Содержание
Введение
1. Общие представления о понятиях дефект и компенсация……………. 4
2. Биологизаторные и социологизаторные направления………………… 6
3. Компенсация в работах А. Адлера….…………………………………… 8 4. Дефектология Л.С. Выготского…………………………………..…….. 11 5. Структурные составляющие компенсации дефекта…………………… 14
Заключение…………………………………………………………………. 17
Список использованных источников……….……………………..……… 20
Выдержка из текста работы
Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.
Процесс (от лат. processus – «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учащихся. Понятие «процесс воспитания» имеет значение целенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие «образовательный процесс» отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.
Задачи образовательного процесса
1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.
2. Организация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.
4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.
Основные функции образовательного процесса
1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.
2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека.
3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.
Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса
1. Целостный подход к воспитанию.
2. Непрерывность воспитания.
3. Целенаправленность в воспитании.
4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.
5. Природосообразность.
6. Культуросообразность.
7. Воспитание в деятельности и в коллективе.
8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.
9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.
1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.
2. Принципы – определение основных направлений.
3. Содержание – часть опыта поколений.
4. Методы – действия педагога и учащихся.
5. Средства – способы работы с содержанием.
6. Формы – логическая завершенность процесса.
Содержание образовательного процесса – это конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в основе которых лежит учебный план.
Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.
Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления.
К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.
1. Постоянный состав учащихся одного возраста.
2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.
3. Каждый урок посвящается только одному предмету.
4. Постоянное чередование уроков (расписание).
5. Педагогическое управление.
6. Вариативность деятельности.
Урок – это временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.
Таким образом, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что все эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание — это деятельность учителя по:
-передаче информации;
-организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
-оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
-стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
-оценке учебных достижений учащихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика по:
• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
-различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
— запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
-степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
— темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
— уровень образованности или профессионального мастерства;
— готовность повысить образование.
В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.
Закономерности обучения
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования; ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).
К внешним закономерностям относятся:
-социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
-воспитывающий и развивающий характер последнего;
-обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
-зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
— зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
-отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
— подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;
— задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.
Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.
В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.
В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.
Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:
• наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным, в передаваемой информации;
• системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обучающихся;
• активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависимости от педагога;
• взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;
• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
• народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.
Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.
Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).
Методы обучения—это методы преподавания-учения. Существуют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).
Например, К. Роджерс выделяет следующие практические методики, облегчающие процесс обучения:
1. Предоставление ученику выбора учебной деятельности.
2. Совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы.
3. В качестве альтернативы механическому заучиванию учебного материала предлагается проблемный метод обучения. Он осуществляется посредством включения в исследование, ориентирующее на открытие.
4. Личностная значимость работы ученика достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.
5. Широкое применение различных форм группового тренинга.
6. Оптимальные группы состоят из 7-10 человек.
7. Дифференциация программированного обучения для тех учеников, у которых недостаточно знаний или не хватает средств для решения конкретных задач.
Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.
В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.