Выдержка из текста работы
Правительство Н-ской области приняло постановление «О введении на территории Н-ской области налога на имущество физических лиц». Данным постановлением были определены налоговая ставка, льготы, порядок и сроки уплаты налога, а также форма отчетности по данному платежу, размер платежей, зачисляемых в бюджеты субъекта РФ и муниципальных образований.
. Раскройте компетенцию субъектов РФ в области установления налогов и сборов.
. Какова система налогов и сборов РФ?
. Дайте юридический анализ действиям Правительства Н-ской области.
Решение
.)В первую очередь в компетенцию субъектов РФ входят бюджетные полномочия, которые можно подразделить на материальные и организационные, что соответствует делению бюджетных правоотношений на аналогичные виды.
К основным материальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в части собственных бюджетов относится право на формирование доходной части бюджета (право на доходы). Это право как раз и реализуется, помимо всех остальных, главным образом путем установления источников доходов собственных бюджетов, в том числе установления и введения на своей территории налогов и сборов субъекта Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством. Т.е субъекты вправе на законодательном уровне определять порядок направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации.
Ст.12 п.3 НК РФ гласит «…При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом», а так же «Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.»
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам относятся:
) налог на имущество организаций;
) налог на игорный бизнес;
) транспортный налог.
Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта федерации, в котором введен данный налог или сбор.
.) При анализе ст.2 НК РФ можно определить, что под системой налогов и сборов РФ законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории РФ. Но основным понятием является Налоговая система РФ.
Налоговая система РФ — это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а так же правила функционирования системы налогов и сборов.
Налоговая система характеризуется существенными условиями налогообложения:
принципы налоговой политики и налогообложения;
система и принципы налогового законодательства;
порядок установления и ввода в действие налога;
порядок распределения налогов по бюджетам;
система налогов, т.е. виды и общие элементы налогов;
права и ответственность участников налоговых правоотношений;
порядок и условия налогового производства;
форма и методы налогового контроля;
система налоговых органов;
Одним из существенных условий налогообложения в РФ является налоговая политика.
Налоговая политика — это совокупность действий, системы мер, которые осуществляет государство в сфере налогов и сборов. Реализуется посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот и т.д. Налоговая политика является важной частью экономической политики страны.
Цели налоговой политики:
.Экономическая цель, заключающаяся в обеспечении регулирования экономической жизнедеятельности государства при помощи налогов и сборов. Посредством налогов определяются такие важные задачи, как преобразование структуры экономики, стимулирования бизнеса, инвестиционной и инновационной активности, регулирование спроса и предложения;
.фискальная цель, заключающаяся в формировании посредством налогов и сборов бюджетов различных уровней;
.социальная цель, заключающаяся в выравнивании доходов граждан различных категорий, обеспечении социальной защиты нуждающихся;
.контрольная цель, заключающаяся в проведении налоговых проверок для принятия органами государственной власти решений в сфере экономики и социальной политики.
Система налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.
Согласно ст.1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Ст. 57 Конституции РФ установлено, что каждый ( имея ввиду как физическое, так и юридическое лицо) обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Система налогов и сборов установлена главой 2 НК РФ и состоит из 3 уровней:
Федеральные налоги и сборы ( смотреть ст. 13 НК РФ)
Региональные (смотреть ст.14 НК РФ)
Местные (смотреть ст.15 НК РФ)
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных налогов и сборов с организаций включаются:
.налог на добавленную стоимость;
.акцизы;
.единый социальный налог;
.налог на прибыль организаций;
.налог на добычу полезных ископаемых;
.водный налог;
.сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
.государственная пошлина.
Региональные налоги и сборы мы рассмотрели выше при ответе на 1 вопрос задачи. Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (HK РФ, а до вступления в действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральными законами) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:- налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;- порядок и сроки уплаты налога, а также- формы отчетности по данному местному налогу.
Они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т. д. — устанавливают федеральные законодатели.
.) В соответствии со ст.15 НК РФ действия Правительства Н-ской области правомерны.
Задача 2
В Уставе Банка были указаны следующие банковские операции, которые он собирался осуществлять:
а) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
б) открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
в) купля и продажа иностранной валюты;
г) выдача банковских гарантий.
На основе анализа ФЗ «О банках и банковской деятельности» рассмотрите следующие вопросы:
. Раскройте понятие и основные положения правового статуса кредитной организации.
. Дайте определение банка и укажите принципиальное отличие его от небанковской кредитной организации.
. С какого момента банк сможет осуществлять указанные в условии задачи банковские операции?
Решение
-2.) Кредитная организация — юридическое лицо, которое создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, и имеет право осуществлять банковские операции и сделки на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ).
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество <http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/hozyaystvennye-tovarishchestva-i-obshchestva.html>.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Кредитные организации подразделяются на две группы:
банки;
Банки <http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/bank.html> — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции <http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/bankovskie-operacii.html>:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Коммерческие банки по сути своей не однородны и подразделяются в зависимости от сферы деятельности на специализированные и универсальные.
Специализированные коммерческие банки специализируются на одной или двух банковских операциях или обслуживают определенную категорию клиентов.
Универсальные коммерческие банки — это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как: привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает ЦБ РФ <http://www.grandars.ru/student/finansy/cb.html>.
Кроме банков и иных кредитных организаций, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусматривается функционирование:
.союзов и ассоциаций кредитных организаций, которые не преследуют цели извлечения прибыли, а создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Им запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (ФЗ «О некоммерческих организациях»). Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации;
. групп кредитных организации, создаваемых для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Головная кредитная организация банковской группы обязана уведомить Банк России в установленном порядке об образовании банковской группы;
. банковских холдингов. представляющих собой не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
Таким образом, банковская система Российской Федерации является двухуровневой, в которой верхний уровень представлен Центральным банком РФ; на него возложены функции регулирования и управления, вторым уровнем — банками и иными кредитными организациями.
Правовой статус кредитной организации в Российской Федерации определяется Конституцией РФ. федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами и нормативными актами Центрального банка РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 1) кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. К банковским операциям согласно ст. 5 указанного Закона относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кроме чисто банковских операций, кредитные организации вправе осуществлять определенные сделки, указанные в ФЗ «О банках и банковской деятельности». К ним относятся:
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг;
иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
.) Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 <http://www.consultant.ru/document/cons_s_B15689007A74186B6ACF9237EAD878F1D357C3AC160AEAB4C29FC0D90AE565CE/> Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 <http://www.consultant.ru/document/cons_s_D4D8C4B4C3DF55F59E996E5AC92205ED4EA9395D8783C9DB506D1A92C716EC4A/> Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37531/>, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Список литературы
налог юридический федеральный закон
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. 31. Ст. 3824
2.О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // СЗ РФ. 1996. 6. Ст. 492.
3.Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. М.: Высшее образование <http://www.ozon.ru/context/detail/id/2166477/>, 2005.
.Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.
.Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2009.