Выдержка из текста работы
-
Согласование философских идей с догмами христианской веры
- Достижение философией самостоятельного научного статуса
- Доказательство невозможности рассуждений онтологического характера вообще
36. Фома Аквинский признавал —
-
Истинность онтологического доказательства
- Не знал его вообще, так как оно было придумано позже
- Опровергал его
37. В споре об универсалиях Вильям Оккам был сторонником –
-
Номинализма
- Умеренного реализма
- Концептуализма
38. Никколо Макиавелли привнес в европейский социально-политический дискурс представление о власти, как о –
а) божественной эпифании
б) продукте свободной воли человека
в) ступени ангельской иерархии
г) он вообще не занимался проблемами власти
39. Р.Декарт признавал существование –
а)1-й субстанции
б) 2-х субстанций
в) 3-х субстанций
г) множества субстанций
40. Б. Спиноза говорит о свободе, как о —
а) божественной предопределенности
б) осознанной необходимости
в) аффективной предрасположенности
г) мистическом озарении
41. Томасу Гоббсу принадлежит идея о —
а) «божественном праве»
б) «божьем суде»
в) «общественном договоре»
г) «Сверхчеловеке»
42. Кто автор принципа: «Быть значит быть воспринимаемым»?
- Д. Локк
- Т. Гоббс
- Д. Беркли
43. Представление Д. Локка о душе как оtabularasa(«чистой доске») подразумевает, что:
- все содержание разума добывается из опыта
- все содержание разума человека привнесено Богом
- человек рождается и умирает с чистой душой
44. «Бог умер» — провозгласил:
- А.Шопенгауэр
- Заратустра
- Л.Фейербах
- Ф. Ницше
45. Назовите имя философа первой половины ХIХ в., которого считают предтечей философии экзистенциализма:
- Г. Гегель
- С. Кьеркегор
- Л.Фейербах
46. «Воля к власти» — одна из основных категорий философии:
- А.Бергсона
- Ф. Ницше
- А. Шопенгауэра
47. Назовите немецкого философа, автора учения о феноменологии, значительно повлиявшего на всю европейскую культуру ХХ в.:
- Ф. Ницше
- Э. Гуссерль
- К. Ясперс
48. Какое философское направление объединяет имена: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н, Бердяев, М. Хайдеггер?:
- феноменология
- экзистенциализм
3) неогегельянство
49. Софияесть первообраз мира, идеальный план мира, — так рассуждал:
- Ф.М. Достоевский
- В.С. Соловьев
- К.Д. Кавелин
50. Постоянной темой философских рассуждений Н.А. Бердяева была тема _____________ (впишите нужное слово). За свою верность этой теме он сам себя называл “рыцарем свободного духа”.
II. Систематический курс философии
- Отличием деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ является:
1) инстинктивное поведение 2) эмоциональное переживание
3) целеполагание 4) подражание
2. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит называется:
1) адаптация 2) образование
3) воспитание 4) социализация
3. Верны ли следующие суждения:
А. Общество целиком зависит от процессов естественного развития природы
Б. Общество обособлено от природы, но тесно связано с ней
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) оба суждения неверны
4. Согласно марксистской концепции исторического развития общества важнейшей категорией является:
1) культура
2) разум
3) общественно-экономическая формация
4) цивилизация
5. Совесть можно интерпретировать как:
1) Совокупность общечеловеческих ценностей
2) Ценности и идеалы, усвоенные индивидом
3) Способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними
4) Осознание личностью своих прав и свобод
6. В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии:
- деления общества на классы
- развития производительных сил
- уровень развития культуры
4) отношения собственности
7. Понятие «индивид» обозначает:
1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве
биосоциального существа
2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами
3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни
4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды
8. Основным и решающим критерием истины является:
1) логичность 2)очевидность
3) полезность 4) практика
9. Человек, как участник общественных отношений и сознательной деятельности в качестве члена общества – это:
1) индивидуальность 2) индивид
3) гражданин 4) личность
10. Постоянное глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания – это:
1) реформа 2) эволюция
3) перестройка 4) революция
11. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры – это:
1) реформа 2) эволюция
3) урбанизация 4) революция
12. Отличием человека от животных является наличие:
1) инстинктов 2) потребностей
3) мышления 4) коллективное существование
13. Индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью, называются:
- производительностью 2) интересами
3) навыками 4) способностями
14. Процесс специального воздействия на человека с целью развития его способностей называется:
1) стратификацией 2) воспитанием
3) социализацией 4) творчеством
15. Мировоззрение отражает:
- целостное восприятие мира
- объективную картину мира
- только научное представление о мире
- взгляды целого коллектива людей
16. Характеристика первобытного общества, отличающая его от древних цивилизаций:
1)возникновение городов
2)присваивающий тип хозяйства
3)наличие орудий труда
4)государственное управление
17. Наибольшей зависимостью от природных сил характеризуется общество
1)постиндустриальное 2)индустриальное
3)аграрное 4)религиозное
18. Научно-технической революцией называется
1)скачок в развитии производительных сил общества
2)эволюционное преобразование производства
3)накопление новых элементов производства
4)изменение структуры производства и качества продукции
19. Верно ли суждение?
Образование…
А. Способствует социальной мобильности
Б. Формирует мировоззрение человека
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4)оба неверны
20. Сознательная целеустремленность человека к достижению задуманного называется
1) моралью 2) менталитетом
3) интеллектом 4) волей
21. Наиболее точно передает соотношение формационного и цивилизационного подходов к изучению общества суждение:
- Цивилизационный подход является научным, а формационный –обыденным
- Цивилизационный подход акцентирует внимание на социокультурных факторах,а формационный – на экономических
- Цивилизационный подход является прямым продолжением формационного
- Формация и цивилизация – суть одно и то же
22. Верно ли суждение?
Биологическая природа человека проявляется в …
А. общении и деятельности
Б. Обладании социальными ролями и статусами
Варианты ответов:
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) оба не верны
23. Субъектами деятельности могут быть …
1) природные материалы 2) отношения собственности
3) межличностные отношения 4) группы людей
24. Совокупность преобразовательной деятельности человека и ее результатов называется:
1)культурой 2)наукой
3)искусством 4)моралью
25. Способы воздействия человека на предметы труда обозначаются понятием
1)производственные отношения
2)организационно- экономические отношения
3)технологии
4)средства производства
26. Человеку как природному существу свойственна потребность в
1)творчестве 2)коллективном труде
3)определенной тепловой среде 4)социальном престиже
27. Верно ли суждение ?
Условием формирования характера человека является…
А. Наследственность
Б. Самовоспитание
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4)оба неверны
28. Верно ли суждение ?
Личность…
А. Формируется в общении и совместной деятельности
Б. Обладает совокупностью социально значимых черт
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4)оба неверны
29. Процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественных норм и культурных ценностей –
1)стратификация 2)адаптация
3)социализация 4)коллективизм
30. Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы
1)познать и объяснить мир
2)воспроизвести существенные стороны мира в абстрактно-логической форме
3)предвидеть последствия изменения окружающего мира
4)совершенствовать социальное управление
31. Этическая категория, выражающая высокую форму способности личности к моральному самоконтролю, называется
1)совестью 2)коллективизмом
3)самооценкой 4)волей
32. Человеку как культурно-историческому существу свойственно
1)биологическое строение
2)генетическая предопределенность
3)продолжительность жизни
4)овладение ценностями
33. Верно ли суждение?
Суть свободы личности состоит в…
А. Способности сознательно выбирать альтернативы
Б. Отсутствии любых ограничений и запретов
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4)оба неверны
34. Решающую роль чувственного опыта в познавательной деятельности признают…
1)эмпирики 2)рационалисты
3)агностики 4)фаталисты
35. Наука попала в зависимость от религиозных учений в эпоху…
1)античности 2)средневековья
3)Возрождения 4)эллинизма
36. Объективный факт отличается от научного тем, что первый
1)имеет однозначное объяснение
2)всегда представляет собой событие, имеющее место
3)включен в совокупные научные знания об обществе
4)не учитывает специфику социальной ситуации
37. Осознавать смысл и предназначение своего существования для человека
есть потребность
1)духовная 2)престижная
3)биологическая 4)материальная
38. Главное отличие религиозного мировоззрения от естественнонаучного
в том, что первое…
1)складывается стихийно
2)ограничено непосредственным жизненным опытом
3)ориентировано на удовлетворение духовных потребностей
4)основывается не столько на знании, сколько на вере
39. Признаки, выявляющие биологическую природу человека:
А. Обмен веществ В. Инстинкт
Б. Мышление Г. Социальный статус
Варианты ответов:
1)АБ 2)БВ
3)БГ 4)АВ
40. Верно ли суждение?
А.Чем глубже продумана мысль, тем лучше она выражается в речи
Б.Между мышлением и речью нет тесной связи
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4)оба неверны
41. В качестве мотивов деятельности выступают
А. Установки В. Потребности
Б. Убеждения Г. Интересы
Варианты ответов:
1)БВГ 2)АБВ
3)АВГ 4)АБВГ
42. Верно ли суждение?
Общение…
А. Ограничено передачей информации
Б. Предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4)оба неверны
43. Пример общения реального субъекта с иллюзорным партнером –
1) выступление политика по радио
2) разговор ребенка с игрушкой
3) интервью журналиста с политиком в Интернете
4) отправление телеграфного сообщения
44. Логически связывая суждения, человек приходит к…
1)понятию 2)представлению
3)умозаключению 4)узнаванию
45. К основным видам мировоззрения относятся:
А.обыденное В.религиозное
Б.научное Г.паранаучное
Варианты ответов:
1)АБГ 2)АБВ
3)БВГ 4)АБВГ
46. Признаки,характеризующие научное знание:
А.мышление образами
Б.системность
В.абстрактно-логические формы
Г.обыденное сознание
Варианты ответов:
1)АБ 2)АВ
3)ВГ 4)БВ
47. Первые университеты появились в эпоху
1)античности 2)средневековья
3)буржуазных революций 4)Просвещения
48. Общественным классом является социальная группа…
1)обладающая общностью культуры и языка
2)отличающаяся местом в исторически определенной системе общественного производства
3)членство в которой передается человеку только по рождению
4)обладающая закрепленными обычаем правами и обязанностями
49. Относительно устойчивое представление человека о самом себе называется
1) самоисповедью 2) «Я»-концепцией
3) притязанием 4) конформизмом
50. Осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы называется
1) адаптацией 2) эгоизмом
3) конформизмом 4) индивидуализмом
Составитель:
Доцент кафедры психологии и философии ТГТУ, канд. филос. наук, доц. В.Ф. Мартюшов
Тверской государственный
технический университет,
2011 г.