Содержание
Вопрос №1: Раскройте содержание управления текущими денежными потоками в периов финансового оздоровления предприятия (организации). Вопрос №2: В качестве финансового менеджера неплатежеспособного предприятия предложите свою стратегию из 10 управленческих шагов по выводу предприятия из кризиса.
Выдержка из текста работы
К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как финансовой категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:
— государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
— государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
— предприятиями и вышестоящими организациями при централизованных фондов денежных средств и резервов;
— предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
— предприятиями и банками при получении кредитов, процентов за кредит;
-предприятиями и органами страхования при уплате взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
-предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда.
Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.
Таким образом, финансы- это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.
2. Финансовые ресурсы формируются в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового общественного продукта страны, аккумулируются государством и субъектами хозяйствования.
Финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.
Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов ан общегосударственном уровне является национальный доход. На основе распределения и перераспредения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.
Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т.е. создаются децентрализованные ресурсы на макроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.
Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов.
Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.
Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Кроме того, централизованные финансовые формируются за счет части национального богатства вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и т.д.).
Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.
Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.
Целесообразно включить в финансовые ресурсы также ресурсы Центрального банка как государственный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов.
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Первоначальное формирование финансовых ресурсов осуществляется в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда. Источниками формирования уставного фонда могут быть: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, собственные средства учредителя, банковский кредит, бюджетные средства и другое.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируют собственные средства за счет прибыли, амортизационных отчислений и образования целевых фондов денежных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счет эмиссии акций и их продажи; долевых (паевых) средств участников конкретного инвестиционного проекта.
3. Специализированные небанковские институты (парабанковские учреждения) в большинстве своем, также как и банковские, ориентированы на обслуживание небольшого сегмента рынка и, как правило, на предоставление специализированных видов кредитно-расчетных и финансовых услуг. В зарубежной практике среди таких учреждений получили развитие страховые компании, частные пенсионные фонды, кредитные союзы, ссудно-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды, которые ведут острую, конкурентную борьбу как с коммерческими банками, так и между собой. Основные формы деятельности этих институтов на банковском рынке сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов юридическим лицам, муниципальным образованиям и государству через облигационные займы, мобилизации капитала через все виды акций, а также предоставление ипотечных потребительских кредитов и кредитов взаимопомощи. В Российской Федерации, как известно, законодательство предоставляет возможность возникновения небанковских кредитных организаций. В Законе о банках и банковской деятельности определен перечень отдельных банковских операций и сделок, которые могут осуществлять небанковские кредитные организации.
Согласно ст. 5 данного Закона к банковским операциям относятся: по привлечению денежных средств юридических и физических лиц; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц; инкассация денежных средств и иных расчетных и платежных документов; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.
Кроме того, кредитные организации могут осуществлять следующие сделки:
— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
-приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
-доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору;
-осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
-предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
-лизинговые операции;
— оказание консультационных и информационных услуг.
Росту влияния небанковских специализированных кредитно-финансовых институтов способствуют, главным образом, такие факторы, как рост доходов населения; активное развитие рынка ценных бумаг (фондового); оказание этими институтами специальных услуг, которые не могут предоставить коммерческие и специализированные банки.
В Российской Федерации по причине слабости действия указанных факторов специализированные небанковские институты занимают незначительное место в кредитно-банковской системе. Реальное развитие получают только страховые негосударственные компании и негосударственные пенсионные фонды. Доля их в бщей стоимости активов всех кредитно-финансовых институтов РФ ещё исключительно незначительна.
4. Цели региональной политики РФ заключается в следующем.
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти и органов местного самоуправления- главная роль региональных и местных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно—территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти объектов Федерации и местного самоуправления.
Во-вторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.
В третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях производственной сферы.
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную и муниципальную собственность. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.
В-шестых, региональные и местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Характеризуя роль региональных и местных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.
Роль региональных и местных бюджетов в экономическом развитии регионов может возрастать при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов.
5.Участниками бюджетного процесса являются (ст.152 Бюджетного кодекса РФ):
-Президент РФ и органы законодательной власти;
-органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);
-органы денежно-кредитного регулирования;
-органы государственного и муниципального контроля;
-государственные внебюджетные фонды;
-главные распорядители и распорядители бюджетных средств и другие.
Законодательные органы- Федеральное Собрание (Парламент) РФ, представительные органы государственной власти республик в составе РФ, других субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за их выполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета.
Составление бюджета и его исполнение, предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных органов- функции исполнительных органов6 Правительства РФ, советов министров республик в составе РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных исполнительных органов.
Организационная, методическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета возложена на Министерство финансов РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, республик, входящих в состав РФ других субъектов Федерации.
6.Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органах власти- парламентов: в Великобритании- Парламент, В ФРГ- Бундестаг, во Франции- Национальное собрание и так далее. Парламенты имеют две палаты: верхнюю и нижнюю. Все основные финансовые законы и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются и подписываются главой государства.
Непосредственное управление финансами находится в ведении финансового аппарата, главное звено которого- министерство финансов. Во всех развитых западных странах ведущими подразделениями министерства финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогови организует их поступление, и управление таможенных пошлин и акцизов, готовящее инструктивный материал по косвенным налогам и организующее их поступление в бюджет.
В Великобритании управление финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством. В ФРГ управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета.
Важное значение в управлении финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту.
В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866г. Генеральный контролер- ревизор назначается правительством пожизненно и может быть смежен только по решению обеих палат Парламента. Полномочия контрольного органа более ограничены, чем в США. В частности, он не имеет права толковать финансовые нормативные акты, не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых служб правительственных ведомств.
В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности правительственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государственных средств. Управление обязано информировать Парламент о результатах таких проверок.
Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, которая представляет собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров.
В ФРГ контрольные функции в сфере финансов находятся также в ведении Федеральной счетной палаты. Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализированы на финансовых спорах и проступках, связанных со злоупотреблением государственными средствами.
7. Термин «интеграция» используется для определения разного рода процессов, в которых осуществляются централизация капитала и производства, координация производственной и финансовой деятельности и другое.
Исторически первой формой интеграции в Европе было европейское экономическое сообщество (ЕЭС), возникшее в 1957г. Путем объединения шести западноевропейских стран- Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга, Франции и ФРГ. Позднее к ЕЭС присоединились Англия, Дания, Греция, Ирландия, Испания и Португалия. Цель сообщества была создать объединенный рынок товаров, капиталов, услуг, рабочей силы стран-участниц. Поэтому широко распространенным названием ЕЭС стал термин Общий рынок.
В основе ЕЭС лежал таможенный союз, в рамках которого были отменены тарифные ограничения на взаимную торговлю промышленными товарами, для стран-участниц была создана зона беспошлинной торговли, разработаны меры защиты от внешних конкурентов.
С 1992 г. ЕЭС называют Европейским сообществом. Европейское сообщество является объединением которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. В Общий рынок также входят: Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское объединение по атомной энергии. Общий рынок стал крупнейшим в мире торговым обьединением. Численность населения стран, входящих в ЕС составляет 320 млн. чел.
ЕС имеет следующие межгосударственные органы: Совет министров (законодательный орган), Комиссию ЕС (исполнительный орган), Европейский парламент (контролирующий орган), Суд ЕС. Общий рынок имеет свой бюджет. Собственные средства ЕС складываются из ввозных пошлин и отчислений от оборота по некоторым товарам (сахар) и отчислений от налога на добавленную стоимость. С 1989 г. в бюджет ЕС выделяется 1,2—1,3% ВВП всех государств- членов ЕС.
Страны — члены Общего рынка считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.
Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретая форму объединений, направленных на достижение общих финансово-экономических целей. Первоначально интеграционные объединения в Европе и на других континентах создавались для отмены таможенных барьеров на ввозимые товары и торговлю между странами-участницами объединения. Зонам таких объединений присваивается название «свободные зоны».
В комплексе факторов, побуждающих страны к экономической интеграции, важное место принадлежит задачам индустриализации стран, внедрения результатов научно-технического прогресса, задачам снижения затрат в производстве и торговле и обеспечения доходов.
В настоящее время международные экономические отношения между субъектами мирового хозяйства утвердились и реализуются в следующих формах:
-международная торговля товарами и услугами;
-инвестирование капитала (ввоз и вывоз капитала);
-кредитно-финансовые отношения;
-платежно- финансовые отношения.
Россия стремится, прежде всего к интеграции со странами СНГ. Договор об экономическом сотрудничестве стран СНГ был подписан в сентябре 1993 года. Венцом экономического союза в перспективе будет переход к единой валютной системе и образование единого банка внешнеэкономических расчетов.