Содержание
1.Философские проблемы сущности и существования человека в мире.
2) Проблема сущности человека…………………………………стр.3-4
3) Проблема существования человека……………………………стр.4-6
2.Проблемы современной цивилизации. Проблемы свободы и ответственности личности.
1) Грань между жизнью и огненной смертью……………………стр.7-9
2) Экологический и демографические кризисы…………………стр.9-11
3) Проблема бедности большей части населения земли……….стр.11-13
4) Проблемы свободы и ответственности личности……………стр.13-15
5) Список литературы…………………………………………….стр.16
Выдержка из текста работы
Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:
«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», – писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;
«Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», – считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк[1].
Изучением проблемы человека занимается философская антропология.
Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.
1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений, определил сущность человека как единство тела и души. Аристотель впервые определил социальную сущность человека («человек – политическое животное»).
2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала: духовное – возвышенное, данное свыше, и телесное – низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.
3. В философии эпохи Возрождения человек рассматривался с позиций антропоцентризма – как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо.
4.В философии Нового временивысшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»). Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.
5.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается коллективная трудовая деятельность. Труд рассматривается как основа формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.
6.Русская философиявсегда носила антропоцентрический характер: тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей. Судьба человека рассматривалась русскими мыслителями в неразрывной связи с судьбой всего человечества и мира в целом. Человек понимается не как безличный элемент в мировом процессе, а как творческое существо, его великая миссия – установить в мире гармонию. Особое место проблема человека занимала в русской философии 2-й половины XIX – начала ХХ вв. В философии всеединстваВ.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, сущность человеческой личности – свобода и творчество, которая реализуется только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», – писал Н.Бердяев.
7.В западной философии ХХ в. большинство трактовок человека носит иррациональный характер.
В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.
В философии экзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.
Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.
В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.
Представители герменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.
В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.