Выдержка из текста работы
Простейшей формой мысли является понятие. Логика рассматривает мышление понятие как деятельность по получению истинного знания об окружающем мире, следовательно, определение понятия должно отвечать как минимум на два вопроса:
- Как понятие связано с действительностью?
- Как оно представлено в языке?
Окружающий нас мир состоит из предметов, явлений, процессов. Возникновение и эволюцию человека связывают с развитием человеческого мышления и языка, со способностью в абстрактной, идеальной форме воспроизводить материальную действительность. Познавать мир абстрактно – это значит получать знания о его существенных характеристиках (признаках). Иначе говоря, понятие – это мысль об общих существенных признаках.
Другой аспект определения понятия связан с формой его представления в языке. Поскольку понятие по своей природе идеально, т.е. недоступно органам чувств, не наглядно, то оно нуждается в способе своей материализации. Таким материальным средством выражения наших мыслей является естественный язык. Понятие – это мысль в ее простейшей форме. Отражая существенные признаки предмета мысли (реального или вымышленного), понятие выражается в слове и выступает смыслом слова.
Следовательно, можно сделать вывод, что понятие – это мысль о существенных признаках предметов, выраженная в слове или словосочетании.
Для того чтобы уметь оперировать понятием, необходимо знать его структуру. Структура понятия определяется его ролью в мышлении и состоит из двух элементов:
- Содержание. Качественные параметр в структуре понятия. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков, мыслимых в данном понятии, как отличительных, так и общих.
- Объем в структуре понятия обозначает совокупность понятия предметов мысли, обладающих одним содержанием, т.е. одними и теми же отличительными признаками. Объем выступает количественным параметром понятия.
К примеру, содержанием понятия «акция» являются признаки, указывающие на то, что это «ценная бумага» (родовой существенный признак), «свидетельство о внесении определенной доли в капитал акционерного общества», «право на получение части прибыли в виде дивиденда» (видовые существенные признаки). Объем понятия «акция» образуется из всех ее разновидностей, обладающих вышеперечисленными свойствами (акции именные, предъявительские, простые, привилегированные, учредительские и др.).
Содержание и объем понятия связаны законом обратного отношения (З.О.О). Суть закона заключается в том, что с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается. Этот закон имеет большое значение для индивидуальной мыслительной практики. Он позволяет переходить от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом за счет изменения его содержания. Объем – функция содержания. З.О.О играет важное значение в установлении родовидовых отношений, в уточнениях и спецификациях, при ограничении и обобщении мысли.
Взаимосвязь содержания и объема понятия позволяет воспроизводить в уме сложные взаимосвязи и взаимоотношения реального мира. Поскольку понятийное мышление «смотрит» на окружающий мир сквозь призму признаков, характеризующих те или иные предметы действительности, то благодаря ЗОО человек может углублять или расширять свои знания о внешнем мире. От понятия «закон» можно перейти к понятию «закон физики», «экономический закон», от понятия «научная работа студента» к уточняющим понятиям «курсовая работа», «диплом».
Итак, чем больше содержание мысли, тем меньше, конкретнее ее объем, а чем меньше содержание, тем объемней мысль
По содержанию понятия принято делить на:
- Конкретные и абстрактные. Конкретные понятия — это понятия о предметах или процессах («устройство», «образование», «растение», «диплом»). Абстрактные — это понятия о свойствах и отношениях («красивый», «безбилетный», «родной»).
- Абсолютные и относительные. Абсолютные понятия безотносительны, самостоятельны, беспредпосылочны. В их содержании нет признаков, указывающих на их зависимость от других понятий. Например, «зрение», «наука», «инженер». В содержании относительных понятий имеются признаки, указывающие на те понятия, с которыми оно соотнесено по смыслу, и без которого оно бессмысленно. Относительными являются понятия «муж», «родители», «учитель», «жених». Трудно себе представить «мужа» без жены, «родителей» без детей, «учителя» без учеников, «жениха» без невесты. Также относительными являются и «парные понятия» диалектической логики: «форма и содержание», «сущность и явление», «причина и следствие» и др. В уме как в жизни. Логика понятий отражает логику вещей.
- Положительные и отрицательные. В положительных понятиях мыслится присутствие определенных признаков («экономика», «техника», «спорт»). В отрицательных понятиях фиксируется отсутствующий признак. Например, «нездоровый», «алогичный», «аморфный», «неподготовленный». Отсутствие признака – это тоже признак.
По объему понятия делятся на:
- нулевые: объем = 0 («Циклоп»);
- единичные: объем = 1 («создатель дизеля»);
- общие: объем > 1 («космонавт»).
Кроме того, по характеру элементов, образующих объем, можно различать собирательные и несобирательные понятия. Они различаются типом отношений между отдельными элементами класса и всем классом элементов. Главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса. К примеру, собирательными являются понятия: «Солнечная система», «Большая медведица», «коллегия адвокатов», «футбольная ассоциация», «дивизия». В каждом из них мыслится ряд элементов, из которых они «собраны». Так, футбольная ассоциация состоит из нескольких футбольных клубов, однако ни один из них не является «футбольной ассоциацией», а лишь ее частью. Напротив, признаки, содержащиеся в несобирательных понятиях, относятся как к классу предметов, так и к его отдельным элементам. Например, понятие «цветок» характеризует и весь класс цветов, и каждый цветок в отдельности – розу, ромашку, пион.
Упражнения:
1.Определите объем следующих понятий:
Черное море — объем = 1
Страны Шенгенского союза — объем > 1
Евро — объем > 1
Сервер — объем > 1
Декан — объем > 1
Персональный компьютер — объем > 1
Кентавр — объем = 0
Алогичный — объем = 1
Самая кровопролитная война — объем > 1
Русалка — объем = 0
«Война и мир» Л. Н. Толстого — объем = 1
Лама — объем > 1
Президент Республики Беларусь — объем = 1
Изобретатель дизеля — объем > 1
Ю. А. Гагарин — объем = 1
2.Укажите, какими являются эти понятия по содержанию.
Черное море — конкретное, относительное, положительное;
Страны Шенгенского союза — конкретные, относительные, положительные;
Евро – конкретное, абсолютное, положительное;
Сервер – конкретное, абсолютное, положительное;
Декан – конкретные, абсолютные, положительное;
Персональный компьютер – конкретное, абсолютное, положительное;
Кентавр – конкретное, абсолютное, положительное;
Алогичный – абстрактные относительные, отрицательные;
Самая кровопролитная война – абстрактные относительные отрицательные;
Русалка — конкретное, абсолютное, положительное;
«Война и мир» Л. Н. Толстого конкретное, абсолютное, положительное;
Лама — конкретное, абсолютное, положительное;
Президент Республики Беларусь – конкретное, абсолютное, положительное;
Изобретатель дизеля – конкретное, абсолютное, положительное;
Ю. А. Гагарин – конкретное, абсолютное, положительное.
3.Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
Б Г У И Р > Г У И Р > У И Р > ВУЗ ИР > ВУ З >УЗ
БГУИР – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.
ГУИР – государственный университет информатики и радиоэлектроники (при сокращении содержания, убрали «Белорусский», мы увеличили объем, так как он не обязательно может быть белорусским).
УИР – университет информатики и радиоэлектроники (аналогично, он может быть не только государственным, но и коммерческим).
ВУЗ ИР — высшее учебное заведение информатики и радиоэлектроники (оно может быть не только университетом)
ВУЗ — высшее учебное заведение (оно может быть любого профиля)
УЗ — учебное заведение.(любое учебное заведение).
Аналогично, и в обратную сторону, при увеличении содержания, мы ограничиваем объем.
2. Определите вид сложного вывода: ((рq)∧р)q и постройте таблицу истинности.
В данном примере используется несколько сложных суждений: конъюнкция и 2 импликации. Построим таблицу Истинности, рассмотрев вывод по частям.
Таблица 1 : Таблица истинности.
p |
q |
рq |
(рq)∧р |
((рq)∧р)q |
И |
И |
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
Литература
- Малыхина Г. И. «Логика» / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. III., разд. 2.1- 2.4, 3.2, 3.3.
- Белнай Н. «Логика вопросов и ответов» / Н. Белнай, Т. Стил. – М., 1982.
- Гетманова А. Д. «Логика» / А. Д. Гетманова. – М., 1986.
- «Логика» / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994.