Выдержка из текста работы
Экономические действия людей приводятся в движение потребностями и интересами. Потребность есть объективная нужда человека в чем-либо. Интересы – это осознанная потребность.
В современной социально-экономической литературе существуют различные теории, авторы которых предпринимают попытки определить содержание и виды потребностей современного человека. Фрейдизм (учение австрийского психолога З.Фрейда) в потребностях видит два начала: во-первых, сознательное, осознанное, умственное, рациональное, подчиненное разуму; во-вторых, подсознательное, эмоциональное, подчиненное, первичным биологическим влечениям и страстям. А.Маслоу (американский психолог) выделяет пять основных потребностей, выстраивая их в виде пирамиды. При этом иерархия потребностей идет от низших потребностей материального характера к высшим, духовным:
1) физиологические потребности в пище, одежде, жилище;
2) потребности различных форм самосохранения и безопасности;
3) социальные потребности самых различных видов;
4) потребности в уважении со стороны окружающих;
5) потребности в личном самоутверждении и самореализации.
На этой основе предпринимаются попытки выявить потребности туристов – людей, которые в свои жизненные потребности включают потребление туристских услуг.
Рынок действует на удовлетворение экономических потребностей человека, то есть его потребности в товарах и услугах. Абсолютное большинство потребностей удовлетворяется за счет изготовления продукции. При этом потребности становятся все более разнообразными. Вместе с материальными потребностями растут
потребности духовные. В каждый конкретный исторический момент люди и организации, составляющее общество имеют множество экономических потребностей.
Одни из них диктуются биологическими условиями существования человека, другие возникают в результате сложившихся обычаев и привычек. Рациональное потребление может повышать общую эффективность экономики. Удовлетворение потребностей – это
стимул к дальнейшему развитию производства. Вместо потребленной продукции возникает необходимость создавать новую. Удовлетворенная потребность рождает новые запросы. С течением времени, в ходе развития общества потребности
изменяются в сторону умножения и сложения, то есть в обществе действует закон возвышения потребностей. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности могут быть реально
удовлетворены. Можно сказать, что экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития
производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует процесс производства. Степень удовлетворения потребностей во многом зависит от их структуры. Множество благ, удовлетворяющих
экономические потребности, можно подразделить на: предметы первой необходимости (пища, одежда и т.д.); предметы роскоши или, по крайне мере, такие, без которых хотя бы временно можно обойтись (дорогие меха, виллы, драгоценности и т.д.).
Вместе с тем, надо учитывать, что предметы, являются роскошью для одних людей, могут считаться для других совершенно необходимыми. В то же время развитие может приводить к тому, что предметы, еще вчера считавшиеся предметами роскоши,
сегодня становятся достаточно доступными для большинства населения и приобретают характер товаров повседневного спроса. Так произошло с холодильниками, телевизорами, видеомагнитофонами, автомобилями, компьютерами. Проблема имеет как теоретическое, так и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних покупателей.
Обобщая многочисленные высказывания о системе туристических потребностей, вытекает вывод, что эту систему наиболее полно выражает концепция, которую представили Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Эти организации, обобщая
многолетний опыт туризма в различных странах мира, выделяют шесть основных потребностей туристов:
1) рекреация, досуг, отдых;
2) посещение знакомых и родственников;
3) деловые и профессиональные цели;
4) лечение;
5) религия и паломничество;
6) прочие цели, которые содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей.
Их перечисленных выше потребностей в туристских услугах авторы концепции ВТО и МСОТО справедливо на первое место ставят рекреационную деятельность человека, которая ныне практически входит в условия воспроизводства рабочей силы при нормальных условиях жизни населения как отдельно взятой страны, так и планеты в целом. Рекреационная деятельность, как и все другие виды потребностей туристов (лечение, посещение знакомых и родственников, деловые и профессиональные поездки, религия и паломничество) порождает вторичные потребности туристов на основе эффекта мультипликатора. К этим потребностям производства мультипликативного характера относятся потребности в транспортных услугах, жилье, питании, развлечениях, вразличного вида впечатлениях эмоционального характера, в общении, стремлении познать историю, нравы, искусство других народов и т.п..
Особое место в ряду потребностей мультипликативного характера у туристов занимают природно-климатические (прежде всего курортологические и общеоздоровительные) факторы, а также деловые и духовно-культурологические потребности.