».
Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа.
Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.
Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IХ в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — русская нация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Согласно Сорокину, нация является многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; З) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.
Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момента образования Русского государства в середине IХ в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.
Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоления феодальной раздробленности, Эта идея слилась с идеей противоборства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и села, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравственное достоинство русских людей. Позднее развитие духовно-нравственных основ русской нации тесно связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.
История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В родной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» ХУI в. или период революции и гражданской войны начала ХХ в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.
2.Семья как важнейший социальный институт
Раскрывая содержание второго вопроса «Семья как социальный институт», необходимо прежде всего усвоить, что семья это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью. Родство в данном контексте означает совокупность социальных отношений, основанных на биологических связях, браке, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых из примитивных обществ семья единственный реально функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без достаточного соблюдения формальных законов, участия полиции, суда; основным и главным авторитетом является авторитет главы семьи. История семьи — фактически история человечества.
В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но некоторые общие признаки семейной жизни социологи все же отмечают. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры: нуклеарная, и расширенная семья. Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их детей.
Расширенная же семья включает в себя нуклеарную вместе со многими родственниками бабушкой, дедушкой, внуками, дядями, тетями, кузенами и кузинами. Иногда этот список может быть продолжен. Естественно, что современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной.
3. Основные формы брака
По традиционным представлениям о типичной семье основой последней является брак, представляющий собой исторически обусловленную и санкционированную обществом форму отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары: с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей, чем подчеркивается отклонение данного типа семьи от нормы. Отклонением считается также развод, преждевременное овдовение и особенно рождение детей одинокими матерями. Заметным отклонением от нормы является и отказ от вступления в брак, особенно у мужчин среднего возраста. Среди ровесниц одинокого мужчины средних лет много незамужних, что связано в основном с нехваткой женихов. Сейчас же среди обоих полов постоянно повышается уровень «добровольного» безбрачия. Но если это и не «семья» в общепринятом смысле (см. выше определение семьи), то, во всяком случае, это — быт одиночки. Если многие одинокие (незамужние) женщины среднего возраста имеют детей и образуют неполные семьи, то их неженатые ровесники чаще всего действительно являются одинокими. В западном обществе данный тип семьи становится все более распространенным. В России эта тенденция также становится более заметной. Разумеется, формы брака различны в разных культурах. Во всех странах принято считать, что брак скрепляет желание людей чаще общаться, вести совместное хозяйство и воспитывать детей. В общем, в глазах людей брак предстает как социально одобренный образец поведения, с помощью которого двое людей составляют семью. Современный европейский брак все чаще основан на любви и расчете, в то время как во многих примитивных обществах девушка считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями.
В том случае, если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это также ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союз с партнером из низших слоев общества).
Современное западное общество знает только один основной вид цивилизованной формы супружества — моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия, т.е. форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии:
групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.
Полигиния, или многоженство, является наиболее распространенной формой полигамного брака. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины 1 Прим. В последние годы некоторые российские политики:
ВВ. Жириновский и Ф. Аушев предложили законодательно одобрить полигинию в РФ, но не получили, однако, значимой поддержки.. Столь же отрицательно оценивается и «брак» между мужчинами, хотя в последнее время санкции против его участников несколько ослабли.
Заключение
этнос семья социальный общество
Рассмотрев все три вопроса данной контрольной работы можно сделать определенные выводы:
Этнос это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). В данной контрольной работе были изучены основные условия формирования этноса, этапы формирования русской нации.
История свидетельствует, что становление и развитие русской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В родной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою государственную самостоятельность (татаро-монгольское завоевание), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» ХУI в. или период революции и гражданской войны начала ХХ в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.
Также и формирование семьи как социального института складывалось не одно тысячелетие. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала не раз многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества, всегда будет занимать свое особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Функции семьи, разумеется, будут меняться. Вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в брак.
Список использованной литературы
1. Андреева Г. С. Социальная Психология. — М., 1980.
2. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп.— Л., 1989.
3. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер и судьбы страны. — С-Пб., 1992.
4. Бромлей В. Ю. Очерки теории этноса. — Л., 1983.
5. Голубев Г.А.Дмитриев А.В. Социология. — М.: Экзамен, 2003.
6. Козлов В. М. Национальный вопрос: Парадигмы, теория и политика // История СССР.1990. — .№1.
7. Мацковский М. С. Социологи я семьи. Проблемы теории, методология, методики. — М., 1989.
8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: краткий курс лекций. — М., 2004.
9. Сорокин П. А. Основные черты русской философской культуры. — М., 1990.—С. 462-489.
10. Ядов В.А.Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994.
Размещено на