Выдержка из текста работы
Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе маркетинговой деятельности, содержащей помимо товарной ценовую, сбытовую и стимулирующую политику, и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла.
Любой товар, вынесенный на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей – тот, который более полно соответствует общественным потребностям, нежели товары – конкуренты.
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к рынку и (для товаров сезонного спроса) времени продажи.
При этом следует различать качество и конкурентоспособность товара. Ведь качество – это просто совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять тем самым определенную потребность: качество есть результат труда.
Основная цель, поставленная перед работой – исследование понятия конкурентоспособности. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
— общая характеристика объекта исследования;
— анализ внешней и внутренней среды предприятия: поставщиков, покупателей, конкурентов и т.д.;
— оценка конкурентоспособности предприятия.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем маркетингового исследования на основе реализации комплексного подхода.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют методические и нормативно-правовые материалы практического характера, касающиеся маркетинговых исследований.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечественных специалистов в области маркетинга.
Информационная база исследования включает статистические данные о состоянии исследуемого рынка, обобщенную информацию о нормативных документах, регламентирующих маркетинговые исследования.
Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного анализа, экономико-статистического, сравнения и других.
Объектом исследования работы является торговое предприятие магазин «Родина».
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Сущность и предпосылки повышения конкурентоспособности
предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, из вышеизложенного следует:
Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем.
По своей сути она отражает отличие продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо объекта, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной общественной потребности, но и учесть при этом затраты на маркетинг и затраты потребителя на покупку и использование для удовлетворения своей потребности.
Если конкурентоспособность продукции значительно высока, необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полностью удовлетворить и все увеличивающийся спрос. Если этого не обеспечить, потенциальные покупатели будут вынуждены приобретать товары конкурентов и тогда фирма будет нести убытки.
Вот почему показатели конкурентоспособности товара необходимо задавать во время проектирования с большим запасом, то есть с учетом выводов прогноза конкуренции. Вместе с тем следует помнить, что разработка товара с очень высокой конкурентоспособностью требует длительного времени и больших расходов, так что нередко выгоднее поступиться некоторыми показателями, чтобы раньше конкурентов выйти на рынок и завоевать внимание покупателей.
Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определённой рыночной устойчивости, и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешёвым товаром.
Постоянно отслеживать жизненный цикл товара, уделяя особое внимание этапам роста и зрелости.
Ежеквартально обсуждать с основными клиентами ассортимент продукции и выявлять недостатки в товаре. Просматривать предложения поставщиков, следить за спросом на рынке, для того чтобы предложить клиентам наиболее подходящие продукты. Для этого надо формировать спрос на определённые товары. Этого можно добиться участвуя в выставках, ярмарках, распродажах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ Банки и биржи, 1999.
2. Камаев Ю.А. Экономика и бизнес. – М.: Экономика, 2002.
3. Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Менеджмент организации. Уч.пособие под ред. Румянцева и др. М.: ИНФРА, 1999.
5. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова — М.: Высшая школа, 1998.
6. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. – М.: Экономика, 2001.
7. Петров С.П. Основы предпринимательства и организационно-правовые нормы хозяйствования. – М.: Экономика, 2003.
8. Рокотян А.Ю. Перспективы конвергенции сетей электросвязи в России. // Вестник Связи. — № 01. – 2003.
9. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1998.
10. Файоль А,Эмерсон Г.,Тейлор Ф.,Форд Г Управление — это наука и искусство. — М.: Республика, 1997.
11. Яковец Ю. Инновационное инвестирование: новые подходы // Экономист.-2000.-№1.-С.31-33