Содержание
Введение3
1 Как все начиналось4
2 Развитие ЭВМ в СССР7
3 Поколения компьютеров10
Заключение13
Список используемой литературы14
Выдержка из текста работы
В первый период, с 1892 по 1902, он описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Его персонажами были по большей части бродяги, проститутки, воры. Ранние произведения Горького проникнуты духом романтизма, в их основе — стремление к свободе, борьбе против угнетения. Такие рассказы, как «Челкаш», «Однажды осенью», «На плотах»; романы «Фома Гордеев» и «Трое»; пьесы «Мещане» и «На дне», ставшие основанием общественно-политической линии в театре, представляют характерные образцы горьковского творчества этого времени.
Второй период (1902-1913), отмеченный тесным сотрудничеством с революционными организациями, прежде всего, большевиками, отчетливее всего отразился в пьесах «Дачники» (1905), «Враги» (1906) и романе «Мать» (1907). В нём отразилась революционная борьба пролетариата.
В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд автобиографических произведений, в которых наиболее полно отразились жизненные впечатления автора. Наиболее значительные из них — «Детство», «В людях», «Мои университеты». Октябрьскую революцию он принял неоднозначно, что нашло отражение в его сборнике статей «Несвоевременные мысли». Уезжает за границу, где опубликовал воспоминания о Ленине, роман «Дело Артамоновых».
По приглашению Сталина в 1928 г. совершает поездку по СССР, во время которой ему показывают достижения советской власти. Об этом он написал серию очерков «По Советскому Союзу». В 1930-е гг. создаёт в СССР множество газет и журналов, проводит съезд советских писателей.
В последние годы жизни Горький работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина», в котором воссоздал историю духовной жизни России на рубеже 19-20 веков. Образ Клима был написан как типичный герой своего времени.
«О русском крестьянстве».
Тема этого произведения — варварство и отсталость русского народа. Рассуждая на эту тему, М. Горький приходит к ряду выводов. Во-первых, представления о русском народе (гуманность, религиозность, ум) во многом идеализированы, надуманны. Во-вторых, поднять на новый уровень жизни русский народ, вывести его из полудикого состояния может только революция. Но в силу своей умственной ограниченности он не в силах оценить значимость и ценность для него жертв интеллигенции и рабочего класса, изначально чужеродных для них явлений (городская жизнь).
Композиция материала строится по принципу развёртывания доказательств основного тезиса о лени, безыдейности, ограниченности народа, заявленного в начале текста. Кульминацией произведения можно назвать обозначенную Горьким связь между русским народом и русской революцией — её влияние на его положительное изменение.
Система аргументации тезиса о варварстве и отсталости русского народа включает в себя: примеры из истории взаимоотношений с народом таких деятелей, как Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачёв; конкретные примеры поведения русских крестьян; сравнение исторической памяти русского народа с народами других стран; русский фольклор, раскрывающий сущность взаимоотношений между крестьянами.
В качестве основных героев можно выделить авторскую личность и русский народ в целом. Народ он описывает как интеллектуально ограниченную, неоправданно жестокую, нерелигиозную человеческую массу. Автор выступает как убеждённый в своей правоте, носитель субъективного мнения и приводит доказательства, чтобы аргументировать свою позицию, а не объективно разобраться в проблеме.
Стиль данного материала можно определить как публицистический с обилием разговорной лексики. Такое сочетание вызвано тем, что жанром этого произведения является проблемный очерк.
«Соловки».
Темой данного публицистического текста является жизнь и быт людей в «Соловецком лагере». Анализируя этот предмет обсуждения, автор приходит к выводу, что лагеря, подобные Соловецкому, позволяют перевоспитать преступников, то есть превратить социально опасных людей в социально полезных, и тем самым уничтожить бесполезные для прогрессивного развития государства тюрьмы.
Композиция материала строится по принципу индукции. Авторская мысль движется от частных фактов к общему заключению. Горький сначала описывает конкретные эпизоды жизни людей на Соловках без моральных выводов, а затем на основе этих примеров формулирует идею всего текста. Эта финальная часть произведения и является его кульминацией, поскольку именно здесь автор открывает своё отношение к увиденному на Соловках и стержень всего материала, который связывает воедино разрозненные зарисовки частной жизни людей.
Систем аргументации главной идеи произведения представляет собой набор несвязанных, на первый взгляд, между собой эпизодов: описание культурной составляющей Соловецкого острова, организованной бывшим заключённым; описание занятости в кустарной мастерской и питомника, заведует которым также бывший заключённый и т.д. Таким образом, автор обнаруживает педагогический потенциал лагеря.
Героев в «Соловках» достаточно много: все действующие лица зарисовок Горького (например, заведующий сельским хозяйством и питомником). Все вместе они служат доказательством идеи произведения.
Стиль материала — публицистический, но вмещает в себя элементы художественного и разговорного, так как Горький передаёт речь простых людей, уголовников и бывших заключённых, стремится отразить атмосферу описываемой жизни, погрузить в неё читателя. При этом текст не теряет своей документальности.
Творчество публицистов-сатириков
В период с 1920 по 1922 годы М. Зощенко посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский. В печати дебютировал в 1922. Первая книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1922) представляет собой сборник коротких юмористических новелл, в которых действующие лица, преимущественно мещане, пытаются освоиться в новых революционных условиях. В произведениях 1920-х гг. преимущественно в форме рассказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».
Большую популярность ему принесли повести «Возвращённая молодость» (1933), «Голубая книга» (1934), а также сатирические пьесы.
Кроме сатирических произведений Зощенко пишет для детей цикл рассказов «Умные животные», «Лёля и Минька», «Рассказы о Ленине».
Начиная с августа 1943 года в литературном периодическом журнале «Октябрь», была начата публикация первых глав повести «Перед восходом солнца». В ней писатель пытался разобраться в своей меланхолии и неврастении, основываясь на учениях З. Фрейда и И. Павлова. Доклад А. Жданова послужил сигналом к травле и исключению Зощенко из Союза Писателей СССР. В 1946-1953 он главным образом занимался переводческой деятельностью — без права подписи переведённых работ.
В 1944-1946 много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых — «Парусиновый портфель» — выдержала 200 представлений за год.
В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк».
«На живца».
Тема рассказа — воровство. Идея произведения гласит, что борьба с воровством превращается в поощрение воровства. Это объясняется тем, что поступком героини движет тщеславие, стремление не искоренить это явление, а лишь обличить греховную сущность людей и тем самым возвысить свою.
В этом произведении автором соблюдена трёхчастная композиция, но её порядок нарушен. После завязки (описание поведения главной героини) следует развязка сюжета (рассказ героини о причинах её необычного поведения). Кульминация же вынесена за пределы сюжетного действия. Она воплощена в фразе одного из пассажиров («ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали»), в ней раскрывается идея произведения, парадокс ситуации.
Аргументация выявленной Зощенко идеи воплощена в нескольких фразах, которые прямо или косвенно отражают причины поведения героини: «Начал каркать на весь вагон. Теперь, ясно, никто на пакет не позарится. Вот и схожу раньше времени», «ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали».
Герои рассказа воплощают в себе различные типажи современного Зощенко общества. Главная героиня — лицемерие, ложная справедливость. Воры — вещные интересы. Пассажир, разглядевший всю сущность происходящего, — мудрость; но Зощенко подчёркивает редкость такого типажа.
Жанр произведения можно определить как фельетон-новелла. С точки зрения формы текст представляет собой новеллу, а содержательно — фельетон. Поэтому стиль текста тяготеет в целом тяготеет к художественному. Так как герои произведения — простые пассажиры трамвая, то текст изобилует разговорным языком и просторечием. А втор идёт на этот шаг, чтобы подчеркнуть реальность и актуальность конкретно этой истории и раскрытой в нём идеи.
«Аристократка».
Тема произведения — межличностные отношения между представителями разных социальных слоёв и жизненных ценностей. Идея воплощена в фразе «Не в деньгах, гражданка, счастье». Ориентированность каждого из героев, прежде всего, на деньги приводит их отношения к быстрому краху, поскольку они основаны не на глубине чувств, а на материальных интересах. Это делает отношения недолговечными.
Трёхчастная композиция полностью вписывается в развитие сюжетного действия. Завязка — пробуждение интереса героя к аристократке, начальный этап их отношений. Кульминация — сцена с пирожными. Развязка — расставание героев. Вербально, прямо идея выражена в этой части произведения, но опосредованно Зощенко её выразил ещё в кульминационной сцене.
Аргументы в пользу идеи рассказа (не в деньгах счастье) содержатся в поведении героев, их поступках, отношении друг к другу: потребительское отношение аристократки к герою и его жадность. Оно показывает, что их отношения — сделка, они возможны только при взаимовыгодных поступках героев. Каждый думает в первую очередь о своих материальных интересах. Как только они нарушаются другим партнёром, то отношения рушатся. Счастья ни один из героев не получает. Отношения должны базироваться на принципиально иных вещах (чувствах, душевной привязанности), чтобы они были проникнуты счастьем и имели более длительный характер.
Таким образом, характеры изображённых автором героев служат ещё одним аргументом, доказывающим справедливость его идеи, замысла. При этом на их характеры не влияет социальная принадлежность, как может показаться на первый взгляд. Оба героя — одинаковые. На первом месте для каждого из них стоят материальные интересы. Для аристократки единственную ценность представляет не герой, а его деньги, а для героя — сохранение своего материального капитала (он не готов пожертвовать им ради любимого человека). Он ведёт себя соответствующим образом в буфете не потому, что понял истинное отношение к себе своей фаворитки, а из-за жадности.
Стиль текста — художественный, поскольку по форме представляет собой художественное произведение. Оно также изобилует разговорными и даже просторечными выражениями, поскольку главный герой — простой человек, из народа. Жанр данного публицистического произведения — фельетон-новелла.
советский публицистика сатира зощенко
Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны
Первые очерки и рассказы Гроссан написал в Донбассе, когда стал работать инженером-химиком. Переехав в Москву, он серьёзно занялся литературным творчеством. В 1934 году опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции «Глюкауф», и рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем.
В 1935, 1936, 1937 годах издавались сборники его рассказов, в 1937-1940 — две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» — о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны.
С первых дней Великой Отечественной войны и до Дня Победы Василий Гроссман был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую первым крупным произведением о войне. Тогда же в военные годы Гроссман определил основное направление своей прозы — он стал летописцем войны. Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», книга «Треблинский ад», открывшая тему Холокоста, стали классикой военной публицистики.
С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Льва Толстого и повествующий о Сталинградской битве, после разгромной критики в партийной печати Гроссман вынужден был переработать.
Рукопись продолжения романа «За правое дело» — романа Жизнь и судьба, носящего резко антисталинский характер, над которым писатель работал с 1950 года, в 1961 была конфискована.
Посмертно издан сборник рассказов и очерков «Добро вам!». Очерки и записные книжки военных лет вошли в сборник «Годы войны».
«Волга — Сталинград».
Тема данного публицистического произведения — оборона Сталинграда. Идея же заключается в том, что воля русского народа (борющегося на фронтах и живущего в тылу) несгибаема, потому что все, от мала до велика, озабочены исключительно судьбой своего отечества. Они ставят будущее Родины выше своей жизни.
В произведении нельзя выделить какие-либо композиционные центры, поскольку оно не является сюжетным. Автор просто последовательно описывает увиденное, свои впечатления. Тем не менее, материал отличается цельностью, она достигается единством замысла, все эпизоды подчинены раскрытию одной идеи — высочайшей степени патриотического духа и самопожертвования народа.
Система аргументации включает в себя два основных элемента: личные впечатления писателя об отношении народа к предстоящей битве («И мысль о Волге и Сталинграде, о главной и решающей битве владеет всеми: стариками, женщинами, бойцами рабочих батальонов, танкистами, летчиками, артиллеристами», «…мы оскорбленные, но не униженные. Униженными мы никогда не будем»); информация, полученная им из других источников: описания отдельных сражений, например, зенитной батареи лейтенанта Скакуна («за время боя девушки ни разу не ушли в укрытия, а бывали минуты, когда нельзя было не уйти;»).
Главный герой данного произведения — весь народ в целом. Его образ раскрывается на примерах отдельных представителей (военных и мирных жителях). Обобщая характеристики отдельных людей, изображённых Гроссманом можно сделать вывод о том, что русский народ морально не сломлен, готов отдать себя без остатка ради спасения своего отечества.
Поскольку данный текст можно отнести к жанру путевого очерка, то в качестве основного стиля можно выделить публицистический. Но специфика жанра вносит в материал элементы других стилей, прежде всего, разговорного (слова, конструкции). Тем самым автор стремится максимально приблизить содержание очерка к читателю, достигает эффекта доверительной беседы. Ещё одной особенностью стиля является ярко выражено личностное начало, что позволяет оказать более сильное эмоциональное воздействие на читателя и поднять его патриотический дух.
«Душа красноармейца».
Тема произведения — поведение обычного, рядового солдата на войне. Из поведения такого солдата, изображённого Гроссманом, вытекает следующая идея: именно солдаты, подобные Громову, в первую очередь, коренным образом изменяют ситуацию на фронтах, приближают победу; они должны быть образцом и примером в поведении и отношении к войне для прочих солдат.
Этот материал также не поддаётся разбивке на определённые композиционные части. Он строится на описании военных будней Громова, практически равнозначных для раскрытия его образа. Целостность произведения достигается за счёт подчинённости всей информации одной задаче — показать образцовое поведение солдата на войне.
Свою позицию относительно образцового характера Громова Гроссман аргументирует путём констатирования конкретных поступков солдата на войне и мнений о нём других солдат. Тем более, что они совпадают с идеальными представлениями поведения солдата на войне у большинства людей. Так, Громов преодолевал физические боли в животе в военных походах и никогда на них не жаловался («Одно лечение — вперед итти»); Валькин был уверен, что «Этот уж вытащит меня, хоть без обеих ног останусь, не бросит, зубами утащит от немца»; двигало героем ни требование закона, ни начальство, а ощущение внутреннего долга перед Родиной — это решающий фактор его героического поведения на фронтах ВОВ. Таким образом, Громов ставит интересы страны выше своих собственных. На данном этапе жизни даже маленькие военные победы, например, подрыв нескольких вражеских танков, являются для него первостепенными. Это то единственное, что придаёт ему силы и поддерживает в нём желание жить дальше.
Основным, но не единственным стилем данного произведения является публицистический. Помимо него автор прибегает к разговорному. В первую очередь потому, что сам герой — работник сельского хозяйства. Во-вторых, разговорный стиль будет хорошо понятен той аудитории, на которую он рассчитан, и она воспримет послание автора. Также в тексте встречаются фрагменты, написанные в художественном стиле («Его тяжелое сердце медленно раскалялось в огне войны, оно, точно каменный уголь, разогретый в горне, рдело темно-красным огнем. И уже нельзя было потушить этот огонь»).
Жанр этого текста — портретный очерк, причём обладающий высокой степенью эффективности. Автор не просто описывает личность Громова, а раскрывает её через поведение героя в переломных, кризисных моментах жизни — в сражениях, боевых походах.
Список использованных источников
1. Ахмадулин Е.В., Овсепян Р.В. История отечественной журналистики ХХ века. — Ростов-на-Дону: издательство Южного федерального университета, 2008. — 412 с.
2. Гроссман В.С. Годы войны. — М.: Правда, 1989. — 464 с.
3. Кто есть кто в мире / Гл. ред. Шалаева Г.П. — М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — 168 с.
4. М. Горький. О русском крестьянстве. // www.intelros.ru/maksim_gorkijj_o_russkom_krestjanstve.html.
5. М.М. Зощенко. Аристократка. На живца. // www.ostrovok.de.
6. По Союзу Советов (часть 5) // www.gorkiy.lit-info.ru.
Размещено на